Экономика «восточного вектора» получила очертания

Теперь ей нужны методичность и стабильность. И меньше необоснованных проверок

16 май 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4328 от 16 май 2018

Экспертный круглый стол на тему «Рост инвестиций на Дальнем Востоке» прошел в Москве в рамках подготовки к IV Восточному экономическому форуму. Представители Минвостокразвития, институтов развития и бизнес-сообщества обсудили инвестиционную привлекательность региона, а также совершенствование механизмов, которые призваны обеспечить приток сюда новых инвесторов.

 

Насколько успешны инициативы, которые ежегодно обсуждаются в рамках ВЭФ? Какова сегодняшняя результативность хозяйственных проектов ТОР, свободного порта Владивосток и «Дальневосточного гектара» в рамках реализации политики «разворота на Восток»? На эти и другие вопросы отвечает председатель Приморского отделения «Деловой России», руководитель рабочей группы «Честная и эффективная экономика» регионального штаба Общероссийского народного фронта Алексей Тимченко. 


Инвесторы идут. Даже издалека


– Алексей Павлович, с прошлого ВЭФ прошло восемь месяцев. О каких экономических результатах уже можно говорить? И, кстати, осуществляются ли какие-либо проекты первого и второго ВЭФ?


– Если говорить про общие тренды, то они в целом позитивны. Давайте не будем забывать о том, что ВЭФ по форме – это не ярмарка, где совершаются моментальные покупки либо краткосрочные сделки, а площадка для интеграции делового сообщества России со странами АТР. 


Там обсуждаются направления сотрудничества либо заключаются соглашения рамочного характера, а бизнес продолжает работать над их реализацией уже вне рамок форума. И конкретные результаты есть. Ведь, повышая узнаваемость нашей территории в Азиатско-Тихоокеанском регионе, мы автоматически привлекаем внимание потенциальных инвесторов, причем даже из стран, которые не слишком-то и близко от нас расположены. 


  Вот, например, крупная австралийская компания собирается за три года вложить 8 млн долларов в реализацию большого сельскохозяйственного проекта в Приморье – речь идет о выращивании зерновых и бобовых культур, прежде всего кукурузы и сои. И первые средства уже пошли. Предполагается создание соответствующей инфраструктуры: строительство промышленного зернохранилища (чего в Приморье не делалось с советских времен), ферм по выращиванию крупного рогатого скота и других сельхозобъектов. Это как раз один из практических результатов. 


В этом году на Дальнем Востоке зафиксирован 17-процентный рост объема инвестиций в основной капитал. Есть и определенная детализация: объемы строительства выросли на 9,2 %, промышленного производства – на 2,2 %, сельского хозяйства – на 8,2 %, наблюдается рост и в других отраслях. Прорыв обеспечили не государственные, а именно частные инвестиции. 


В целом по федеральному округу реализуется 1280 инвестиционных проектов на общую сумму более 3,8 трлн рублей частных вложений. Открыто 108 новых предприятий с общей суммой инвестиций 123 млрд рублей. Лидеры здесь – нефтегазовая отрасль, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, аквакультура, лесная отрасль и туризм. 
На экспорт и для себя 


– Наиболее значимые для России проекты, которые обсуждали на всех трех ВЭФ, – это судостроительный завод «Звезда», будущий нефтехимкомбинат (ВНХК) «Роснефти», транспортные коридоры «Приморье», транзит китайских грузов через наши порты, новые объекты животноводства. Они как-то себя уже проявили?


 – Крупные хозяйственные проекты с государственным участием – это очень важно, но тут много нюансов. Прежде всего нужно оценивать влияние экономической мировой конъюнктуры, которую обязательно просчитывают «Роснефть», «Газпром» и другие титаны национальной экономики. Это естественно, и это вызывает корректировки проектов, определенные задержки, не говоря уже о том, что сами эти проекты глобальные, предусматривающие строительство технически сложных и уникальных сооружений, многочисленные согласования и так далее. 


Например, уже заявлено, что проект ВНКХ под Находкой скорее всего будет переформатирован с исключительно экспортных целей на создание производства по переработке нефтепродуктов для получения бензина класса ЕВРО-5 в объемах свыше 1 млн тонн в год, а также иной продукции, такой как этилен и пропилен. Это так называемое промежуточное сырье, которое в дальнейшем используется для производства пластиков и тому подобной массовой продукции. И ориентируемся мы прежде всего на Китай, хотя это может быть интересно и для внутреннего потребления. Традиционная нефтеперегонка, которая планировалась первоначально, уступает место нефтехимии. Теперь задумывается производство продукции с высокой добавленной стоимостью, это в том числе и следствие мирового экономического кризиса и падения цен на сырую нефть. По имеющимся данным, первой очередью будет как раз нефтехимия, а второй – нефтеперегонка.


Аналогично и со «Звездой», там даже появился план по строительству сталелитейного производства на юге Приморья для изготовления металлопродукции для судостроения (поскольку технически сложно провезти по Транссибу и БАМу стальные блоки корпусов будущих судов), но пока новых данных об окончательном решении нет. Так что проекты эти не забыты, находятся в работе. Конечно, хотелось бы, чтобы практическая реализация началась быстрее. 


Палки в колеса


– С какими проблемами сталкиваются инвесторы?


– Если говорить о том, что мешает развитию данных проектов, то, как выяснилось, для них, как и для российского бизнеса в целом, проблемой стало проведение чрезмерного количества проверок контролирующими органами. Иными словами, необоснованная фискальная нагрузка. Парадокс: создаем уникальные для страны правовые и экономические режимы для бизнеса и инвесторов и тут же начинаем «причесывать» их проверками, предписаниями, штрафами. 


