Приморье как зеркало России
Владимир Путин обратил особое внимание на проблемы, обозначенные в вопросах жителей нашего региона
Практически на каждой второй прямой линии президента России Владимира Путина с населением страны задавались вопросы из Владивостока и Приморского края. А 7 июня в ходе 16-й встречи в формате вопросов и ответов таких вопросов оказалось целых три среди 2,5 млн звонков, видеообращений, СМС и ММС-сообщений.
Причем первые два прозвучали хотя и не от наших земляков, но долетели до столицы с острова Русского, на котором в конце минувшей недели проходил большой литературный форум. Вначале из кампуса ДВФУ дозвонился российский писатель, журналист, общественный и политический деятель, депутат Госдумы Сергей Шаргунов: его интересовала проблема свободомыслия в нашем государстве. Буквально следом на прямую линию пробился еще один писатель, советник главы ДНР, заместитель командира батальона в Донбассе Захар Прилепин: он спросил мнение российского лидера о ситуации на востоке Украины. Оба писателя получили от Владимира Путина исчерпывающие ответы.
Будем ли летать дешевле?
Состоялся в ходе прямой линии и разговор, который напрямую касается населения всего Дальнего Востока. Об этом глава государства заговорил после обращения к нему жителя Уссурийска Алексея Григорьева. Нашего земляка соединила с президентом волонтер в московской студии Ольга Никитина, которая тоже родом из Уссурийска.
Алексей Григорьев выразил обеспокоенность по поводу подорожания авиабилетов экономкласса по направлению Москва – Владивосток в летний период с 12200 рублей до 55 тысяч. То есть на перелет в обе стороны каждый пассажир должен потратить 110 тысяч рублей.
– Есть программы, которые субсидируют перелеты в отдельные периоды времени по году и работают на отдельные категории граждан по возрастным группам, – напомнил президент. – Первое, что нужно сделать, это увеличить географию и время применения таких субсидий, а также расширить возрастные группы для получения льгот. Но это частные, точечные решения, хотя они тоже востребованы и могут быть реализованы. Самое главное решение уже принято правительством в начале июня, оно касается обнуления НДС на эти перевозки. Это первый очень важный, существенный шаг для снижения стоимости билета.
Кроме того, Владимир Путин обратил внимание на рынок труда на Дальнем Востоке. По его мнению, это острейшая проблема.
– Мы все-таки поддерживаем высокотехнологичные сферы производства, которые были созданы еще в прежние десятилетия на Дальнем Востоке, – подчеркнул он. – Одна из них – это авиастроение, причем если раньше там занимались только боевым самолетостроением, то теперь мы развиваем и гражданские компетенции (речь идет об авиазаводе имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре и арсеньевском «Прогрессе». – Прим. авт.). Одновременно мы будем развивать на Дальнем Востоке судостроение. На верфи «Звезда», где сейчас проводятся большие монтажно-сборочные работы, будут строиться специальные суда, причем такого тоннажа, которые раньше в России вообще не строились. Также будем развивать космическую отрасль. Новый космодром Восточный построен именно на Дальнем Востоке, а не где-то в другом месте. И эти компетенции будут расширяться с привлечением предприятий смежных отраслей со всего региона. Создаются высокие технологии, включая автомобилестроение. Мы сделали серьезный шаг в сфере науки и образования. По сути, создали новый университет на базе имеющихся, конечно, вузов, но тем не менее Дальневосточный федеральный университет – это то, чего в таком качестве и в таком масштабе раньше в регионе не было. Все это вещи длительного, большого цикла, но в этом направлении мы будем двигаться дальше.
Тем временем в администрации Приморья отреагировали на поднятую проблему дорогих авиабилетов. В краевом департаменте транспорта и дорожного хозяйства заявили, что власти региона ежегодно обращаются в Министерство транспорта РФ и Росавиацию с просьбой оказать содействие в увеличении числа авиакомпаний, которые выполняли бы рейсы из Владивостока в города центральной части России. На сегодняшний день из Приморья в Москву рейсы выполняют авиакомпании «Аэрофлот», «Россия» и S7 («Сибирь»), а в Санкт-Петербург летают «Уральские авиалинии».
– Дефицита билетов по стандартным тарифам нет, хотя, конечно, спрос традиционно повышается в летний период. Однако в этом году граждане жаловались на нехватку льготных авиабилетов по субсидированным тарифам. Мы обратились в Минвостокразвития с просьбой увеличить число льготных авиабилетов на летний период, – сообщил начальник отдела морского, железнодорожного и авиационного транспорта Григорий Плотницкий. – В этом году льготные авиабилеты из Владивостока поступили в продажу по нескольким направлениям от компаний «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Якутия» и S7. Стоимость билетов в Москву в одну сторону в этом году составляет 7400 рублей, в Санкт-Петербург – 7500 рублей. Также «Аэрофлот» продолжает продажу билетов в рамках собственной социальной программы «плоских тарифов», когда билет по фиксированному тарифу в экономкласс может приобрести любой пассажир без каких-либо ограничений. В этом году стоимость билетов по этому тарифу из Владивостока в Москву и обратно составляет 25 тысяч рублей.
Застройщиков на переправе меняют
Отдельно президент коснулся темы дальневосточного гектара.
– Программа работает, – отметил Владимир Путин. – При всех ее издержках, а издержки есть, и спасибо, что обращаете на них внимание. Сказать, что все хорошие участки забрали чиновники, – надеюсь, что это не так. Но дополнительно еще раз проверим. Однако люди с удовольствием берут эти участки. Мы теперь приняли решение давать эту землю не только дальневосточникам, но и людям, проживающим в других регионах РФ, которые хотят, готовы и переедут, для того чтобы устроить свою жизнь именно на Дальнем Востоке. Будем совершенствовать эту систему. Обязательно обращу на это внимание.
Еще одну проблему, характерную для всей России, подняла жительница Владивостока Юлия Матвеева. Она рассказала главе государства о недостроенных домах по федеральной программе «Жилье для российской семьи» в микрорайоне Снеговая Падь. По ее словам, программа стартовала в 2014 году, 700 семей вложили в это деньги, но дома до сих пор не построены, хотя должны были быть уже сданы.
Владимир Путин отметил, что зафиксирует этот вопрос и на него будет реакция, в том числе с помощью федерального центра. Однако президент подчеркнул, что проблема гораздо шире, чем упомянутый случай. Это связано с недостаточно внятным регулированием, которое имело место до сегодняшнего дня.
Ситуацию прокомментировал врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко. По его словам, новая компания-застройщик проблемного объекта в Снеговой Пади во Владивостоке приступит к работам по достройке домов уже в этом году.
– Ситуация в микрорайоне действительно была сложная, – рассказал руководитель края. – У прежнего застройщика не хватило средств для достройки домов, которые возводились по госпрограмме. В результате сроки сдачи объектов были сорваны. Сейчас мы нашли нового инвестора-застройщика. Это компания «Восточный луч», которая уже реализовала крупный проект в микрорайоне Зеленый Угол, в том числе и по данной госпрограмме. Сейчас подписан меморандум, по которому эта компания обязуется достроить и дома в Снеговой Пади. Пять из шести объектов будут сданы до конца 2019 года, еще один – годом позже. Для решения проблемы с подведением инженерных сетей к этим домам направлено на техническое присоединение более 0,5 млрд рублей из краевого бюджета. Около 100 млн – в декабре 2017-го и более 400 млн в этом году. «Восточный луч» намерен приступить к активным работам уже в августе.
Автор: Николай КУТЕНКИХ