«Я вас всех уважаю, черти драные…»
Как провинциальный театр сумел показать нам наши же светлые души. Не без помощи Шукшина, конечно
Как вы думаете, уважаемые читатели, чем занимаются зрители, пришедшие на спектакль Уссурийского театра драмы имени Комиссаржевской «Светлые души», прямо по ходу спектакля? А вот чем: бродят по театру. Из зала – в кабинет главного режиссера, оттуда – в буфет, из буфета – в репетиционный зал, из зала – в фойе. Да, прямо группами, и ходят туда-сюда. А актеры и капельдинеры совсем не против. Потому что так задумано!
Спектакль «Светлые души» – это сборник новелл. Пять рассказов Василия Шукшина – «Степка», «Случай в ресторане», «Одни», «Крыша над головой», «В воскресенье мать-старушка» – объединил в одной постановке режиссер Станислав Мальцев. И как объединил! Зрителей еще на входе в театр делят на группы (выдам секрет: по цвету маркеров на билетах), и каждая группа передвигается по театру и одновременно по спектаклю сама по себе. Чтобы потом, посмотрев четыре истории, всем вместе увидеть пятую и войти в зрительный зал на короткую встречу с Василием Макаровичем…
Вызов принят!
– Все рассказы, вошедшие в «Светлые души», разные по жанрам: бытовой, лирический, почти трагикомический, – говорит Станислав Мальцев. – Мало того, в одном действие происходит в избе, во втором – у поселкового магазина, в третьем – в клубе и так далее. Собрать все это на одной сцене, меняя только задники, мне показалось не совсем правильным. Поэтому я и выбрал постановку в форме «бродилки». Форма эта не нова, не мною придумана, она очень даже распространена. Но в нашем спектакле это не самоцель, наоборот, эта форма помогла объединить все рассказы.
Для решения спектакля я принципиально выбрал для каждой новеллы разное пространство театра. «Случай в ресторане» происходит в буфете, в репзале идет рассказ «Одни», в моем кабинете – «В воскресенье мать-старушка», в большом фойе – «Степка», а в зале – «Крыша над головой». Была продумана логика передвижения групп зрителей от точки к точке, чтобы все посмотрели каждую новеллу (да, актеры играют одну и ту же постановку по четыре раза!). Разумеется, очередная группа зрителей смотрит немного другую историю, не такую, какую видела предыдущая. Ведь четыре раза сыграть совсем одинаково просто невозможно. И для актеров эта постановка – самый настоящий вызов!
Констатирую: с такой непростой задачей, как четыре раза подряд отыграть 20-минутный сюжет, не снижая высокого накала страстей, не меняя общей атмосферы спектакля, актеры театра справились прекрасно. По сути дела, «Светлые души» – это целый набор великолепных работ. Хвалить их и восхищаться хочется всеми! Борисом Бехарским (Антип) и Еленой Перегуда (Марфа) в новелле «Одни», такой пронзительно-нежной и лирической, что хоть показывай ее молодым парам, вступающим в брак. Владимиром Тютюнником (Старик) и Валерием Комаристым (Детина) в рассказе «Случай в ресторане» – они невероятно смешные и в то же время по-хорошему пафосные. Трогателен и одновременно трагичен Сергей Солянников (Ганя), яркими красками рисует свою героиню Ульяна Трофимчук (Матрена) в новелле «В воскресенье мать-старушка». Отлично передают атмосферу сбора самодеятельной труппы в колхозе все артисты, занятые в рассказе «Крыша над головой». А как много искренности и драматизма в работах актеров в истории «Степка»…
Село родное посмотреть…
– Принцип выбора рассказов для постановки был такой: все они так или иначе касаются творческого начала в душе человека, – объясняет режиссер. – Неважно, идет ли речь о стариках-супругах, где муж играет на балалайке, или о «народном» юродивом Ганьке, или о собрании самодеятельной актерской труппы. Важно, что в каждом эпизоде речь идет о светлой душе, которая помимо простых житейских забот ищет чего-то еще. И вот это светлое, божеское начало в человеке Шукшин всегда отмечал, всегда выделял…
Никакой пьесы для спектакля писать не понадобилось. Во-первых, все рассказы Шукшина достаточно легко переносятся на сцену – он был человек киношный, писал сценарии. Ну а во-вторых, в каждой новелле актеры озвучивают весь рассказ, мы ни слова не выкинули. К примеру, в новелле «Одни» Антип рассказывает о действиях своего героя, в «Степке» каждый из актеров тоже описывает, что делают он и его соседи. Потому и занята в спектакле фактически вся труппа – там очень много эпизодических ролей, как раз вот таких, озвучивающих авторский текст.
Постановка как бы превращает театр в большую деревню. В деревне же всегда видно, чем соседи занимаются. Вот и у нас, когда смотришь одну новеллу, может быть чуть-чуть слышно, как в соседнем помещении «звучит» другая. А в «Степке» герои почти всех рассказов собираются за большим столом. Тоже как в деревне, где каждому хочется сказать, как герою рассказа «Степка»: «Я вас всех уважаю, черти драные…»
Публика восприняла постановку на ура. Взрослые же как дети: когда с ними правильно играют, когда им задают необычные правила, когда они видят какие-то уголки театра, в которых никогда не были (тот же репзал или кабинет главрежа), они проникаются идеей. Случается тот самый момент игры, в которой они тоже участники.
– Тут еще такой есть момент: жители Уссурийска в основном выходцы из деревень, пусть не в первом поколении, – говорит режиссер. – Да что там, эта самая деревенскость живет в каждом из нас, в каком-то заповедном, особенном уголке нашей души. И эти корни наши очень отзываются на слово Шукшина. Кроме того, сегодня происходит возрождение интереса к его творчеству, его произведения все чаще ставятся в театрах – видимо, чистота его рассказов, его понимание корней русской жизни отзываются в душах.
А еще у Станислава Мальцева есть мечта – поставить спектакль «Весь Шукшин». Только найти бы такую площадку, где могло бы идти многочасовое действие, где зрители ходили бы по разным локациям, смотрели разные новеллы, сходились, расходились, жили бы внутри удивительного подлинного мира…
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