Глава Минтруда назвал размер средней пенсии в 2019 году

Максим Топилин – о повышении пенсионного возраста и сокращении сроков получения материнского капитала

28 июнь 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4352 от 28 июнь 2018

Повышение пенсионного возраста — одна из главных тем, обсуждаемых сегодня в обществе. Почему именно сейчас был внесен такой законопроект и по какой причине женщинам планируют повысить пенсионный возраст на восемь лет, а мужчинам на пять?

 

Как Минтруд будет воздействовать на работодателей, чтобы не допустить дискриминации при приеме на работу 50–60-летних, и почему не будут вводить квоты для возрастных сотрудников? Каким образом изменится система выявления профзаболеваний и насколько сократят сроки выдачи сертификата на маткапитал? Об этом в интервью газете «Известия» рассказал министр труда и социальной защиты России Максим Топилин. Это очень важные пояснения, касающиеся предстоящей пенсионной реформы, и «В» приводит отрывки из этой публикации.


– Какова главная цель изменения пенсионной системы?


– Главная цель предложений правительства — увеличение размера пенсии как нынешних пенсионеров, так и будущих.


Поставлена задача увеличивать пенсии выше инфляции. Люди, которые сегодня достигли пенсионного возраста, получат прибавку к пенсии.


– Насколько именно вырастут пенсии?


– В 2019 году прибавка к пенсии неработающего пенсионера должна составить в среднем 1 тыс. рублей. Есть не совсем верные трактовки. 1 тыс. рублей — прибавка в среднегодовом выражении с учетом индексаций в феврале и апреле. В итоге пенсионеры за год получат в среднем на 12 тыс. рублей больше. У кого-то пенсия больше, у кого-то меньше, поскольку размер пенсий у каждого человека свой. Я исхожу из средних пенсий, которые у нас сложились. К концу года (2018-го. – Прим. ред.) ежемесячная средняя пенсия составит 14 тыс. 414 рублей. Прибавка на 1 тыс. рублей означает, что в течение следующего года средняя пенсия будет уже 15 тыс. 400 рублей. Это среднее повышение. Если ничего не предпринимать, не изменять параметры пенсионной системы, не повышать пенсионный возраст, ресурсов и возможностей у пенсионной системы за счет полученных страховых взносов и трансфертов из федерального бюджета просто нет, поэтому приняли решение, которое давно обсуждалось экспертами, различными профессиональными группами. Это единственный выход.


– Почему именно сейчас?


– Параметры пенсионного возраста, закрепленные в законодательстве 1956 года, когда пенсионная система сложилась в СССР, принимались в 20-е годы прошлого столетия: тогда средняя продолжительность жизни составляла 43 года. В советский период продолжительность жизни выросла. В конце 1980-х годов ученые писали, что предпосылки для повышения пенсионного возраста есть, но по политическим соображениям решение не принималось.


В 1990-е годы произошло снижение продолжительности жизни, росла смертность, снижалась рождаемость. С 2000 года ситуация стабилизировалась, в 2007 году были приняты решения по демографическим инициативам, по национальному проекту в сфере здравоохранения. Когда ресурсы пошли именно в эти сферы, мы получили очень серьезный положительный результат. По итогам 2017 года средняя продолжительность жизни — почти 73 года. Такой серьезный рывок мы сделали в 2000–2010-е годы.


В 2000 году средняя продолжительность жизни мужчин составляла 59 лет, сегодня — уже 67,5 года. Прогноз на 2030 год и задача, которую, мы считаем, можно реализовать, — продолжительность жизни почти 76 лет для мужчин. То есть за 30 лет она вырастет почти на 17 лет.


Положительные результаты достигнуты благодаря серьезным изменениям в здравоохранении, в других сферах. Пенсионная система не может при изменившихся параметрах оставаться прежней. Наступил момент, когда нам нужно плавно, постепенно повышать пенсионный возраст, потому что к 2030 году рост продолжительности жизни и продолжительность жизни после достижения пенсионного возраста будут увеличиваться. Нужно именно сегодня принять решение, чтобы купировать риски будущих периодов.


Кроме того, мы понимаем, что число пенсионеров на одного работающего растет. Это тоже результат мер, которые принимаются в сфере демографии. Если вы вкладываетесь в здравоохранение, продолжительность жизни растет, пенсионная нагрузка на работающих увеличивается. Замкнутый круг. Все страны такие решения уже приняли, потому что это объективная экономическая закономерность: мы дольше живем, дольше работаем и работники обеспечивают пенсии не только себе в будущем, но и сегодняшним пенсионерам.


– Вы отметили, что главные бенефициары этих изменений — пенсионеры. Только неработающие или работающие в том числе?


– Это очень важное уточнение. Мы исходим из того, что правила остаются прежними: пенсии индексируются пенсионерам, которые не работают. Пока пенсионеры работают, прибавку получать, к сожалению, не будут. Когда они прекратят работу, их пенсия будет увеличена с учетом всех индексаций, которые были произведены за то время, когда они работали.


– Будет повышаться пенсионный возраст для льготников?


