Шаг за шагом в мировой город

Какие показатели должна подтянуть приморская столица, чтобы стать настоящим мегаполисом?

17 май 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4329 от 17 май 2018

Если в советские времена концепция Большого Владивостока подразумевала расширение границ города в южном направлении и освоение территории полуострова Муравьва-Амурского, то сегодня масштабы Большого Владивостока значительно выросли. Теперь это концепция мирового города, который призван стать полноправным участником экономической жизни Азиатско-Тихоокеанского региона. Сегодня она тесно связана с обозначенным главой государства «восточным вектором» и стратегией приоритетного развития Дальнего Востока.

«Все крупные события происходят только в крупных городах. Совершенно очевидно, что на востоке России должен быть такой город – Владивосток»

 

Важное открытие


Каким видится Владивосток будущего и что необходимо для этого предпринять? Этой теме была посвящена передача «Разговор с Андреем Калачинским» на радио «Лемма». 


Гостем студии стал один из тех, кто приложил максимум усилий к открытию Владивостока, – Юрий Авдеев, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН. Сегодня ученый работает над книгой, в которой доказывает: Владивосток должен стать мировым городом. То есть городом, в котором применяются самые передовые, интересные и эффективные решения: экономические, инфраструктурные, технологические, любые.


Будущее приморской столицы невозможно без фундамента исторического контекста. Поэтому разговор был начат с того момента, когда Владивостоку удалось справиться со статусом закрытого города. Случилось это 20 сентября 1991 года.


– Во-первых, была подготовлена база, – отметил Юрий Авдеев. – Я занимался этим вопросом в академии наук уже 18 лет. Это были теоретические размышления. Более того, я был заместителем председателя городского совета. В течение двух с половиной лет мы еженедельно проводили экспертные совещания, связанные с будущим Владивостока. Тогда впервые появилась концепция развития южного Приморья, проект Большого Владивостока. В рамках этого проекта первым актом и было решение вопроса, связанного с открытием города.


Мы понимали, что без законодательного акта, открывающего город, дальнейшее его развитие невозможно. В сентябре 1990 года во Владивостоке проходил первый международный форум стран Азиатско-Тихоокеанского региона. СССР представлял министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе. Его фраза стала для нас спусковым крючком. Он заявил, что открытие Владивостока – это перспектива 1993–1996 годов. Мне показалось это бесконечно долгим сроком. В тот же день я пришел домой и написал проект решения городского совета об открытии приморской столицы. Такое решение было принято на сессии горсовета 20 сентября 1990 года, его поддержал председатель краевого совета. Вместе с ним мы отправились в Москву, в Верховный совет, где нас встретила заместитель председателя Светлана Горячева, которая провела нас по кабинетам правительства. После чего при Верховном совете была создана профильная комиссия. В течение года велась активная экспертная работа. И 20 сентября 1991 года Ельцин подписал указ об открытии Владивостока. 


– Сейчас это звучит фантастикой, – отметил Андрей Калачинский. – Когда решение местного уровня было поддержано на самом верху. 


– Что еще раз подчеркивает: пока нет инициативы снизу, сверху ждать принятие каких-то решений можно очень долго, – подчеркнул ученый. 


Саммиты перед саммитом


– Первый шаг был сделан. Город оказался открыт для соотечественников и иностранцев, – отметил Андрей Калачинский. – И в последние годы, особенно после саммита АТЭС-2012, приняты меры для привлечения российских и зарубежных инвестиций. Что в итоге? Является ли Владивосток мировым городом сегодня? 


– Нужно сказать, что 2012 год случился не сам по себе, – подчеркнул Юрий Авдеев. – Чтобы здесь прошел саммит АТЭС, была проделана колоссальная работа. В 2002 году состоялся первый инвестиционный саммит во Владивостоке. Москва его слегка проигнорировала. Тем не менее сам факт присутствия здесь представителей стран – участниц АТЭС уже важен. После этого в 2005 году прошел саммит в рамках АТЭС по транспорту. Тоже событие. Но главное, что в это время по инициативе Приморья были подготовлены два важных доклада на госсовет, с которыми выступил бывший тогда губернатором Сергей Дарькин. 


Это был доклад по конкурентоспособности Приморья в рыбной отрасли, где впервые прозвучала формула «рыба на берег». Второй доклад – по инфраструктуре морского транспорта. Оба документа сделали авторитетным имя молодого руководителя Приморья, к его мнению стали прислушиваться в Кремле. И это стало существенным аргументом при решении о месте проведения саммита АТЭС.


