«Нептун», который пошел на дно

Что ищут американцы в дебрях Океанского хребта?

23 май 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4332 от 23 май 2018

Тайна гибели неизвестного самолета на Океанском хребте раскрыта? Или до сих пор остается загадкой?

Как уже сообщали местные СМИ, в том числе и «В», в Приморье работает совместная российско-американская экспедиция по установлению мест падения американских самолетов во время Второй мировой войны и в 1950-е годы, в период войны на Корейском полуострове.

 

В составе международной поисковой группы сотрудники министерства обороны США, археологи Питсбургского университета и члены Приморского общественного регионального поискового объединения «Авиапоиск». В планах 10-дневной экспедиции – обследовать четыре предполагаемые точки падения боевых крылатых машин ВВС США, а также установить судьбу их экипажей. Если это будет возможно. 


Это уже третья попытка американцев разыскать следы своих самолетов, сбитых над территорией и около побережья Приморья в годы «холодной войны». До этого они попытались это сделать в 2005-м и 2006 годах. И во многом тогда преуспели. Хотя 13 лет назад эта работа не была организована так масштабно, как нынче, при поддержке Министерства обороны России, и почти не освещалась местными СМИ. 


Кроме того, те экспедиции были ориентированы на поиски места падения только одного самолета – разведывательного бомбардировщика ВМС США P2V «Нептун», бортовой номер 5, сбитого 6 ноября 1951 года к юго-востоку от Владивостока. Предположительно он рухнул на Шаморском перевале. 


В 2005-м в поисках самолета «Нептун» участвовали контр-адмирал в отставке Борис Новый (он работал с архивами ТОФ), эксперт из США подполковник Майкл О’Хара, переводчик-аналитик российско-американской комиссии при президенте РФ по делам американских военнопленных Владислав Сорокин, капитан I ранга в отставке Борис Шадрин, а также автор этих строк. 


Последний полет «Нептуна» 


По данным советской радиоразведки, это был самолет P2V «Нептун» 6-й эскадрильи разведывательно-бомбардировочной авиации, базировавшейся на аэродроме «Ацуги» (остров Хонсю). Радиоперехват 5-го флота ВМФ СССР подтвердил, что «американец» внедрился в воздушное пространство Советского Союза и русские имели полное право его уничтожить. 


Из отчета Иосифу Сталину командующего погранвойсками МГБ на Тихом океане от 9 ноября 1951 года: 


«6 ноября этого года в 16.00 командование ВВС Тихоокеанского флота сообщило в штаб округа, что в 03.15 напротив мыса Островного (в 30 км на юго-восток от Владивостока, вблизи сектора II 62-й погранзаставы) разведывательный самолет 5-го флота в сопровождении двух истребителей ЛА-11 встретил американский разведывательный самолет «Боинг» (P2V «Нептун») над советскими территориальными водами. Американский самолет открыл огонь по нашим самолетам. Наши истребители, пилотируемые старшими лейтенантами Иваном Лукашевым и Моисеем Щукиным, открыли ответный огонь и сбили американский самолет, который упал в море. Появление американского самолета вблизи нашей границы и его встречу с нашими самолетами наблюдали с берега военнослужащие погранвойск, но место падения не было зафиксировано».


По этому инциденту было составлено несколько отчетов, и в каждом сообщалось разное время встречи наших истребителей с «Нептуном». При этом все документы заканчивались одной фразой: «Место падения самолета не было установлено».


В январе 2005 года члены комиссии по делам военнопленных обратились через прессу к жителям Приморья с просьбой помочь в поисках пропавших американских летчиков. Откликнулся только Дмитрий Алексеевич Нагирный.


…2 мая 1952 года 18-летний Дима Нагирный вместе с братом и его другом Володей Буйволом решили прогуляться за Шаморский перевал. Буйвол сказал, что за перевалом упал самолет и он знает место катастрофы. Это было жутко интересно! Между тем даже сегодня кажется, что от Спутника, где они жили, до места катастрофы сотня верст. И пешком по бездорожью и буеракам до него не добраться. Дороги, соединяющей бухту Шамору с трассой Владивосток – Хабаровск, тогда не было. Но парни дошли.