– Для тех, кто имеет право на льготное пенсионное обеспечение по спискам № 1, № 2 и малым спискам («Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»), то есть работающих во вредных и тяжелых условиях труда, ничего не меняется. Они будут выходить на пенсию в тех же возрастах и при наличии того же стажа.


Ничего не меняется и для тех, кто имеет право на пенсии, которые назначаются по социальным мотивам. Это женщины, которые воспитали пятерых и более детей, те, кто воспитал ребенка-инвалида, ряд других категорий.


Для педагогов, медиков и творческих работников требования к стажу остаются прежними – 15–30 лет в зависимости от категории работников. Получить досрочную пенсию они смогут несколько позже, так же, как будет отодвигаться пенсионный возраст. Отработать им на этом рабочем месте нужно столько, сколько сейчас, и спустя восемь лет они получат право на досрочную пенсию, и, как в случае повышения общеустановленного возраста, предлагается плавный переходный период.


– Почему для женщин пенсионный возраст предлагают повысить на большее количество лет, чем для мужчин?


– Практически во всех странах идет уравнивание пенсионных возрастов для мужчин и женщин. Основная причина в том, что, к счастью, женщины живут дольше. Это мировые тенденции. Разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин у нас несколько выше. С одной стороны, чтобы ресурсы пошли на повышение пенсий, мы должны сблизить возрасты выхода на пенсию. С другой стороны, женщины несут гораздо большую семейную, домашнюю нагрузку. У нас есть определенные взгляды на этот вопрос, российские традиции, поэтому разрыв должен сохраняться.


– Пенсионный возраст — это одно, а возраст утраты трудоспособности — совсем другое. Какой он сейчас в среднем?


– Пенсионная система развивалась из пенсий по инвалидности. У нас тоже есть пенсии по инвалидности, компенсации утраченного заработка в связи с утратой трудоспособности. Такие механизмы тоже присутствуют, когда в связи с состоянием здоровья конкретного человека фиксируется утрата трудоспособности и он получает компенсации из Фонда социального страхования или ему назначается пенсия по инвалидности. При этом человеку не запрещается работать. Раньше с 1-й группой инвалидности не всегда разрешали работать. Когда Россия ратифицировала Конвенцию ООН по правам инвалидов, мы отошли от этого правила. Любой человек даже при наличии самой тяжелой инвалидности не должен иметь ограничений. Трудиться — это его выбор, его возможности, его интеграция в общество. Когда были созданы развернутые пенсионные системы, мы отошли от такого подхода — измерять состояние здоровья каждого человека с точки зрения права на получение пенсии, потому и были установлены позиции по возрастам.


В старшем возрасте люди, конечно, больше болеют, имеют большие риски инвалидизации. Мы внимательно следим за этими цифрами. Да, подавляющее большинство инвалидов — люди старшего возраста, но нельзя сказать, что в 63–65 лет происходит резкий скачок. Значимый рост числа инвалидов фиксируется в возрасте от 70 лет и старше.


– В связи с изменениями в пенсионной системе возникают риски для двух групп граждан: люди предпенсионного возраста и молодежь, выпускники вузов. Как обеспечить рабочими местами поколение 50+, 60+? Но если они будут работать дольше, то молодежи просто некуда будет трудоустраиваться...


– Это также ответ на вопрос, почему это решение принято сейчас. На рынок труда определенное время будут выходить самые малочисленные поколения — те, кто родился в 1990-е и начале 2000-х годов. На рынок труда выходит мало людей, снижается численность населения трудоспособного возраста. Именно сейчас можно предполагать с высокой точностью, что серьезной конкуренции (за рабочие места. – Прим. ред.) происходить не будет. Безусловно, за этим (ситуацией на рынке труда. – Прим. ред.) нужно очень внимательно наблюдать, серьезно работать инспекциям по труду, если у людей, которые будут несколько дольше работать, возникнут риски.


При этом рынок рабочих мест для молодых людей несколько другой, чем для людей пенсионного или предпенсионного возраста. Они где-то пересекаются, но все-таки молодые люди настроены на другие рабочие места, другие технологии, другие профессии. Здесь не должно быть серьезной конкуренции.


Часто говорят, что людей будут увольнять. Так может произойти с человеком любого возраста в любое время. Ключевой фактор: человек должен сохранять свои компетенции. Люди, которые работают в 60–65 лет, конкурентны на рынке труда: у них есть опыт, знания, навыки.


– Возрастные квоты не собираетесь вводить?


– У нас есть квоты только для одной категории – это инвалиды. Ни для молодежи, ни для пожилых таких механизмов нет. Думаю, что это нецелесообразно. Мне представляется, что, наоборот, это подтолкнет работодателя обходить механизм.


– Ожидаются ли изменения в программе материнского капитала?


– Информационные технологии позволяют проводить операции с материнским капиталом гораздо быстрее. В правительство внесен законопроект, который позволит принимать решения по материнскому капиталу не в течение месяца, как сейчас, а в течение 15 дней. Законопроект согласован со всеми министерствами. Посмотрим, какое заключение нам даст администрация президента.

Автор: Евгений СИДОРОВ