По словам Юрия Авдеева, тогда уже было принято решение о том, какую функцию должен исполнять Дальневосточный федеральный университет. Местные эксперты, принимая важность его функционала, остались не совсем согласны с названием учреждения.


– В самом названии звучит слово «дальний», – отметил Юрий Авдеев. – Для кого он дальний? Если мы планируем, что он будет местом, где получат образование японцы, корейцы, китайцы и так далее, почему он должен носить такое имя? Может, лучше было назвать его Азиатско-Тихоокеанским русским университетом? И потом – посмотрим на карту России. Последний город-миллионник от Москвы – это Красноярск. На весь русский восток нет ни одного крупного города. А рядом с нами Азия со своими мегаполисами. Владивосток в этом окружении смотрится песчинкой. Все крупные события происходят только в крупных городах при большой концентрации финансовых и людских ресурсов. Совершенно очевидно, что на востоке России должен быть такой город. 


«Перепрошить» агломерацию


Одним из шагов государства к тому, чтобы установить на востоке крупный город, стало создание Владивостокской агломерации.


– Наша агломерация тоже уходит корнями к Большому Владивостоку, – подчеркнул Юрий Авдеев. – К этому термину вернулись на одном из дальневосточных саммитов. В администрации края департамент градостроительства презентовал проект Большого Владивостока, подготовленный еще в Советском Союзе, как нечто совершенно новое. Через некоторое время Минрегионразвития запустило концепцию развития территорий в рамках агломераций. Принцип такой: чья агломерация будет развиваться лучше, той и дадут денег. И проект Большого Владивостока скорректировали под инициативу Минрегиона. Из того Большого Владивостока, который родился в 1990 году, взяли только часть:

Владивосток, Артем, Шкотовский и Надеждинский районы. Но эта территория все равно по численности населения недотягивает до миллиона. В агломерации проживают 870 тысяч, хотя, по нашим подсчетам, здесь можно разместить до трех миллионов человек. 


Как отметил эксперт, агломерация в том виде, в каком она существует, не позволяет Приморью вмешаться в серьезную борьбу за грузопотоки в АТР.


– Игорь Пушкарев, будучи главой Владивостока, активно продвигал идею Владивостокской кольцевой автодороги, – отметил Юрий Авдеев. – Идея для муниципалитета логична и очевидна: новая дорога позволила бы увеличить объем грузоперевозок в два раза – c 15 до 30 миллионов тонн в год. Но надо думать в государственных масштабах. Все порты Дальнего Востока (а их больше 60) переваливают чуть больше 160 миллионов тонн. В то же время только один южнокорейский город Пусан переваливает 300 миллионов тонн. 


По словам эксперта, цель агломерации была в упрощении комплексного развития территории и логистики. В особенности портовой. 


– А у нас с созданием агломерации практически ничего не изменилось, – посетовал ученый. – Все было выполнено на уровне конъюнктурных веяний. Цель была обозначена в извращенном виде. Когда я услышал от губернатора Миклушевского, что одна из главных задач агломерации – дать возможность жителям Большого Камня посетить Приморский театр оперы и балета, я понял, что ничего из этой агломерации не получится. Плюс к этому, если посмотреть на основные пункты соглашения, то получилось, что под шумок краевая администрация вытащила изюм из булки. Получила право распоряжаться землей, архитектурой. И третий пункт, который выдает истинные цели с ушами, – право распоряжаться рекламой. 


В моем понимании суть агломерации заключалась в том, чтобы координировать действия главных экономических игроков, которыми являются порты и объекты судостроения и судоремонта. На территории агломерации нужно создавать как минимум два крупных порта с технологичным оборудованием, с большими причальными стенками. 


– Какие изменения нужно внести в закон, чтобы агломерация на самом деле стала основой будущего Большого Владивостока? – спросил Андрей Калачинский.


– Речь идет не только об агломерации. Нужно думать о корректировке законов о свободном порте, о ТОР, – отметил Юрий Авдеев. – Закон о свободном порте прекрасен с виду, но он распылен на 20 муниципальных образований. Государство берет на себя обязательство построить инфраструктуру для инвесторов. Но у государства заведомо денег на все это не хватит. Значит, нужно перенацелиться. А это можно сделать только так: получить грузы АТР. Для этого нужно «перепрошивать» Транссиб, делать параллельную скоростную грузовую ветку, с помощью которой грузы с Дальнего Востока в Европу будут идти трое суток. Тогда никакой новый Шелковый пояс не сможет сравниться с нашими преимуществами. Шелковый пояс идет через территорию семи стран. Транссиб – только по одной России. В этом заключается главная стратегическая задача государства.

Автор: Евгений СИДОРОВ