– Там был кусок корпуса, примерно середина, без хвоста, без головы. Длиной, может, 5 или 3 метра, а может, и 7 метров. Я в нем проходил в полный рост. Следов взрыва не было. По краям возле корпуса валялись куски шасси, какие-то железки, но крыльев не было. Верх самолета был окрашен в зеленый цвет. Внутри корпуса технические надписи были на английском языке, поэтому мы решили, что самолет американский, – вспоминал в 2005-м события 53-летней давности Дмитрий Нагирный.


Миссия невыполнима 


26 апреля 2005 года, перевал на Шамору. Наше прочесывание леса на сопках в поисках таинственного самолета ни к чему не привело. Нагирный божится, что ошибиться не мог и это именно то самое место. По его словам, за пять с лишним десятилетий здешний ландшафт ничуть не изменился. Однако ничего похожего на остатки фюзеляжа мы не нашли. 


Скорее всего, у нашей неудачи было две причины. Во-первых, за 53 года алюминиевый корпус самолета при наших климатических условиях вполне мог превратиться в труху и смешаться с листвой. Мы могли ходить по нему или рядом с ним и не заметить его. Во-вторых, фюзеляж могли утащить «металлисты», поэтому искать его бесполезно. 
Кроме того, точно неизвестно, был это «Нептун» или другой американский самолет. В период с июня 1951-го по сентябрь 1956 года над территорией и около побережья Приморья было сбито четыре американских военных самолета.


Пошел по грибы, а нашел…


В мае 2005 года со мной связался житель пригорода Владивостока Анатолий Корболин. И рассказал, что в 2004-м, собирая грибы в лесу на Океанском хребте (так официально именуется Шаморский перевал), он наткнулся на большое количество кусков ржавого металла и оплавленного алюминия. По его словам, он знал, что где-то на перевале разбился самолет. 


– Если бы я не предполагал, что здесь разбился самолет, то прошел бы мимо. Мало ли железа в лесу? Я тоже сначала так решил, пока не нашел гильзы от пулемета, пулеметные пули, куски тросиков, клепки от куртки. И еще под листвой много битого стекла и оплавленных кусков алюминия, – рассказал Анатолий.


 За два дня поисков он отыскал около десятка обгоревших пулеметных гильз без признаков использования. Причем в трех из них пороховая смесь отсутствовала. Очевидно, она выгорела, когда самолет пылал. Практически все гильзы были развороченными, как распустившиеся гвоздики, и без капсюлей. Вероятно, они также самоликвидировались в пламени. Просеивая землю, Анатолий нашел две «собачки» от застежки «молния». На «собачках» четко читались слова: с одной стороны – «Talon», с другой – «Made in U.S.A. Talon». 


Но самыми важными его находками стали военно-морская кокарда с якорем в центре золоченого овала и очки с диоптриями в пластмассовой оправе без правой дужки. Кокарда и очки лежали рядышком под слоем земли 10 см.


Кроме того, Анатолий откопал две хромированные детальки с надписями на английском: «BUSS HBR 125» и «BUSS HJR 225». Они, как и клейменые «собачки», давали надежду на то, что Корболин действительно нашел место падения американского самолета. Только вот «Нептун» ли это?


Показания «очевидцев»


Среди старожилов станции Океанской, проживающих на улицах Шевченко и Клевера (в нескольких километрах от места наших раскопок), до сих пор бытует легенда о гибели на Шаморском перевале в начале 1950-х советского самолета. В этом, например, меня горячо убеждала 83-летняя Мария Синяева. Ее муж, ныне покойный, всю жизнь проработавший лесником, в свое время вспоминал, что трем летчикам с того самолета даже собирались поставить (или поставили?) памятник на месте их гибели. А самих героев похоронили на старом кладбище на улице Клевера. 


