Сергей Цыбулин: «Сам иногда езжу в автобусе и замечаю то, чего быть не должно»

Начальник городского управления транспорта о том, какие изменения ждут сферу пассажирских перевозок

23 май 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4332 от 23 май 2018

Навести порядок в сфере общественного транспорта – это одно из первых поручений, которое дал соответствующим ведомствам глава Владивостока Виталий Веркеенко после вступления в новую должность.

«Водитель не должен считать мелочь. Он должен держать руки на руле, при разговорах по телефону использовать только специальную гарнитуру»

 

Как сегодня работает общественный транспорт приморской столицы? Кто и каким образом будет решать накопившиеся проблемы? Об этом и многом другом – в интервью с начальником управления транспорта администрации города Сергеем Цыбулиным.


Не надо нарушать правила 


– Сергей Владимирович, ровно три месяца назад вы были назначены на должность начальника управления транспорта. Знаю, что сразу вышли «в поля». Какой увидели работу общественного транспорта в городе?


– Не хотелось бы давать оценку работе предшественников. Оценку им и мне пусть дают те, ради кого мы трудимся, – горожане. Сейчас перед нами стоит четкая задача: сделать все, чтобы жители и гости Владивостока пользовались чистым, красивым, современным транспортом. 


Не скрою: я сам иногда езжу в автобусе и замечаю то, чего быть не должно. Вид, состояние транспорта, маршрутная сеть – у нас есть понимание, какими они должны быть. Есть понимание, что существуют в городе запараллеленные маршруты, понимание, где необходимо развязывать транспортные узлы – участки, где встречаются несколько маршрутов одновременно. Конечно же, действовать будем только в рамках полномочий. Мы не должны будоражить коммерческих перевозчиков и в то же время обязаны заставить их выполнять договорные обязательства. Есть договор, и наша задача – следить за его неукоснительным соблюдением. 


При этом транспортная инфраструктура Владивостока, включая наземный, электрический, морской транспорт, должна быть единым целым. Человек не должен ломать голову, приехав, например, с острова Рейнеке в центр Владивостока, как ему добраться в «Фетисов-арену». При этом он должен не только посмотреть там хоккей, но и вернуться поздно вечером домой.


– Вот мы и плавно перешли к вопросу о работе общественного транспорта в вечернее время…


– Да, это отдельный разговор. По этому вопросу сейчас работаем очень плотно. И коммерческие перевозчики, пусть не все, но большинство, начинают понимать, что за всеми такими нарушениями стоят штрафные санкции. Я имею в виду и нарушение графика работы, когда автобусы уходят с линии намного раньше 23 часов, и грязь в автобусах, и отсутствие в салонах автоинформаторов. Ушел с маршрута раньше 23 часов – заплати в городскую казну 8 тысяч.


– В 2019 году заканчивается срок действия договоров, которые заключены между администрацией города и всеми 14 перевозчиками. Можно ли предположить, что условия взаимодействия будут изменены?


– Мое глубокое убеждение, что действовать и дальше в рамках нынешних договорных обязательств – это заранее обрекать себя на манипуляции со стороны перевозчиков. Что такое муниципальные 14 % доли рынка, а все остальное у коммерческих перевозчиков? Перевозчики в один голос: поднимите тариф. На это мы отвечаем: а как же качество обслуживания? Где новый, комфортабельный транспорт? У 70 % коммерческих перевозчиков старые, ржавые автобусы.


Я сразу предупредил перевозчиков: меня коммерческая составляющая не интересует. И внутренний документооборот тоже не интересует. Меня интересуют чистая, технически исправная транспортная единица и опрятный водитель. А каким образом это транспортное средство попало в Россию, какого оно года, для меня неважно – я не надзорный орган. Если автобус соответствует техническим требованиям, у него исправные тормозная и рулевая системы, трезвый водитель, прошедший медицинское освидетельствование, если работает он по графику, вопросов к такому перевозчику нет. Во всех других случаях будем искать компромисс.


От пассажиропотока – к километражу


– От перевозчиков часто можно услышать, что виной многим проблемам сам Владивосток с его сопками и узкими дорогами.


