Салоны красоты надеются на мужчин
За счет кого и чего выживает индустрия красоты
Последние несколько лет представители сферы торговли и бытовых услуг сетуют, что потребители туже затянули пояса и стараются тратить с умом, больше всего экономя на развлечениях и удовольствиях. Некоторые сферы бизнеса терпят нелегкие времена. Кому нужны новые машины, туфли или прически, если не хватает на более необходимое.
Вместе с тем, согласно информации крайстата, населению Приморья в этом году оказано платных услуг на 51,8 млрд рублей. Из них на бытовой сервис приморцами потрачено 9 %, или 5,8 млрд рублей, что на 4 % больше, чем год назад. В списке бытовых услуг на одном из первых мест значатся парикмахерские. Корреспондент «В» пообщался с представителями индустрии красоты Владивостока, чтобы выяснить, как все-таки обстоят дела в этой сфере бизнеса.
Сам себе парикмахер
Мнения собеседников разделились. Часть, по их словам, никак не ощущает на себе кризис и сокращение расходов граждан на уходе за собой. Другие, наоборот, сетуют, что кресла в зале зря пылятся: клиенты стали много реже навещать их. Да и денег в кассе оставляют все меньше, предпочитая базовые стрижки и монотонные окраски вместо когда-то востребованных многоцветовых креативных причесок.
Во втором лагере – владелица парикмахерской Ирина Миронова. Разница в выручке в этом году по сравнению с докризисными временами бросается в глаза. Полупустой зал, заметно, что половина рабочих мест уже давно необитаема.
– В последнее время идет очень большой спад клиентов, – признается владелица парикмахерской. – Многие наши клиенты вынуждены экономить на своем внешнем виде. Именно отказ от некоторых услуг и есть первая причина ухудшения состояния салонов.
– Если раньше женщины приходили за прическами буквально к каждому празднику или просто к выходным, то теперь мы делаем укладки только для очень важных мероприятий, которые бывают раз в жизни: на выпускной, свадьбу, 50-летний юбилей. Стрижки и окрашивание тоже стали делать реже. Зимой, пока все ходят в шапках, многие не видят смысла лишний раз тратить деньги, – объясняет хозяйка салона.
Желание сохранить деньги в семейной копилке преследует даже невест. По словам Юлии Обыденновой, совладелицы студии красоты, специализирующейся на создании праздничных образов (прическа и макияж), будущие жены предпочитают делать себе прически сами, а сэкономленные средства потратить на расширение меню.
– Они экономят на образе, чтобы заказать торт у топовых кондитеров, отметить торжество в шикарном ресторане. А почему-то образ считают чем-то не особо важным. Встречала невест, которые делают сами себе и маникюр, и макияж, отказываются взять в аренду специальные пряди, чтобы прическа выглядела шикарно и держалась дольше. Обидно, на мой взгляд: про торт люди забудут, а вот образ будет храниться долгие годы на фотографиях. И непрофессионально сделанный макияж может сыграть плохую шутку, впрочем, как и прическа, сделанная неопытным мастером, – отметила Юлия.
Конкуренция вставляет палки в колеса
Юлия Обыденнова назвала еще одну причину уменьшения клиентского потока – сумасшедшую конкуренцию.
– Количество клиентов, на мой взгляд, не стало меньше, просто очень выросло количество мастеров. Особенно фрилансеров. Конечно, это отражается на общем числе клиентов. Например, в 2014 году в июне в свадебные дни, пятницу и субботу, к нам приходило до 30 клиентов, а сейчас 19. На треть количество посетителей уменьшилось, – подытожила Юлия.
Также, по словам Ирины Мироновой, отбирают и китайские мастера. Их рабочие места расположены в самых популярных и проходных точках – у остановок и на рынках.
– Стрижки у них стоят дешево, записываться или ждать очереди практически никогда не надо. Конечно, многие, желая сэкономить, уходят к умельцам из Поднебесной. Но потом возвращаются – разница в 100 рублей играет злую шутку: кривые срезы, асимметрия, которую потом приходится исправлять профессионалам.
