Тень «Каталины»
Тайна гибели неизвестного самолета на Океанском хребте раскрыта? Или до сих пор остается загадкой?
Продолжение. Начало в номере «В» за 23 мая
В предыдущем выпуске «Секретных материалов» мы начали рассказ о поисках остатков неизвестного самолета, разбившегося на Шаморском перевале в период с 1945-го по начало 1950-х годов. По одной из версий, это был американский бомбардировщик P2V Neptune, по другой – летающая лодка «Каталина» с российским экипажем.
Самолет – на металлолом
Тогда мы стали искать свидетелей падения неизвестного летательного аппарата среди старожилов, проживающих в районе станции Океанской. Это примерно в 10 км от места падения самолета.
И свидетели нашлись. Но чем больше мы с ними общались, тем запутанней становилась история загадочного самолета. А Океанский хребет вместе с окрестностями все отчетливее начинал приобретать зловещий облик Бермудского треугольника. Если верить местным жителям, то со времен Второй мировой здесь погибло огромное количество воздушных машин – от поршневых и реактивных истребителей до гидроплана и вертолета…
Уроженец этих мест, 68-летний Геннадий Папуша, вспоминал, как в мае 1953-го наткнулся на нечто необычное благодаря тому, что у семьи пропала корова.
– Мы ее дня три искали. Погода была солнечная. Я поднялся до перевала и пошел по хребту. Смотрю – вдали отблеск, будто что-то отсвечивает. Корова была бело-черная, я и подумал, что это она. Подхожу. Вижу – лежит что-то огромное. Я сразу понял, что это самолет. Причем не наш. Потом с пацанами мы решили, что это «летающая крепость». Вроде как «Дуглас», я потом такие по телевизору видел. Следов около него не было. И кабины как таковой тоже не было. Я обошел его, посмотрел и пошел дальше. Мне надо было корову искать, – рассказал Геннадий Дмитриевич.
По его словам, около самолета лежали три двигателя, один – впереди кабины пилотов, два – по бокам. Между тем модификаций P2V Neptune было много, но все они были двухмоторные. Откуда взялся третий двигатель, непонятно. Или наш свидетель ошибался?
На другой день, придя в школу, подросток доложил директору, что нашел на перевале самолет. В это время шел месячник по сбору металлолома. И Гена предложил сдать находку на лом. Директор идею поддержал. Разбирать самолет поехали всем классом на полуторке. Школа перевыполнила план по сдаче металлолома, а ученик 9-го класса Гена Папуша получил благодарность за проявленную инициативу…
Кстати, в 2006-м, когда мы собирали информацию о самолете, некоторые очевидцы утверждали, что еще весной 2002 года здесь видели огромный кусок фюзеляжа с люком. Осенью этот артефакт якобы утащили «металлисты».
Старое кладбище и госпиталь № 404
Если с самолетом хоть что-то прояснилось (как минимум он там точно был), то судьба его экипажа все еще оставалась невыясненной. И если это действительно был «Нептун», то можно предположить, что часть экипажа погибла в воздухе или при столкновении с землей. А те, кто выжил, приняли неравный бой с пограничниками. Не отсюда ли дырки от пулеметных пуль на броневых листах?
Не надо забывать, что это было время холодной войны и вооруженного конфликта на Корейском полуострове. Тогда СССР для США был страной вероятного противника. Так что сдаваться американцам резона не было. Они не были военнопленными, они были шпионами. На них параграфы Женевской конвенции не распространялись.
…На станции Океанской есть старое кладбище. Как рассказывают старожилы, здесь похоронены трое летчиков, разбившихся на перевале в начале 1950-х. Об этом нам говорил и Геннадий Папуша. В те годы он жил в двух шагах от погоста.
На кладбище действительно есть захоронение с двумя холмиками за металлической оградкой и… тремя крестами из окрашенных труб. Фотографий, бирок или табличек на них нет. Есть версия, что под этими крестами лежат иностранные граждане, ведь советским летчикам поставили бы памятники со звездами. Узнать правду об этих могилах не у кого. Кладбище закрыли в 1961-м, книга регистрации захоронений не сохранилась.
Между тем сохранилось свидетельство бывшего военного Владимира Троценко. Он сообщил, что осенью 1951 года находился на лечении в госпитале № 404, базировавшемся в селе Новосысоевка Приморского края. Тогда же в госпиталь привезли пятерых американских летчиков. Один из них вскоре умер и был похоронен на ближайшем кладбище. Троценко рассказал и о специальных медальонах на шеях американцев, которые применялись на флоте США до середины 1950-х. Более того, он вспомнил названия четырех американских городов, которые упоминали те летчики. Так вот, в этих городах жили как минимум семь членов экипажа «Нептуна»!
Что странно, журнал регистрации госпиталя № 404 за ноябрь-декабрь 1951 года, предоставленный много лет спустя экспертам российско-американской комиссии, не содержал сведений о больном Владимире Троценко. Когда ему об этом сообщили, он был очень удивлен. К сожалению, Владимир Александрович уже умер…
Кроме того, есть данные, что в 1952 году в лагерь НКВД под Хабаровском привезли пятерых американских летчиков. Один из охранников вспомнил, что в лагере был заключенный по имени Пол. А в экипаже «Нептуна» было два человека по имени Пол.
«Нептун» на горизонте
В середине мая 2006 года фотографии найденных фрагментов неизвестного самолета, среди которых были детали с названиями фирм-производителей и заводскими номерами, я отправил по электронной почте в США подполковнику Майклу О’Хара. Это уже была конкретная «привязка к местности». Имея такие данные, вычислить принадлежность деталей к определенному типу самолета несложно.