Легенду о падении советского самолета рассказывают и другие немногочисленные «очевидцы», с которыми я общался. Их словам можно было бы верить, если бы не одно «но». Все они узнали о трагедии на перевале из чужих уст. Так и говорили: «Мне рассказывали…», «Я слышал, что…» и так далее. Сегодня этим «свидетелям» около 70 лет и больше. 


Напомним, что «Нептун» сбили в 1951-м, во время «холодной войны», когда США для СССР были «вероятным противником». И вся информация о «коварных буржуинах» (как позитивная, так и негативная, тем более военная) была засекречена или преподносилась советскому народу в нужном свете.


С большой долей вероятности можно предположить, что в ноябре 1951-го история разбившегося американского самолета вылезла наружу. Но сработала контрпропаганда, и ее аккуратно «причесали» под «героически погибших советских летчиков». Именно эту информацию и внушили гражданам умелые сталинские пропагандисты. Но это всего лишь версия…


Кстати, некоторые скептики убеждали меня, что погибший самолет хоть и был made in USA, но получен по ленд-лизу, то есть служил России. Между тем на предполагаемом месте падения «Нептуна», куда привел меня Корболин, мы нашли листы ржавого железа с дырками явно от пуль. Вмятины от пуль имелись и на двух тяжелых листах бронезащиты. Только безумцу может прийти в голову, что наши летчики расстреляли свой же самолет. А вот противника…


Под слоем земли примерно 10–15 см мы откопали несколько пулеметных пуль и гильз, цоколь от 5-контактной радиолампы с надписью по-английски, капли оплавленного алюминия, куски полуистлевшего окрашенного брезента, три ржавых карабина от парашюта и пулю, которая гораздо меньше пулеметной. Корболин сказал, что это пуля от АК-47. 


Известный владивостокский коллекционер Александр Зарембо, специалист по знакам различия, определил, что кокарда, которую нашел Анатолий, не американская, а наша, советская. Согласно каталогу «Знаки различия министерств и ведомств», изданному в 1998 году на Украине, такие кокарды в 1950-х носил командный состав корабельной службы, от мичманов до адмиралов. Это была часть их повседневной формы. О наших находках я сообщил по телефону в Москву. 


– Если бы вы нашли индивидуальный жетон кого-нибудь из членов экипажа, где выбиты группа крови, символ вероисповедания и фамилия, то тогда можно было бы определенно сказать, «Нептун» это или нет, – посетовал в телефонной беседе переводчик Вячеслав Сорокин.


 Утешало одно: найденные нами гильзы и пули действительно оказались иностранного происхождения времен 1950-х годов. Спасибо за экспертизу сотрудникам Музея боевой славы погранвойск.


Продолжение следует…

 

Досье «В» 

 

Российско-американская комиссия по делам американских военнопленных организована в 1992 году по решению президента России Бориса Ельцына и президента США Джорджа Буша-старшего. Ее задача – выяснение судеб американских и советских граждан, пропавших без вести в период Второй мировой войны, во время «холодной войны» (1950–1959 годы), во время локальных военных действий в Корее, Вьетнаме, Афганистане.

 

Справка «В» 

 

1. Самолет ВМФ США P2V «Нептун» сбит к юго-востоку от Владивостока 6 ноября 1951 года. Экипаж 10 человек. 
2. Самолет ВВС США RB-29 сбит над Японским морем 13 июня 1952 года. Экипаж 12 человек. Американские поисковые самолеты обнаружили только пустые спасательные плоты. 
3. Самолет ВВС США RB-50 сбит над Японским морем 29 июля 1953 года. Экипаж 14 человек. Один член экипажа был спасен. Пилоты поисковых самолетов США наблюдали в районе падения RB-50 скопление советских патрульных кораблей. 
4. Самолет ВВС США RB-50 пропал без вести вместе с 16 членами экипажа 10 сентября 1956 года во время патрульного полета над Японским морем. Его маршрут пролегал вблизи границы СССР, поэтому Госдепартамент подозревает, что самолет был сбит.

Автор: Сергей КОЖИН