Оксана Белова, мастер-парикмахер, отмечает еще одного конкурента, если можно так выразиться, – видеоуроки и пошаговые инструкции в Интернете.
– Люди смотрят эти уроки, например, как сделать дома окрашивание в технике балаяж (осветление выделенных прядей. – Прим. авт.), покупают дешевую краску в магазинах и ставят над собой эксперименты. Зачастую опыты заканчиваются неудачно, и нам приходится изрядно потрудиться, чтобы исправить пробу пера, – отметила Оксана.
Сильный пол прической не заморачивается
Конечно, индустрия красоты не может умереть окончательно. Да, в трудные времена будет штормить, но на плаву может остаться большинство салонов. Ирина Миронова в сфере красоты с 80-х. Но и на ее памяти не происходило такого, чтобы жители Владивостока полностью отказались от парикмахерских услуг.
– Спрос на услуги красоты был и есть всегда, – отмечает владелица салона. – Даже в самое тяжелое время, в 90-е, мы выжили. Но наш заработок во многом зависит от кошелька клиента.
Другие собеседники «В», заставшие тяжелые годы только в студенчестве, также согласны с точкой зрения Ирины Мироновой.
Кроме того, все представители индустрии красоты сходятся в одном: в кризис вся надежда на мужчин. И еще на женский маникюр.
– Большинство представителей сильного пола не готовы к самостоятельному уходу за прической – стричься, краситься сами не будут. Поэтому они – наши постоянные клиенты. Да и большинство из них не заказывают дорогой уход и креативное тонирование, замысловатые стрижки и прически, поэтому салонный сервис для мужчин не подорожал настолько, что стал не по карману, – уверяет Оксана Белова.
– Руки – все для женщин. Поэтому даже в кризис они вряд ли откажутся от маникюра и покрытия. Лучше на дорогой краске для волос сэкономит, откажется от модной стрижки, но руки приведет в порядок, – добавляет Юлия Обыденнова.
Главное – сервис
Говорить о том, что абсолютно все салоны ощущают на себе отток клиентов, неверно. Как считают некоторые собеседники «В», небольшое количество клиентов в день не всегда равно пустой кассе.
– Я работаю в центре города, наш салон не рассчитан на массового клиента, в день больше пяти человек на мастера не бывает. Высокий сервис недешев, клиентов априори мало, но и спада спроса на наши услуги не наблюдается. Да, кто-то уходит, но и новые приходят, – заверила Оксана Белова.
– Убывания денег или клиентов не ощущаю. Мне кажется, что ухоженный внешний вид – это важная потребность каждого человека, отсюда и популярность моей профессии, – отметила совладелица салона красоты во Владивостоке Юлия Герасимова.
По мнению Юлии и Оксаны, главное в парикмахерском деле – сервис и качество оказываемых услуг. Для привлечения новых клиентов девушки советуют использовать различные акции и быть активнее в рекламе.
– А вообще, сервис важнее цены. Клиент должен увидеть разницу между салонной услугой и домашней, – добавила Оксана Белова.
Юлия Обыденнова рассказала о своих методах привлечения клиенток в студию красоты. Привлекательная цена тоже есть в списке:
– Мы решаем проблему отменным качеством услуг, приятными дополнениями к сервису (чай, японский кофе, фитнес-батончик – к каждой услуге). Расческу дарим: новую вскрываем при клиенте, он ее и забирает после процедуры. Но самый главный наш козырь – это цена. Сегодня прически в студиях стоят от трех тысяч рублей и выше, у нас самая дорогая – менее двух тысяч. Мы считаем, что сейчас эпоха дорого – значит качественно ушла, а ей на смену пришла эпоха доступно – значит качественно, – раскрыла свои секреты Юлия.
Автор: Анна ФРАДКОВА