Бесценный мусор

Как простая кора березы произвела фурор в мире науки

23 май 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4332 от 23 май 2018

Тот день в 1951 году в Новгороде был совершенно обычным. До тех пор, пока Нина Акулова, решившая подработать на раскопках, не нашла в земле небольшой комочек из бересты – березовой коры. Размочив и почистив его, археологи увидели… буквы. Это была берестяная грамота № 1. Находка перевернула представление о жизни средневековой Руси. Ученые получили возможность изучать и реконструировать повседневные заботы наших далеких предков… 

 

О берестяных грамотах все знают со школы – это проходят на уроках истории России. Но мы, дальневосточники, живущие очень далеко от Москвы, Новгорода, Суздаля и прочих колыбелей средневековой Руси, всегда несколько абстрактно воспринимали эти сведения. Мы здесь, в Азии, а береста там… Многим ли жителям Приморья довелось побывать в Новгороде? А меж тем берестяные грамоты – уникальные свидетели величия Новгородской Руси, всей России. И гордиться тем, что у нас есть свои «папирусы», может каждый россиянин.


А приморцы теперь могут не только гордиться, но и  увидеть подлинные берестяные грамоты и предметы русского быта X–XII веков в музее имени Арсеньева на выставке «Коллекционируя Россию. Великий Новгород». 


Проект «Коллекционируя Россию» наши музейщики задумали именно для того, чтобы мы, дальневосточники, смогли увидеть уникальные экспонаты из музеев центральной части России и глубже понять историю своей страны, хоть и живем мы на ее окраине. Многие помнят выставки муромского кружева, деревянных пермских христианских скульптур. И вот теперь берестяные грамоты. На Дальнем Востоке они экспонируются впервые.


Живые голоса предков


– Владивостоку повезло! – считает Олеся Рудь, заместитель генерального директора Новгородского музея-заповедника по экспозиционно-выставочной работе. – Ведь мы довольно далеко от вас, и не каждый может побывать в нашем музее, даже проездом. А главное, археологическая коллекция новгородского музея считается эталонной среди специалистов. В Великом Новгороде сохранился уникальный культурный слой: он достигает девяти метров и перенасыщен влагой (город стоит на болоте), что позволяет сохраняться предметам с IX–X до XV–XVII веков, в том числе органическим – из кожи, кости, дерева (в почвах Владимира, Суздаля, Рязани такие вещи не сохраняются).


Именно уникальность наших почв позволила сохраниться доныне «северным папирусам» – берестяным грамотам, на которых древние новгородцы излагали свои мысли, эмоции, переживания, вели дела, выясняли отношения. Получив берестяное письмо, они прочитывали его и чаще всего разрывали и бросали на землю, для них это был расходный материал. Поэтому так много находят фрагментов и так немного целых записок. Благодаря грамотам мы видим Великий Новгород не просто в вещах, а в людях, можем читать и узнавать имена его жителей, о чем они думали, о чем переживали. А живой голос человека – самое главное.


Всего в коллекции музея более 1100 грамот, но во Владивосток привезли лишь 23. 


– Отбор был простой, – объясняет Олеся Александровна. – Прежде всего мы хотели показать людей, о которых что-то известно историкам не только по берестяным грамотам, но и по другим источникам, по летописям например. Вот Олисей Гречина – он не раз упомянут в летописях, и это важно, потому что имен средневековых художников, кроме Феофана Грека и Андрея Рублева, мы почти не знаем. Или самый известный наш персонаж, новгородский бренд – мальчик Онфим.


Каждое имя в экспозиции мы старались связать с комплексом вещей – подлинных, того же времени, которым датируются грамоты. Рядом с записками Олисея представлены предметы из его мастерской (археологам повезло ее обнаружить): заготовки для иконок, стержни, пластины со следами штамповки, фрагменты окладов. Рядом с грамотами Нежки – то, что составляло быт женщины того времени: браслеты, перстни, булавки, пуговицы, оправа зеркала, копоушки, подвески, гребень, туфли, сковорода. Рядом с грамотами Онфима – погремушки-писанки, волчки, мячи, игрушки-коники, детский башмачок.


