Женщина, за которую бились Жигунов и Боярский, стареть не боится
Татьяна Лютаева – одна из самых красивых актрис российского кино – после выхода на экраны фильма Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!», где она сыграла Анастасию Ягужинскую, в одночасье стала кинозвездой.
Но на пике славы актриса уехала на родину к мужу – в Литву. А в 2004 году приняла решение вернуться на родину. Вместе с ней в Россию приехали сын Доминик и дочь Агния Дитковските, которая также стала актрисой. Лютаева активно снимается в сериалах, кино, играет в театре. Сегодня она готовит к показу свой режиссерский дебют – художественный фильм «Камень, ножницы, бумага».
Генеральша
– Недавно на телеканале «Россия» показали сериал «Одна жизнь на двоих». Ваша героиня Галина живет в 80-е годы. И это не простая женщина, а жена генерала. Как работали над образом?
– Да, Галина – настоящая генеральша. Я знала таких дам. В Литве у меня была знакомая тетя Нора – вот она была классической генеральшей. Как она себя вела, как подавала – это было удивительно! Есть что-то в таких женщинах особенное. И не потому, что они какие-то зазнайки. И даже не потому, что у них мужья генералы. Я даже так иногда думаю, что это будущие генералы выбирали себе женщин с такой статью… Их жены до конца сохраняли осанку, особую женскую выправку, достоинство необыкновенное. На съемках я с удовольствием вспоминала тетю Нору. В те годы, когда я ее знала, я только поступила в институт, была молодой, впитывала всю информацию. И так хорошо запомнила и ее, и атмосферу того времени…
– Как на площадке воссоздавали эпоху? Какие детали того времени для вас оказались особенно узнаваемыми?
– На площадке у Рауфа Кубаева – а я уже не первый раз снимаюсь у него – всегда потрясающая атмосфера! Он очень тщательно подходит к работе – не то что некоторые режиссеры, которые прямо перед съемками читают сцены, которые они будут снимать. Рауф всегда готовится, что-то переписывает… Он вообще очень любит артистов, поэтому так щепетильно подходит к работе. И очень много репетирует. Пока мы не отрепетируем сцену, съемка не начинается. При этом он очень уважительно относится к артистам, несмотря на то что ради дела может и съемку остановить, и даже рявкнуть. Атмосфера – это основное для любого кино, даже для исторического… А 80-е показали с помощью реквизита тех времен, одежды, причесок героев. Мы очень глубоко погрузились в эту историю, поэтому, надеюсь, зрителям понравился наш сериал и они его запомнили…
Оглядываясь назад
– Сейчас у молодых большой интерес к советскому периоду…
– И я понимаю природу этого интереса, кстати! То наше время сейчас, отсюда, очень стильно выглядит. Причем все, даже наш советский быт, хотя он был достаточно скромный и даже аскетичный. Помню, когда впервые появилась фанта, это было что-то невероятное! Ведь до этого мы видели только сифоны, в которые газовые баллончики заправляли… Бидоны, бутылки с молоком под крышечкой из фольги… Да, и сметана под такими же крышечками – что-то вспомнила про нее… А еще бородинский хлеб за 27 копеек…
– А какая-то супермодная одежда тогда у вас была?
– Была очень красивая юбка-солнце. Еще шикарные комбинезоны с расклешенными штанами – мама их шила мне сама, они тогда были очень модные. И платья солнце-клеш тоже мама шила. Мы вообще были очень моднявые, – смеется Татьяна. – Потом уже пошли кожаные юбки, штаны... А еще мама не только шила, но и вязала, и я носила разные модные свитера, даже из мохера…
Новые «Гардемарины»
– Светлана Дружинина, режиссер фильма «Гардемарины, вперед!» и двух продолжений к нему, сожалеет, что не получается снять еще одну картину о любимых героях. У вас была одна из самых ярких ролей в фильме – Анастасии Ягужинской. Не знаете, как обстоят дела с работой над новым проектом?
– У меня нет информации об этом. И я в принципе не люблю продолжения картин. Уверена: Светлана Сергеевна может окунуться в любую историческую эпоху и потрясающе ее снять. Но когда через 30 лет в фильме снимаются те же артисты, которые играли в первой или даже второй части, то здесь как будто есть ответ на обывательский интерес: как эти артисты теперь выглядят? При этом всем известно, как я и как другие артисты из «Гардемаринов» сегодня выглядят.
Дочки-матери
– Ваша дочь – актриса Агния Дитковските – в недавнем интервью рассказывала, как гордится вами и восхищается. У вас всегда были хорошие отношения или все же бунтарский возраст не обошел стороной и Агнию?