Через несколько дней О’Хара позвонил мне и спросил, почему я считаю, что найденные железки – это именно «Нептун», а не лендлизовский самолет, которые американцы поставляли СССР во время Второй мировой? «Посмотри на следы от пуль, – сказал я. – Разве стали бы наши летчики расстреливать свой самолет?»
В начале июля, когда история с поисками «Нептуна» стала затягиваться паутиной, О’Хара объявился во Владивостоке. Он прилетел не один, а с экспертом-переводчиком Михаилом Смольяниновым.
Майкл рассказал, что 28 и 29 июня 2006-го в Москве проходил 19-й пленум российско-американской комиссии по делам военнопленных, на котором обсуждались цели и задачи этой организации на ближайшее время. Среди самых перспективных направлений деятельности были названы поиски членов экипажа P2V Neptune.
По словам подполковника О’Хара, у него был жесткий приказ: добраться до места падения самолета, лично все перерыть и потрогать, потому что в США до сих пор нет уверенности на 100 процентов, что в лесу на Шаморском перевале лежат обломки их бомбардировщика, сбитого в 1951-м. Из разговоров с О’Харой я понял, что его начальство посчитало неожиданную находку… подставой КГБ. И что, по версии американцев, патроны, гильзы и детали от самолета появились в лесу благодаря российским спецслужбам.
Конечно, это абсурд, но американцев можно понять. По официальным данным, которые в свое время сообщили Сталину, «Нептун» упал в море. То есть концы в воду, пузырьки на дно. Эту же информацию в течение полувека внушали и родственникам без вести пропавших членов экипажа. И вдруг сгинувший «Нептун» замаячил на горизонте. Это действительно было похоже на мистику.
Сюрпризы для Майкла
На месте падения самолета в изобилии попадались кусочки оплавленного алюминия, гайки, болты, ржавые гильзы и пули. Майкла эти «сокровища» не вдохновляли, он искал «именные» эксклюзивы. Вдруг он преобразился и о чем-то оживленно заговорил с переводчиком. Оказалось, О’Хара нашел прекрасно сохранившуюся гильзу 50-го калибра и к ней несколько пуль. Мне его восторг был непонятен: фотографии точно таких же пуль и гильз я отправлял ему по электронке.
– Наш эксперт в Пентагоне видел эти фотографии, но он сказал, что это гильзы 30-го калибра. А я нашел гильзу 50-го калибра. Именно такие пулеметы были на вооружении у самолетов класса «Нептун», – объяснил подполковник свой восторг.
Никаких иных артефактов в тот день земля нам не отдала. Зато сюрприз Майклу преподнес наш проводник Анатолий Корболин. Он рылся здесь за месяц до нашего приезда и нашел прекрасно сохранившуюся вилку и обломок серебряной ложки с четко читаемыми буквами U.S.N., что значит «американский военно-морской флот». И еще откопал металлическую табличку, какие обычно устанавливают на двигателях или бортовых приборах. На ней были выбиты название фирмы-производителя, заводской номер и еще какие-то слова. Это был ключ к «Нептуну».
Но и это еще не все. Корболин нашел обломок явно человеческой кости. Майкл сказал, что эту находку будут изучать на Гавайях, в специальном исследовательском центре.
Чуть позже О’Хара рассказал, что эбонитовая крышка контактной группы (одна из деталей двигателя), которую также нашел наш добровольный помощник Корболин и фото которой я переслал Майклу в Штаты, оказалась выпущенной после 1947 года! То есть ленд-лизом здесь и не пахло. Значит, мы действительно нашли место гибели бомбардировщика P2V Neptune?
Отсюда новые вопросы. Где экипаж самолета? Если он погиб, то где захоронены тела? Господа военные или те, кто знает, где покоятся американцы, поступите по-христиански, покажите это место. В США экипаж «Нептуна» до сих пор считают без вести пропавшим. Но родственники летчиков все еще надеются на чудо…
И еще: шеф-редактор российского представительства влиятельной американской газеты «Балтимор Сан» господин Берч в 2007 году разыскал россиян, утверждавших, что в начале 1950-х они сидели в лагерях для политзаключенных под Хабаровском вместе с некими американскими летчиками.
Окончание следует…
Из письма гражданки США Патриции Лайвли Дикинсон контр-адмиралу в отставке Борису Новому, эксперту российско-американской комиссии по делам военнопленных:
«Я пишу вам, чтобы попросить вашего содействия в поиске информации о судьбе моего брата. Его имя Джек Д. Лайвли (Jack D. Lively). Он был одним из десяти членов экипажа самолета P2V «Нептун». Все десять членов экипажа до сих пор считаются пропавшими без вести. Их семьи хотят знать, что с ними случилось.
Есть сведения, что в лагерь для политзаключенных около Хабаровска в 1952 году поступил один американский летчик. Он умер между 1957-м и 1959 годами и был захоронен на кладбище деревни Синда. Когда же на одном из заседаний комиссии американцы попытались поднять этот вопрос, им ответили, что такой деревни на Дальнем Востоке нет (возможно, это был один из членов экипажа самолета ВВС США RB-29, сбитого 13 июня 1952 года над Японским морем; тогда американские спасательные самолеты обнаружили только пустые надувные плоты; с того дня 12 человек числятся пропавшими без вести)».
Справка «В»
Летно-технические характеристики разведывательного бомбардировщика ВМФ США P2V Neptune: размах крыла – 30,48 м; длина самолета – 23,72 м; высота – 8,58 м; максимальная взлетная масса – 28612 кг; максимальная скорость – 515 км/ч; дальность полета – 6405 км; потолок – 8200 м; экипаж – 7 человек. Вооружение: шесть передних 20-мм пушек, два 12,7-мм пулемета и две 20-мм пушки сзади.
Автор: Сергей КОЖИН