Прокуратура края выявила 13 случаев незаконных проверок контролирующими органами резидентов ТОР. Основные структуры-нарушители – Государственная инспекция труда, краевые управления Роспотребнадзора и МЧС России. Среди частых нарушений – факты проверок резидентов без согласования с Минвостокразвития и проведение внеплановых проверок дольше предусмотренных законом пяти дней.


Кстати, есть определенный процесс оттока из ТОР отдельных бизнес-структур, по поводу которого появляются негативные публикации в СМИ. Касается это в целом всего Дальнего Востока, но Приморского края – в меньшей степени. Так, по имеющимся сведениям, два довольно крупных резидента отказались от реализации логистического проекта в регионе и проекта по выпуску рыбного филе. Причина там, по сути, везде одна: бизнес не нашел устраивающих его по условиям заемных средств, и это естественно, учитывая нынешнюю политику отечественных банков и рецессию в экономике. Тем не менее в целом тренд движения по пути развития (пусть и постепенного) сохраняется…


– Как обстоят дела с созданием научно-технологично-рекреационного ТОР на острове Русском?


– Это вопрос в большей степени к Минвостокразвития. Насколько известно, там пока речь идет об архитектуре будущего технопарка – необходимо ведь не просто его создать, но и сделать так, чтобы выпускаемая продукция была востребованной в стране и за рубежом. 


Создание «дальневосточной Кремниевой долины» – дело, в общем-то, достаточно непростое, тем более что главным результатом должны быть технологии или наукоемкая продукция. Это тот сегмент мирового рынка, в котором мы только пытаемся начинать завоевывать свою нишу. 


Инфраструктура вам в помощь


– И самый главный, пожалуй, вопрос: ощутили ли местные жители результаты проделанной работы? А если результатов нет, то почему: время не подошло, денег нет или проекты голословные?


– Ну смотря что рассматривать в качестве результатов. Сегодня в Приморье созданы четыре территории опережающего развития: «Надеждинская», «Михайловский», «Большой Камень» и «Нефтехимический». Всего, по предварительным расчетам властей, ТОРы должны дать около 50 тысяч новых рабочих мест в крае, около 11 тысяч – в пределах Владивостока. Тут есть, кстати, выгода для каждого муниципалитета, поскольку налог на доходы физлиц идет в местный бюджет, а значит, при таком сценарии автоматически появятся дополнительные возможности развития тех городов и районов, к которым привязаны ТОРы. Например, мэр Владивостока Виталий Веркеенко уже подсчитал, что до 500 млн рублей можно получить в бюджет города доходов с НДФЛ от резидентов СВП, если все будет работать так, как задумано. 


Конечно, пока этого нет, но сразу, вдруг, массово новые рабочие места и предприятия и не появятся, это процесс постепенный. На данный момент деятельность в качестве резидентов ТОР в крае осуществляют 58 компаний. Если говорить о производствах, которые будут создаваться с нуля, то там пока очевидных, показательных результатов не так много. Но давайте не будем забывать, что в режим ТОР вошли и многие уже действующие компании. Для них условия работы стали лучше, а значит, и их производительность, и значение для региона растет. 


Если же говорить о работе по созданию новых площадок, то и тут есть определенные результаты. Ведь создается инфраструктура, строятся дороги, прокладываются инженерные сети, а это работа компаний из реального сектора экономики, это рабочие места, налоги, заказы и так далее, то есть оборот капитала. Для инвесторов на Дальнем Востоке сейчас строится более 170 объектов инфраструктуры за счет государства, то есть инвесторам они предоставляются бесплатно. И это тоже вливание денег в экономику региона, причем весьма существенное. На реализацию мероприятий по созданию объектов инфраструктуры для ТОР предусмотрено свыше 12,5 млрд рублей бюджетных средств, в том числе более 4 млрд из краевого бюджета. Дальше пойдут уже частные инвестиции, а значит, заказы от бизнеса, то есть это продолжение истории с ростом оборота в региональной экономике. 


Ну вот, к примеру, упомянутая «Звезда» – масштабный проект, куда вложены большие средства. Там идет строительство как самой верфи, так и сопутствующей инфраструктуры – служебного жилья, и это хорошо. Более того, планируется ввести льготную ипотеку в рамках данного проекта, и это хороший экономический рычаг. Но кадры-то мы туда завозим из других регионов! Где наши вузы и ссузы, где расчет и прогноз развития рынка труда и подготовка своих кадров? Это же ведь очевидный ресурс развития региона, повышения занятости, над этим надо системно работать. 


Поэтому сила реализации проектов в рамках «восточного вектора» – в постоянстве и стабильности. Раз принято решение развивать эти проекты, это нужно делать методично, только так мы сможем добиться успеха. И созданная под ТОРы и гектары инфраструктура, как своеобразный скелет, «обрастет мясом» в виде конкретных производств. Иными словами, экономика «восточного вектора» должна базироваться на стабильности продвижения проектов.

 

Справка «В»

 

По итогам 2017 года Дальний Восток стал лидером среди федеральных округов по темпам роста объемов частных инвестиций в экономику региона. Рост составил 17,1 % (в среднем по России показатель достиг 4,4 %). Более половины от этого – вложения резидентов территорий опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивосток (СПВ) непосредственно в Приморье.

Автор: Николай КУТЕНКИХ