В чужой стране закон не страшен?

Он ехал за знаниями в Россию, а попал в следственный изолятор. По собственной глупости

16 май 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4328 от 16 май 2018

По данным УФМС России по Приморскому краю, в прошлом году в наш регион прибыло с целью обучения 5456 иностранных граждан, что на 11 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

 

Специалисты миграционной службы отмечают рост числа студентов из Китая, Республики Корея и Республики Узбекистан, что свидетельствует о возрастающем престиже вузов Владивостока и прежде всего ДВФУ. В то же время, по сведениям правоохранительных органов, приезжая в Россию за знаниями, некоторые молодые люди забывают, что находятся в чужой стране, и… совершают различные правонарушения, не задумываясь о последствиях. 


Вольная жизнь


По данным ОП № 4 по Фрунзенскому району Владивостока, в начале марта 2017 года в общежитии кампуса ДВФУ у студентки из КНР пропала женская сумочка, в которой находились 15 тысяч рублей и серебряный кулон с кристаллами. Основная подозреваемая в краже – соседка по комнате потерпевшей, ее сокурсница, которая уехала на родину и в Россию не вернулась. 


В декабре 2017 года пьяный студент из Китая ночью устроил скандал в общежитии университета. Бегал по этажу, кричал, разбил горшок с цветами. На просьбы успокоится не реагировал, так как ни слова не понимал по-русски. Охрана кампуса задержала агрессивного студента и вызвала наряд полиции. 


В феврале 2018 года еще один студент попался на краже продуктов в магазине, расположенном на территории кампуса. Свои действия обосновал голодом и отсутствием денег на питание. 


В мае 2018 года группа китайских студентов устроила поздним вечером пьяный дебош в общежитии. Громко кричали, пытались затеять драку с охраной университета и не успокоились, пока не прибыл наряд полиции. 


Понятно, молодые, дурные, берегов не видят… Но в чужой, хоть и дружественной, стране, плохо зная русский язык, нарываться на неприятности – себе дороже. Для кого-то это обернулось отчислением из вуза и административным штрафом, а для кого-то и пребыванием в СИЗО.


Доказательств злодеяния нет 


Гражданин Китая 19-летний Хо Пэн, бывший слушатель Центра экономики ДВФУ, приехал во Владивосток, как и другие иностранные студенты, за знаниями. Но не доучился: его задержали в конце ноября прошлого года по подозрению в краже личных вещей студентов университета. Взяли утром в общежитии, когда он еще спал. 


Вычислить воров, вернее вора, для полисменов не составило труда. Поскольку, по словам дежурного, ночью из общежития никто не выходил и ничего не выносил, правоохранители планомерно обходили все комнаты, до тех пор пока не обнаружили пропавшие вещи в комнате Хо Пэна. 


Китаец признался в краже и был помещен в СИЗО-1 на время следствия. Похищенное имущество возвращено потерпевшим, и они не имеют претензий к обидчику. Впору завершать расследование и передавать обвинительное заключение прокурору для утверждения с последующим направлением уголовного дела в суд. 


Между тем в уголовном деле, возбужденном в отношении Хо Пэна по статье 158 ч. 3 п. «а» УК РФ (кража), нет ни одного доказательства его виновности, кроме собственного признания, от которого он отказался на заседании суда в январе этого года. В том числе нет, судя по акту дактилоскопической судебной экспертизы, отпечатков его пальцев на похищенных вещах и в комнатах, где проживали потерпевшие. 


Экспертиза производилась на глаз 


На первом допросе Хо Пэн рассказал, что кражу он совершил вместе с соотечественником Ван Сяо Ганом*, который жил в соседней комнате. Как-то Хо Пэн признался приятелю, что у него нет денег, а следующий финансовый транш от родителей еще не скоро. Ван Сяо Ган предложил украсть сотовые телефоны у девушек с седьмого этажа, а потом продать. 


Злоумышленники вышли на дело около половины четвертого утра. Они знали, что многие студенты на ночь не закрывают двери на ключ. В комнаты заходили по очереди. Сначала Ван Сяо Ган стоял на стреме, а Хо Пэн занимался грабежом. Следующую комнату, по словам обвиняемого, обнес Ван Сяо Ган. На совершение преступления у них ушло не более пяти минут.


Похищенное имущество – смартфоны марки Apple Iphone 6 и Apple Iphone 6S, планшет марки Apple Ipad 2 – парни спрятали в комнате Хо Пэна, в шкафу и в чемодане, где они и были найдены во время обыска. 


В одной комнате грабители взяли 7 тысяч рублей, в другой, где жила девушка из Индонезии, 1210600 индонезийских рупий вместе с кошельком. Кроме нее от действий грабителей пострадали гражданка России и подданная Японии. Заурядная кража грозила перерасти в международный скандал. 