– Конечно, город у нас непростой, рельефный, с автомобильными пробками. И все же график движения должен соблюдаться неукоснительно, чтобы пассажир мог спокойно добраться в любую точку города. И такая работа будет отлажена.


Сейчас перед нами стоит еще одна важная задача, которую недавно озвучил глава города Виталий Веркеенко. Нам необходимо высчитать стоимость одного километра, то есть перейти от системы, ориентированной на пассажиропоток, к системе километража. И пока не выведем эту составляющую, в работе общественного транспорта во Владивостоке ничего не изменится. Это первый шаг модернизации.


Второй шаг – это обновление автобусного парка. Здесь главное – сервисная составляющая. К поставщику будут требования самые жесткие: 24-часовое гарантийное и постгарантийное обслуживание, консигнационный склад оригинальных, то есть заводских, запчастей. И чтобы работал такой склад на территории города, а еще лучше – прямо в парке.


– Чтобы не приходилось втридорога заказывать запчасти с запада?


– Совершенно верно. При этом существует масса программ, которые позволяют отслеживать наличие той или иной запчасти на складе. Набрал, посмотрел, где есть, купил. Необходимо, чтобы такая система была автоматизированной. Как, впрочем, и система выдачи путевых листов. Это архиважно. Выходит транспорт на линию, и у него четко записано: сегодня надо поменять колодку. Завтра выходит – надо поменять фильтры воздушные. Это все будет отражаться в путевом листе.


 То же самое по ГСМ. Загорелась лампочка у диспетчера, значит, автобус не может выйти на линию. Это показали датчики уровня жидкости. И тогда двигатель будет работать ровно столько, сколько положено заводом-изготовителем, а не ломаться через месяц. Сервисная составляющая – без нее никуда. Будем стремиться, например, чтобы везде были современные подъемники, а не ямы, в которых еще наши деды ГАЗ-53 чинили.


– Кстати, сейчас мастеров хватает?


– Увы, их нет. А значит, мы возвращаемся к тому, что поставщик должен брать на себя ответственность и за обучение персонала.


От электроники ничего не скроешь


– Система безналичной оплаты проезда. Почему в других городах она работает довольно успешно, а у нас буксует?


– Да, такая система довольно успешно работает во многих российских городах: Хабаровске, Благовещенске, Красноярске, Москве, Санкт-Петербурге. Мы внимательно изучаем опыт каждого из них. Совсем скоро руководство Владивостока примет окончательное решение по этому вопросу. Это произойдет в рамках процесса модернизации работы общественного транспорта, который уже начался.


Помимо программ, которые отслеживают работу общественного транспорта в реальном времени, и модернизации работы диспетчерских пунктов это будет большая работа с водительским составом. Водитель не должен считать мелочь. Он должен держать руки на руле, при разговорах по телефону использовать только специальную гарнитуру, а во время движения отслеживать дорожную ситуацию на мониторе. И посредством монитора поддерживать связь с диспетчером. Таким образом у нас кратно увеличатся возможности оптимизировать маршрутную сеть города. Я говорил о запараллеленности, когда маршруты повторяют друг друга. Отсюда и гонки на дорогах, дележка полос – все надо менять в корне.


– Получится?


– Обязательно. Пока ни один перевозчик от такой возможности – возможности использовать систему безналичной оплаты – не отказался. Самое главное, что он будет видеть свой автобус «в цифре», а это значит, что ему не придется оплачивать использование датчика системы ГЛОНАСС. То есть процесс удешевится. Кроме того, с помощью такой системы мы сможем анализировать и корректировать пассажиропоток на маршрутах.


– От электроники ничего не скроешь?


– Именно. Она не только все фиксирует, но и систематизирует. И когда перевозчики придут к нам на совещание, никто из них не будет утаивать информацию. Потому что смысла в этом не будет.


– Как прошло знакомство с перевозчиками и удалось ли наладить с ними сотрудничество?


– Контакт налажен. Все вопросы, безусловно, будем решать сообща. И уже решаем. Несомненно, все наиболее острые вопросы будем обсуждать с общественностью. Она должна знать и понимать, что происходит. Главное одно: транспорту быть новому.


