Последнее пике Степана Голика

Приморские поисковики нашли место гибели еще одного летчика-истребителя ВВС Тихоокеанского флота

29 май 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4335 от 29 май 2018
2.jpg

Разбитый в 1945 году самолет ЛаГГ, входивший в состав морской авиации ТОФ, был обнаружен в Ольгинском районе Приморского края. На месте крушения установлена памятная доска летчику Степану Голику, сообщил Ярослав Ливанский, командир Приморской региональной молодежной общественной организации «Поисковое объединение «АвиаПоиск».

 

…Чтобы добраться к месту падения истребителя ЛаГГ-3 в Ольгинском районе и разыскать его, участникам поисковой экспедиции пришлось проделать более чем 500-километровый путь. Бездорожье и бушевавшие здесь совсем недавно лесные пожары значительно усложнили работу отряда. 


«Вначале поисковики добрались до морского поселка Ольга, затем пересели на катер, который предоставил глава поселения Дмитрий Рудюк, – отметил Ярослав Ливанский. – Около получаса шли морем. На берегу стоял сильный запах гари. За день до прибытия группы здесь бушевали лесные пожары. Местами дымились деревья. Еще два часа пробирались вдоль реки Мраморной, неся на себе бивачное снаряжение. Но мы нашли место гибели лейтенанта Степана Голика.


Как установили поисковики, самолет потерпел крушение утром 28 июня 1945 года. Две слетанные пары новых ЛаГГов 71-й серии выпуска из 3-й эскадрильи 31-го истребительного авиаполка ВВС ТОФ возвращались на свой аэродром, выполнив учебное задание по прикрытию отряда кораблей в море от нападения вероятного противника. В воздухе они были уже больше часа. Ведущим второй пары шел лейтенант Степан Степанович Голик. При подходе к берегу летчик на высоте увеличил скорость, чтобы догнать ведущего четверки. И в этот момент, ровно в 6 часов 37 минут, его истребитель резко перевернулся влево и перешел в крутую спираль.


Ведомому оставалось только наблюдать, как самолет командира молнией шел к земле по крутой спирали. Он ничем не мог помочь. В кабине пикирующего истребителя появились языки пламени. Пилоту не хватило ни времени, ни расстояния для катапультирования. 


Останки лейтенанта Степана Голика после взрыва машины и пожара были собраны поисковой партией полка, десантировавшейся на побережье с борта самолета. А истребитель, который пилотировал Степан Степанович, остался лежать в лесу, через много десятков лет растаскиваемый на металл.


Участники экспедиции на месте катастрофы ЛаГГа Степана Голика собрали все фрагменты истребителя и личные вещи летчика. Среди обломков кабины на глубине около метра обнаружили расческу и два костных фрагмента, а также парашютные пряжки и часть подошвы ботинка.


По завершении всех полевых работ память летчика была увековечена на памятной доске, которую участники «АвиаПоиска» установили на месте гибели истребителя.


Кстати. На прошлой неделе во Владивостоке были подведены итоги совместной российско-американской поисковой экспедиции по установлению мест предполагаемого падения в разные годы американских самолетов в Приморье. Как уже писал «В», совместная российско-американская поисковая экспедиция работала в крае с 12 по 25 мая. В поисковых мероприятиях принимали участие специалисты министерства обороны США и ученые-археологи и антропологи. Также к поисковым работам были привлечены участники «АвиаПоиска».

Автор: Евгений СИДОРОВ