Зачем охотник на таможне

И почему своенравие для служебной собаки не всегда недостаток

13 июнь 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4343 от 13 июнь 2018

На минувшей неделе  во Владивостоке проходили соревнования по многоборью среди кинологов. Свое мастерство и выучку питомцев показали 17 лучших специалистов из девяти таможен Дальневосточного региона.

 

Таможенники вместе с четвероногими напарниками показали судьям и зрителям умение искать подконтрольные объекты (наркотики, купюры и дериваты) на грузовом и легковом автотранспорте, в багаже и помещениях. Кроме того, собаки продемонстрировали свое умение слушать и подчиняться командам. 


В последний день соревнований для зрителей также выступили кинологи полиции с показательными упражнениями. А еще простые, не служебные, зато отлично дрессированные псы: они показали танцы, парные и одиночные, а затем вышли на футбольное поле, готовые к обнимашкам и фотосессиям.


Зато я отлично работаю носом!


На соревнованиях собаки не делали ничего непривычного. Служа на таможне, они ежедневно выполняют работу по проверке багажа и транспорта и выявлению запрещенных веществ, провозимых через границу. Проверка их навыков была приближена к «боевым» условиям: тот же багаж, те же коробки, те же запахи. За исключением присутствия зрителей, комментатора и некоторых провокаций.


  Например, было такое испытание: целых пять минут пес оставался один, без своего напарника, посреди футбольного поля. Кинолог в это время прятался за ширмой в нескольких десятках метров. Задача собаки – оставаться в той позе, в которой приказал сидеть человек, и не паниковать. Задача кинолога – довериться напарнику и тоже не паниковать. При этом пока секундомер отсчитывал секунды, на поле продолжалась проверка других пар «кинолог-собака». Четвероногие коллеги ходили рядом, сидели, прыгали через препятствия, проходили через толпу хаотично двигавшихся людей. 


Никто не ожидал подставы – внезапного выстрела пистолета. Это была очередная проверка – для нервов собаки и слуха всех присутствовавших. По нормам псы не должны нервничать при звуке выстрела. Это по нормам, но ведь каждая собака – индивидуальность. Так что без казусов не обошлось: несколько хвостатых таможенников, услышав выстрел, начинали лаять и рваться в разные стороны. А один, спаниель Чак, обиженный таким отношением, отказался действовать по инструкции. Чак вообще отказался что-либо делать. В итоге им с кинологом Владимиром Гнедченко пришлось все время до объявления победителей простоять в углу, подальше от стадиона, толпы и других собак. Все для того, чтобы Чак пришел в себя.


– Он просто испугался, ведь в своей ежедневной работе он не слышит выстрелов, – оправдал напарника Владимир, представитель Уссурийской таможни. – Мы с ним служим в пункте пропуска, так что он должен работать носом и не бояться толпы людей. С этим у него все в порядке.


Бесхарактерных псов не бывает


Большинство людей верит стереотипу: лучшая служебная собака – немецкая овчарка. Именно эту породу и ожидаешь увидеть на соревнованиях кинологов. Но в этом году таможенники поразили минимумом «немцев» и большим количеством… спаниелей.


Как объяснили корреспонденту «В» кинологи, немецкие овчарки и впрямь молодцы в службе, но есть две проблемы. Первая: на Дальнем Востоке крайне сложно найти хорошую овчарку с отменным здоровьем, устойчивой психикой и необходимым для этой работы набором качеств. Вторая: нюх овчарок уступает нюху собак охотничьих пород. 
А вот у спаниелей со здоровьем, психикой и нюхом все отлично. Правда, есть еще характер.


– Да, спаниели – охотники. Сами принимают решения и, как и все другие охотничьи породы, могут быть очень своевольными, – подтвердила представитель Биробиджанской таможни Ольга Матвеева, выступавшая с русским охотничьим спаниелем Мэри. – А что делать? Договариваемся с напарником.


Но договариваться получается не всегда, как показал уже знакомый нам Чак. Он, кстати, после выступления был готов делать что угодно – играть, обниматься, принимать вкусняшки. Но только не то, чего от него хотел кинолог: перед общим построением и вручением наград все участники соревнований должны были пройти вместе с собаками по стадиону. Чак эту идею не оценил и идти отказался. Совсем. Весь путь Владимир буквально тащил друга на поводке. А тот упирался всеми лапами. 


– Да, спаниели своенравны. Но их все равно используют на службе, потому что инстинкт поиска у них развит лучше, чем у овчарок. А мы заложенное природой умение находить добычу переводим в умение по запаху находить нужные предметы. Что же насчет их характера, то в работе это бывает полезным, чтобы собака сама шла и искала, без подсказок, – рассказал Владимир Гнедченко.


  Справедливости ради надо отметить, что Чак был не единственным, кто решил показать характер на соревнованиях. Спаниель Мэри, к примеру, вместо того чтобы перепрыгнуть через препятствие по команде, просто убежала к зрителям. А бельгийская овчарка, служащая на Находкинской таможне, в момент съемок для общего фото решила… поспать. Просто легла и повернулась к фотографам задом. 


Разрешите пожать вашу лапу


Еще одна популярная порода собак у таможенников – бельгийская овчарка. И не зря, судя по тому, что почти все места на пьедестале были заняты представителями именно этой породы. 


Лучшими в личном и командном зачете стали представители Камчатской таможни Ирина Дубинина и Виталий Айларов. Ирина и ее питомец поднимались на первую ступень дважды: за лучший результат в личном зачете и за командную работу.


– Моего напарника (бельгийскую овчарку) зовут Вест. Но это по паспорту. А по-простому, по-домашнему, он Велес, или Пуся. Ему три с половиной года, и он член нашей семьи. Мы считаем его не питомцем – он наш третий ребенок. Так к нему и относимся, а он откликается на нашу любовь послушанием и отличной службой, – рассказала Ирина Дубинина.


Должностные обязанности Веста на службе – поиск наркотиков, купюр и дериватов. Все эти навыки он на «отлично» продемонстрировал судьям, за что был награжден медалями и даже рукопожатием начальника таможни.

Автор: Анна МИРОНОВА