– Естественно, все у нас было. Но, когда мы переехали в Москву, она училась только в девятом классе. И нас тогда это очень объединило. Мы и до этого были близки, но связь настоящая, дружеская и очень доверительная появилась именно в Москве.
– Это было связано с преодолением каких-то трудностей?
– Нет, наверное… Просто, когда человек попадает на необитаемый остров, он мобилизуется и у него, мягко говоря, немного изменяются приоритеты. И даже по молодости, когда хочется гулять, наряжаться, нарушать какие-то запреты, все равно меняются взгляды… А для Агнии наша ситуация с переездом была встряской.
«Люблю женскую красоту»
– Есть такая современная поговорка: «Ничто так не старит, как поход с дочерью-подростком по магазинам». Мамы боятся, что однажды они окажутся в тени своих юных красавиц. У вас нет тревоги на этот счет?
– Зависти женской у меня нет, и все это знают. Я люблю женскую красоту, отношусь к ней с большим уважением и восхищением. Мои подруги Катя Климова, Таня Арнтгольц – невероятные красотки! Но я никогда никому не завидую, даже, наоборот, превозношу данную природой красоту. Всему свое время. Можно быть и во взрослой жизни красивой, сверкающей, искрящейся женщиной. Тем более что любого человека очень красит внутренний мир. Если душа чистая и прозрачная, то и в возрасте это будет видно. А с некоторыми женщинами либидо играет злую шутку, и с возрастом они начинают такое с собой вытворять! Как будто не понимают, что всем все равно понятно, сколько им лет… Надо смириться с тем, что время утекает в любом случае. Но нужно быть ухоженной, доброжелательной и с возрастом стараться перестраиваться. Я стараюсь, и все у меня нормально (смеется). Когда от человека идет уверенность и спокойствие, то никто про него не скажет, что он молодится, потому что очень боится стареть, что черной завистью завидует молодым.
– Но это ужасно, когда в Интернете начинают обсуждать внешность известных людей, чаще всего под заголовком: «Что случилось со звездой?». И под ними – фотографии с разницей в десятки лет… А авторам материалов – лет по 20, наверное…
– Вы мне про это даже не рассказывайте. Живут авторы публикаций этими «слежками» – пусть живут. Значит, это их карма. Я не хочу в этом участвовать.
Родина, сын, внук
– Не жалеете сейчас, что переехали в Москву с детьми, приняв на себя бытовые, финансовые трудности?
– Нет, не жалею. И абсолютно счастлива, что я русский человек и живу на русской земле. Что у меня есть возможность каким-то образом быть пригодной для своей Родины. Уверена, что каждый должен заниматься своим делом, и тогда будет мир на земле.
– Как успехи у вашего сына Доминика?
– Учится в МГУ, сейчас на втором курсе. Он умница, ему всего 18 лет, но мыслит как взрослый человек. И для него очень важно иметь возможность помочь мне, сестре, быть мужчиной в нашей семье. Он живет в убеждении, что женщина – это не рабочая лошадь. Женщина – это что-то высокое, одухотворенное, ее предназначение – быть матерью.
– Не все зрелые мужчины к такой мысли приходят… Доминик и профессию выбрал серьезную?
– Да, он учится на факультете госуправления. Хочет заниматься бизнесом.
– Татьяна, а как живет самый молодой мужчина в вашей семье – внук Федор, сын Агнии?
– Федор Алексеевич прекрасен! Я его обожаю, хотя и к своим детям с обожанием относилась и отношусь.
– Балуете или удается придерживаться педагогических рекомендаций?
– Федора мама мощно балует. Я тоже, признаюсь, но все же немного поспокойнее. А мама просто зацеловывает, задаривает – все для него!
Кино и театр
– Вы сейчас где снимаетесь?
– В сериале «Русские горки» для Первого канала. Сейчас работаем в Питере, а до этого почти год снимали в Москве. Потрясающая картина из 20 серий, потрясающий актерский состав – это все, что я пока могу сказать об этом проекте…
– А какие творческие проекты у вас в перспективе?
– Как режиссер и сценарист сняла кино. Продюсерская кинокомпания Николая Расторгуева дала мне возможность себя проявить и высказаться на тему, которая меня очень волнует. Фильм будет называться «Камень, ножницы, бумага». В нем снимались Володя Ильин и Агния, моя дочь, под которую и писалось все. Состав в фильме потрясающий.
Хореография Аллы Сигаловой, музыка известной группы «Фрукты». У меня фантастический оператор – Андрей Каторженко. Постановщик – Катюша Цветаева. Это ее последняя картина, она молодой от нас ушла, к сожалению… Сейчас идет монтаж картины. Скоро посмотрим, что у нас получилось.
Автор: Мария ДОНСКАЯ