А что в архиве останется от вас?
Первая метрическая книга Владивостока, грамота от Николая Второго и письма расстрелянной девушки...
Музей Арсеньева приглашает осмыслить роль архивных документов в жизни каждого из нас и войти в историю края.
Этим летом в музее работают две уникальные выставки. Одна из них приехала на Дальний Восток из Великого Новгорода: коллекция новгородских берестяных грамот XI–XV веков и другие экспонаты, повествующие о древнем русском городе и его жителях. Экспонатами второй выставки стали документы архивов Приморского края и фондовые коллекции музея.
Почему сразу две выставки с документальными источниками из прошлого расположились в одном музейном здании? Куратор выставки «Искусство памяти: к 100-летию архивной службы России», руководитель отдела исследований музея имени В.К. Арсеньева Вера Кавецкая так ответила на этот вопрос:
– Работая над концепцией выставки, мы учитывали два события. Одно из них – 100-летие архивной службы России. Второе – открытие экспозиции «Коллекционируя Россию: Великий Новгород», на которой представлены берестяные грамоты – феномен культурного наследия, проливающий свет на истории повседневной частной жизни горожан XIII – XV веков. Открытые трудами не одного поколения археологов грамоты удивительным образом сохранила земля. Возникло естественное желание показать и сознательную деятельность человека по увековечению значимых для него, семьи, страны и государства артефактов, благодаря которым воссоздается история во всех означенных масштабах. Хотелось обратить внимание на институт сохранения памяти, но уже не частной, а общественной (а в отношении архивов – в большей мере государственной), который основан на тщательном отборе и системной организации хранения знаковых документов, персоналий и текстов.
Memoria – это память и забвение
Музей и архив – культурные институции, отвечающие за сохранение социальной памяти и исторического наследия, но последний ограничен в возможности предъявлять публике свой документальный фонд. Музей же, напротив, широко презентует сокровища своих собраний, в том числе и архивные материалы, чтобы воссоздать события и образы людей, оставшиеся в памяти города, региона и страны в целом.
Выставка посвящена не столько истории отдельного архива или архивного дела, сколько искусству собирать свидетельства истории (большой и малой) и сохранять социальную и историческую память через комплектование и изучение самых разных архивов.
Небольшая экспозиция, которая расположилась на третьем этаже главного корпуса, поделена на несколько смысловых частей: архив как дело общественное, государственное и личное.
– Мы старались через предметный ряд экспозиции раскрыть смысловое содержание каждого из разделов выставки. Например, государственный исторический архив (раздел «Хранимое государством») показан через предметы, которые позволяют воссоздать историю ярких событий, общезначимых свершений всего населения региона и отдельных личностей. Один из когорты наших замечательных государственных деятелей – Петр Васильевич Казакевич, комплекс которого и помещен в данном разделе экспозиции.
Жителей края отлично характеризует совершенно уникальная грамота, дарованная императором Николаем Вторым населению Приморской области в 1903 году за борьбу с хунхузами.
Также исторические события мы представили через материалы первого летописца Владивостока Николая Петровича Матвеева. Его рабочая переписка и документы высвечивают не только грандиозность празднования 50-летия города Владивостока, но и позволяют задуматься об усилиях самих горожан, благодаря которым оно состоялось.
Перед музеем не стояло задачи парадно-официально рассказать о юбилее архивной службы, отмечает Вера Кавецкая. Специалисты хотели обратить посетителей выставки к осознанию того, что представляет собой искусство памяти, которым все мы овладеваем в той или иной мере в процессе жизни, и посмотреть через эту призму на назначение и деятельность важнейшей из мемориальных институций – архива.
– Memoria, как известно, базируется на двух процессах – памяти и забвении, на том, что мы помним, и том, что забываем. Выставка нацелена на то, чтобы посетители поразмышляли: что и зачем мы храним? Чтобы каждый задумался, куда мы отправляем фотографии, документальные или иные свидетельства своей жизни: в мусор или в каталог какого-либо архива? Именно поэтому в разделе «Сохраняемое людьми» представлены личные архивы вместе с мемориальными предметами. Чтобы наглядно показать: из свидетельств жизни человека для архива более важны документы, а для музея – еще и предметы, составляющие контекст создания этих документов. Ведь наша память хранит не только и не столько ключевые документальные свидетельства, но и сопутствующие артефакты, передающие атмосферу времени. Люди сами вольны выбирать, какую память о себе они передадут в наследство потомкам и какие свидетельства о своем времени заложат в архивное наследие, – рассказала куратор выставки.
Гордость коллекции, или С чего все началось
До 1918 года – времени создания в стране системы архивов – главным источником информации о населении, росте или снижении рождаемости и смертности, количестве браков служили метрические церковные книги. Они велись священнослужителями в каждом приходе на протяжении не одной сотни лет. Метрические книги фиксировали как демографические (рождение, брак, смерть), так и религиозные события (крещение, венчание, отпевание) и велись в двух экземплярах: один хранился в архиве консистории (духовном правлении), второй оставался в церкви.
На выставке представлен уникальный архивный источник – первая метрическая книга Владивостока, которая хранится в музее. Хотя такие книги предназначаются для записей в течение одного года, эта книга использовалась почти четыре: с 1863 по 1867 год. В метрических записях упоминаются фамилии, которые знакомы с детства каждому владивостокцу: Семенов, Купер, Шкот, Де-Фриз, Резанов. Так, первый гражданский житель Владивостока купец 3-й гильдии Яков Лазаревич Семенов и члены его семьи упоминаются в 12 записях.
Личный архив – семейная и национальная память
Среди прочих персоналий в разделе личных архивов есть комплекс, рассказывающий о приморской девушке Лиде Медведевой. Под стеклом – пожелтевшие письма и открытки. Их Лида писала родным с фронта. Ее призвали на войну летом 1941 года как машинистку военного трибунала 3-й железнодорожной бригады. В июне 1942 года она ушла на фронт из Шкотово вместе со своей частью. В марте 1943-го младший лейтенант Медведева была ранена и попала в плен. Расстреляна 15 сентября 1943 года в лагере для военнопленных под городом Кременчугом. Письма и открытки в музей передал отец девушки в 1971 году.
Оставь о себе след
Отдельным разделом выставки выступает интерактивная зона, оборудованная письменным столом и стулом. На столе – пишущая машинка, листы писчей бумаги, ручка и карандаш, а также специально созданные для выставки карточки. Каждый посетитель музея может не просто постучать на пишущей машинке, но и оставить свой отзыв – размышления о том, что, по его мнению, достойно памяти, а что стоит предать забвению; поделиться своими мыслями, возникшими в процессе знакомства с выставкой. Семейные артефакты расскажут об истории города и его жителях
Автор: Анна МИРОНОВА