Кстати, об обуви. Интересно то, что новгородцы лаптей вообще не носили, только кожаную обувь. И если в Новгороде шел человек в лаптях, о нем говорили, что это, наверное, приезжий из Москвы – лапотник…


Грамоте обучены и бабы, и отроки


Обретение берестяных грамот более 60 лет назад стало сенсацией, хотя археологи верили и ожидали, что найдут нечто в этом роде, ведь бересту как замену бумаге в переписке использовали вплоть до конца XIX века. Первая находка была радостью, потому что подтвердилась теория. А вот когда грамоты на раскопках начали находить десятками, а потом сотнями, это стало настоящим шоком. Ученые и предположить не могли, что люди в Новгороде были настолько грамотными и образованными. 


Еще один шок вызвал тот факт, что многие грамоты писали женщины. То есть в Новгородской Руси жило немало грамотных женщин, что даже в Европе в то время было огромной редкостью. Там это касалось в основном лишь правящих особ, а на Руси грамотой владели и простолюдинки! Мало того, женщины в Новгороде могли получать наследство, вели дела, распоряжались имуществом. А грамотная женщина – индикатор высокой культуры общества в целом. Кстати, женские грамоты очень интересно читать – они такие эмоциональные… 


– И особая, на мой взгляд, ценность этой выставки, – говорит Олеся Рудь, – в том, что она показывает: хотя и прошли сотни лет, появился Интернет, по сути люди совсем не изменились. Эмоции те же, переживания те же, человек каким был, таким и остался. Но вот следов письменных после себя он оставляет все меньше. Есть цивилизации письменные и бесписьменные. И мы понемногу превращаемся во второй тип. Наша личная переписка, наши ежедневные дела и мысли – как смогут узнать о них ученые будущего? Все виртуально. Материальных свидетельств нет. А меж тем в слове остается человек.


Кроме того, мы хотели показать уникальность Великого Новгорода. Мы живем в современном городе, зная, что под нами есть еще один город – средневековый, который открывается ученым очень медленно, понемногу отдает свои тайны. И, возможно, жители Приморья захотят приехать к нам в музей и увидеть больше.

 

Прямая речь

 

«От Нежки к Завиду. Почему ты не присылаешь то, что я дала тебе выковать. Я дала тебе, а не Нежате. Если я что-нибудь должна, то посылай    отрока. А я вам не сестра, раз так поступаете».


Автор грамоты – Нежка, девушка из семьи Твердятичей. Нежата Твердятич – боярин, новгородский посадник, то есть глава города, посаженный (выбранный) вече. Он руководил войском, охраной правопорядка, судом, контролировал власть новгородского князя. 


Нежка – сестра Нежаты, а пишет она другому брату, Завиду. По тому, что записка процарапана булавкой, видимо, первым, что попалось под руку, можно судить об эмоциональности девушки и живых отношениях между братьями и сестрой.

 

«Поклон от Данила брату Игнату. Брат, позаботься обо мне, хожу весь голый, ни плаща, ни иного чего. Пришли же буро-красный плащ, а я здесь деньги отдам. Да скинь, сколько даешь за сукно. А госпожа мне ничего не пожаловала. Умилосердись же, брат, дай мне место на задах, ибо нечем кормиться».


А это эмоционально-деловое послание от купца «партнеру по бизнесу».

 

«Поклон от попа Гречине. Напиши для меня двух шестокрылых ангелов на двух иконках… Приветствую тебя. А бог вознаградит или сладимся».


Эта грамота адресована Олисею Гречине. Он жил в 1200-х годах, был священником или художником. Расписал несколько храмов в Новгороде, выполнял частные иконописные заказы. Отцом его был боярин Петр Михайлович, княжеский представитель в суде. Сестра Олисея была замужем за князем Мстиславом Юрьевичем. Когда Мстислава с семьей изгнали из Новгорода, с ними уехал и Олисей. Возможно, из-за пребывания в изгнании в Византии он и получил прозвище Гречина.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