В общей сложности потерпевшим был нанесен ущерб на сумму 80 тысяч 490 рублей. При этом оценка украденных вещей производилась на глаз, со слов девушек, а не экспертами, без предоставления документов на похищенное имущество, а также без учета их реальной стоимости после многолетней эксплуатации. Впрочем, здесь свое слово должна сказать прокуратура. 


А видели другого


На очной ставке в отделении полиции ОП № 4 Ван Сяо Ган категорически отрицал свою причастность к совершенному преступлению. Улик против него не было. Поэтому он проходит свидетелем по этому уголовному делу. Следователь поверила ему на слово, не удосужившись взять у Ван Сяо Ган отпечатки пальцев, чтобы проверить, кто же наследил на похищенных вещах и на месте преступления. Поскольку найденные следы рук не совпадали с отпечатками пальцев Хо Пэна. 


Более того, следователь не придала значения показаниям потерпевшей Кисимото Эрике. 


«25 ноября 2017 года я находилась в своей комнате и примерно в 1 час 00 минут легла спать. Дверь мы не закрыли, так как до настоящего момента к нам никто не заходил ночью, – свидетельствует Кисимото Эрике, слушательница Центра культуры и русского языка ДВФУ. – Примерно в 03 часа 55 минут я услышала какой-то шорох и проснулась. Увидела около стенного шкафа напротив санузла парня низкого роста, около 160 см, худощавого телосложения, на лице был завязан платок, закрывающий часть лица ниже носа, глаза были открыты, разрез глаз походил на среднеазиатский. Я встала с кровати. Парень тоже меня увидел и выбежал из комнаты»... 


Отметим, что рост Хо Пэна – 185 см, а его приятеля, кстати, не больше 160 см. Но следствие почему-то «не заметило» этой разницы. Будто кто-то невидимый уводил Ван Сяо Гана от следствия. 


На запястьях защелкнули наручники


За полгода нахождения Хо Пэна в СИЗО сторона защиты шесть раз просила суд изменить ему меру пресечения либо на домашний арест, либо отпустить под залог в 500 тысяч рублей под подписку о невыезде. Во Владивостоке проживает мать Хо Пэна по годичной визе. Она арендовала на два года квартиру в столице Приморья, чтобы быть поближе к сыну. И до окончания следствия молодой человек мог бы жить с ней. Но у суда свое мнение на этот счет: Хо Пэн – иностранец, он проходит по тяжкой статье, у него в России нет ни родных, ни близких, поэтому китаец может скрыться. Как он может это сделать, если его паспорт изъят и без него он не сможет пересечь границу, ни следствие, ни представитель стороны обвинения не объяснили. 


На заседании суда о продлении нахождения Хо Пэна под стражей, состоявшемся 20 апреля, арестованный заявил, что признаться в преступлении, которое он не совершал, его заставили в отделении полиции, куда его доставили после задержания. По словам китайского студента, полисмены обещали его отпустить на занятия, как только он подпишет какие-то бумаги. Он подписал, а ему на запястьях защелкнули наручники. По словам Хо Пэна, он плохо знает русский язык, поэтому не понимал смысла документов, которые ему на допросах читал переводчик, привлеченный правоохранительными органами. Кстати, в этом деле, сменяя друг друга, участвовали три переводчика, и все были по назначению. Защита Хо Пэна предлагала своего толмача, более профессионального, но следствие отказало... 


Необходимо добавить, что в данной ситуации непонятно повели себя представители консульства КНР, присутствовавшие на заседании суда 20 апреля, где они появились после неоднократных приглашений. Вместо того, чтобы морально поддержать соотечественника, полгода находившегося под стражей в чужой стране (тем более Хо Пэн пока еще не признан виновным), консульские работники молча отсидели все заседание и так же молча ушли. Даже не пообщались с матерью Хо Пэна, находившейся в зале суда. 


Что касается потерпевших по делу Хо Пэна, то они отказались от ознакомления с материалами уголовного дела. Ван Сяо Ган, который проходит свидетелем, еще учится в университете, дождется ли он суда над Хо Пэном или вернется в Китай, сказать трудно. Но если даже он уедет, то его всегда можно будет разыскать с помощью дипломатов. Если это будет нужно. 


У нас не было цели оправдать либо обвинить гражданина Китая. Мы не за «белых» и не за «красных». Если иностранец виноват, пусть отвечает по всей строгости российского закона. Чтобы другим было неповадно. Если не виноват, то что тогда он делает в СИЗО? 


* – некоторые имена и фамилии изменены

Автор: Сергей КОЖИН