Знакомый ваш Сергей Есенин...

Исповедальный спектакль готовит для зрителей Ефим Звеняцкий

25 апр. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4319 от 25 апр. 2018

Закутанный в плед, замерзающий, он, макнув перо в выдавленную из порезанного пальца каплю крови, выводит на бумаге: «До свиданья, друг мой, до свиданья, милый мой, ты у меня в груди…» Ему осталось жить совсем немного, считаные часы… Знает ли он об этом? Можно только догадываться.

«Мы так часто даем советы, поучаем, но не помогаем»

«Включайте сердце, ребята. И поймите, где мы пропускаем людей»

 

Поэт Сергей Есенин, трагический и прекрасный, кумир российской публики начала прошлого века – на сцене Приморского академического театра имени Горького. Здесь 28 и 29 апреля состоится премьера спектакля «Сергей Есенин. Исповедь». 


– Идея спектакля появилась и неожиданно, и в то же время просто, – рассказывает режиссер спектакля народный артист России Ефим Звеняцкий. – Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка – большой друг нашего театра и часто бывает на спектаклях. Однажды при нашей встрече он вдруг стал читать стихи Есенина. Я просто замер! И сразу возникла мысль: у нас в репертуаре есть несколько спектаклей, можно сказать, биографических, посвященных известным личностям – Эдит Пиаф, Саре Бернар… Почему бы не замахнуться тогда на спектакль про Есенина? У нас даже разговор состоялся на эту тему с Александром Сергеевичем…

 
А вскоре театр начал работу над спектаклем «Фрегат «София». Пьесу для него написал столичный драматург Роман Беккулов. Он собрал несколько рассказов Валентина Пикуля, в которых объединяющим местом действия является Владивосток, а их героями – морские офицеры. И как-то я рассказал Роману Беккулову про идею спектакля о Есенине, о том, что нужна пьеса. Он прямо загорелся: «Сделаю!» Оказалось, что Есенин – любимый поэт драматурга, он знает и любит его творчество. И я поверил ему, потому что видел, какого высокого качества пьеса «Фрегат». 


Пьесу Роман написал очень быстро, и мы начали репетиции. Вообще, над спектаклем работают высококлассные мастера: сценография Владимира Колтунова, костюмы Андрея Климова, приглашены специально мастера по сценическому бою и по свету…


Этот спектакль для меня – продолжение той просветительской, не побоюсь этого слова, работы, которую театр ведет уже много лет. Мы возвращаем зрителям великие имена, напоминаем о тех, кого нельзя забывать. Увы, но сегодня, уж поверьте мне, немало тех, кто на фамилию Есенин удивленно восклицает: «А кто это?»


– Вы шутите? 


– Какие шутки?.. Вообще, отношение к Есенину в нашей стране всегда было немного странным. Вспомните… Я вот учился в школе в начале 60-х, и тогда еще Есенина не то чтобы запрещали, как в 30–40-х, но относились к нему с эдаким налетом то ли ханжества, то ли стыдливости. И когда я уже был студентом института искусств, мой однокурсник Юрий Кузнецов как-то начал читать «Утром, в ржаном закуте, где златятся рогожи в ряд...» Я замер, пока звучали эти строки. Я влюбился, взахлеб влюбился в поэзию Есенина, навсегда… 


Что удивительно, есенинские стихи сегодня часто звучат по радио, например. Его много поют. Но песни эти с таким противным ресторанно-шансонным оттенком, словно мы все еще живем в то время, когда его называли кабацким поэтом, прославляющим пьянки и уныние…


Есенин – величайший российский поэт. Старшее поколение знает и любит его, а вот молодым неплохо было бы им заинтересоваться.


– На вашем столе лежит книга стихов Есенина...


– И на рабочем столе, и дома у меня много стихов Есенина. Я читаю и перечитываю их, стараюсь понять эту историческую фигуру, понять как человека. Если бы вы знали, как интересна судьба этого человека! С каким кругом людей он общался! Это целый отдельный мир, Вселенная…


– О Сергее Есенине сегодня не только много пишут, но и снимают, есть даже известный сериал...


– Я смотрел сериал с Сергеем Безруковым. Не для того, чтобы что-то сравнить, а чтобы понять, как видели эту личность другие постановщики. Я ставлю своего, моего личного Есенина. В нем нет крикливости, ложного патриотизма, некоего крестьянского поэта. А есть великий талант, который мы потеряли в расцвете его творческих сил… Это была невероятная потеря для русской культуры!


И да, мы стараемся поставить спектакль так, чтобы основные вехи его биографии были достоверны, исторически точны. В постановке есть такие персонажи, как Галина Бениславская, Айседора Дункан (кстати, актрисы Валерия Запорожец и Лариса Белоброва, которые играют эту роль, специально смотрели хронику с записями ее танцев, чтобы работать в той же пластике), Мейерхольд, Маяковский и другие. Не обошлось, конечно, и без художественного вымысла, ведь мы создаем не историческую хронику, а художественное произведение. 


Включить в спектакль целое поколение людей, которые составляли цвет культуры и литературы того времени, – это моя идея. Я хотел напомнить публике, каких деятелей культуры мы потеряли (по сути, творческую интеллигенцию тех лет репрессии выкосили под корень), даже познакомить кого-то с ними, с той атмосферой, которая царила во времена серебряного века и в постреволюционные годы. Вспомните! Литературные встречи, кружки, споры о путях развития словесности и искусства в целом… А литературная дуэль Маяковского и Есенина? Тогда казалось, что со сменой политического строя расцветет и творчество, что возникнет что-то невероятно новое… Мне хотелось вернуть эту атмосферу и показать ее по возможности досконально.


Я сто раз повторял: мы не должны становиться манкуртами, людьми без памяти. И для меня память – это сегодняшняя актуальность, а не вчерашний день. 


– Легко ли идет работа над спектаклем?


– Очень непросто. Актерам сложно войти в эти образы. Уверен, что Валя Запорожец (а я сразу знал, что именно он будет играть Есенина) все еще выстраивает, решает для себя эту задачу… Ведь это же Есенин! Он наш! И у каждого русского человека свой Есенин. 


Вообще, постановка получается масштабной, в ней заняты актеры всех поколений театра – от мэтров Александра Славского и Евгения Вейгеля до прекрасной молодежи – Александры Аубекеровой, Константина Суворина… И даже дети выйдут на сцену.


– Спектакль называется «Сергей Есенин. Исповедь»...


– Да. И это слово – исповедь – ключевое! Потому что Есенин для меня – пророк. Это тот камертон спектакля, которым мы поверяем все, что делаем. У нашего спектакля исповедальная атмосфера, я ухожу от крикливого драчуна и пьяницы Есенина, я показываю исповедь героя… И пусть вместе со мною, с персонажами спектакля зритель задумается над тем, где же мы пропускаем людей. Мы так часто только даем советы, поучаем, но не помогаем. Включайте сердце, ребята. Это главный исповедальный знак. И посыл спектакля. 


А вообще, это будет тот Есенин, которого понял и прочувствовал я, Ефим Звеняцкий.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