Трамвай едет на набережную


– Кстати, к вопросу о транспорте будущего. Виталий Веркеенко на одной из встреч с горожанами высказал мнение, что на Корабельной набережной неплохо бы запустить трамвай. Благо рельсы там проложены, пусть и железнодорожные, но переделать их под трамвай труда не составит. Как относитесь к такой идее?


– Очень хорошая идея. Мы плотно ее прорабатываем уже три месяца. Находимся в тесном контакте с Лилией Козловой, руководителем ОАО «Электрический транспорт Владивостока». Проговорили вопрос и с железной дорогой, будем еще встречаться. Процесс идет, технические возможности для реализации проекта есть. На Корабельной набережной трамваю быть, и трамваю новому. Современному, низкопольному, бесшумному, красивому. Такому, чтобы вызывал только положительные эмоции.


– Вы уверены, что реанимация трамваев в центре города – хорошая идея?


– Послушайте, трамвай во Владивостоке в год перевозит 6,5 миллиона пассажиров. Вдумайтесь в эту цифру! Автобусы, которых в городе почти 700, перевозят 10,5 миллиона, а несколько трамваев – 6,5 миллиона. Это статистика, которую не обманешь. Поэтому решение правильное. Тем более линия, о которой мы говорим, не мешает автомобильному движению, за которое многие переживают. Честь и хвала тем, кто сумел сохранить трамвай в городе. Своими глазами увидел, как смогли работники трамвайного депо сохранить станочный парк, слесарные, столярные мастерские, учебные классы. Трамвай – это неотъемлемая часть города.


– Когда же горожанам ждать новый трамвай?


– О сроках пока не говорим, решаем техническую сторону вопроса. Есть железнодорожная платформа, она очень похожа на платформу трамвайную. Колея одинаковая. Здесь надо думать, каким образом трамвай будет разворачиваться. Специалисты сейчас этим занимаются.


Контроль и учет пополняют казну


– С начала этого года сразу два коммерческих перевозчика полностью поменяли автобусы на двух маршрутах – № 13 и 40. Это хороший знак. Такие изменения продолжатся?


– Продолжатся. Однако про 13-й маршрут хотел бы уточнить, что сейчас в часы пик – утром и вечером – на линию выпускаем большой автобус, чтобы смогли уехать все пассажиры. 


Что касается обновления автопарка у других перевозчиков – от этой темы никуда не деться. Бизнесмен, который развивает свой бизнес (а перевозчики – это в первую очередь предприниматели), смотрит далеко вперед и использует в своей работе весь возможный инструментарий. Тот, который предлагают и банки, и лизинговые компании. Здесь вопрос в другом. 


В 2019-м у перевозчиков закончится действие договоров, подписанных с администрацией города. Не исключено, что кто-то из перевозчиков не видит себя в этом бизнесе после 2019 года и продлевать договор не желает. В таком случае он, конечно, думает: а нужно ли мне это? И обязательно просчитает экономическую составляющую: успеет он выплатить за этот транспорт банку или не успеет. 


При этом мы не идем по пути манипуляций. Старый транспорт – это старый транспорт. Нет, он может быть и старым, но в то же время опрятным. А у нас, как правило, старый автобус – это ржавый, грязный автобус с рваными сиденьями. Именно поэтому санитарному состоянию городских автобусов в последнее время уделяем самое пристальное внимание. В планах плотная работа в части отдела технического и медицинского контроля.


– По последним данным, больше полумиллиона рублей штрафов выписали перевозчикам с начала года. Это в том числе за рваные сиденья?


– И за них тоже. В рейды наши сотрудники ходят ежедневно. Сформирована оперативная группа, кто-то едет на Чуркин, кто-то – на «Зарю». Проверяем состояние автобусов, соответствие графику движения, наличие в автобусе системы ГЛОНАСС, автоинформатора.


– Результат от такой выездной работы ощутимый?


– Я скажу так: на постоянной основе этого быть не должно. Это, безусловно, действенно, результат есть. Это те самые полмиллиона, которые пошли в городской бюджет. Кстати, за весь прошлый год цифра была около 700 тысяч рублей. А здесь за один квартал. И мы будем продолжать такую работу до тех пор, пока перевозчик не поймет, что допускать нарушения себе дороже. Получается какое-то недоразумение: мы воспитываем водителей. Но мы же не воспитатели!


– Известно, что еженедельно у вас в управлении проходит работа координационного совета с участием всех руководителей автотранспортных предприятий. Но ведь курящий в салоне водитель или водитель, уходящий раньше времени с маршрута, – это другой уровень взаимоотношений. На ваш взгляд, должным ли образом налажен контакт перевозчика со своими водителями? Иными словами, нет ли у вас ощущения, что поставленные задачи и требования просто не доходят до персонала?


– Вы совершенно правы. Отсюда гонки на дорогах, курение за рулем, разговоры по телефону без гарнитуры. И этим мы тоже плотно займемся. Я же не зря заговорил о техническом и медицинском контроле. Из чего он состоит? Опрятный вид у водителя. И, кстати, прорабатываем сейчас вопрос о единой униформе для водителя. Человека, который будет управлять транспортом. Почему другие регионы могут себе это позволить, а мы нет? Я уже не говорю о Японии и Южной Корее, где водители работают в белых перчатках. Единый фирменный стиль диктует свои правила. Это порядок в голове и на рабочем месте.


Старый транспорт себя изживает. И в первую очередь он не должен быть выгоден самому перевозчику. Это же постоянные поломки, затраты, срыв графика движения. Я недавно проехал на 40-м маршруте. Автобус новенький, чистый, но как водитель пользовался коробкой передач! Сжег и сцепление, и тормозные колодки. В итоге через полторы недели автобус встал. Конечно, такие вещи должен видеть сам перевозчик.


«Обратный рейс» льготного проезда


– Недавно на одном из заседаний городской думы депутаты затронули вопрос проезда в общественном транспорте Владивостока льготных категорий граждан. Льготного проезда действительно нет. А будет ли?


– Будет. На днях перевозчики должны дать нам четкий ответ, каким образом у них отлажена эта работа. Если нет, то как они готовы решать проблему. При отсутствии предложений будем ставить вопрос о расторжении с таким перевозчиком договора.


– То есть в договоре о перевозках, который перевозчики подписали два года назад, этот пункт имеется?


– Конечно. Там есть раздел о необходимости иметь на маршруте билеты длительного пользования. С этого и начнем. Не исключено, что вначале это будут билеты бумажные, но в ближайшем будущем – в электронном виде. На основе этих билетов льготные категории горожан смогут получать компенсации. Так, как это происходит с компенсацией оплаты услуг ЖКХ, например.


– И последний вопрос. Сергей Владимирович, каким видите общественный транспорт города в будущем?


– Чистым, экологичным, современным. Так и будет.

 

Тем временем

 

Новая модель работы общественного транспорта во Владивостоке будет сформирована в течение года. Об этом глава города Виталий Веркеенко заявил в интервью ИА «Primamedia». 


По мнению мэра, все доходы от работы общественного транспорта должны идти в муниципалитет, который, в свою очередь, будет платить коммерческим перевозчикам за пройденные километры. Все автотранспортные предприятия, работающие на городских маршрутах, будут обязаны жестко соблюдать взятые на себя обязательства, но при этом могут рассчитывать на поддержку.


– Мы достаточно глубоко вникли в процесс, чтобы понять, как трансформировать существующую ситуацию, и намерены перейти к принципиально иной системе работы, ориентированной не на пассажиропоток, а на километраж. Свое видение общественного транспорта во Владивостоке я уже обозначал: это новые, чистые автобусы с камерами снаружи и внутри, оборудованные системой ГЛОНАСС и обязательно с безналичной системой оплаты проезда. Этот стандарт должен распространяться на все виды транспорта (и автобусы, и троллейбусы, и трамваи, и водный транспорт, и муниципальный, и коммерческий), чтобы можно было предусмотреть абонементы, сквозные билеты и льготный проезд, – заявил Виталий Веркеенко.

Автор: Виктория ЛЕБЕДИНЕЦ