Кооператор Приморья Михаил Литвиненко

Человек, благодаря которому в советском Приморье изготавливались твердые сыры, работали зверофермы и торговали не сельхозсырьем, а готовым продуктом

25 апр. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4319 от 25 апр. 2018

Приморская глубинка всегда держалась на потребительской кооперации. Система, выстроенная Михаилом Литвиненко, выстояла даже в эпоху перемен. 28 апреля Михаил Тимофеевич отмечает свое 90-летие.

 

Он – крестьянский сын. С крестьянской хваткой, упорством и трудолюбием. А потому никогда не понимал, как можно быть нищим и голодным, живя на земле.

 
Свой путь начинали со старой телеги


Мужики обнищавшей в голодные 30-е годы украинской Зеленковки, что в Сумской области, готовились к переезду на Дальний Восток основательно. Собрали деньги и отправили первопроходцев, которые доехали до приморской Ивановки – тогда она была центром одноименного района. Посланцам тут, судя по всему, понравилось, и следом за ними осенью 1940 в товарняке двинулось десять семей. Ехало на восток и семейство Литвиненко с восемью детьми.


В свои 12 лет Мишка Литвиненко уже был полноценным работником, овладев всеми навыками крестьянина, живущего своим подворьем. Ведь на колхоз надежды было мало: многодетная мать за трудодни иной раз получала столь мизерное количество зерна, что приносила его в подоле. Поэтому в 15 лет Михаил уже пахал на тракторе. А механизаторы тогда были колхозной элитой, и получали они по 3 кг зерна на трудодень. Так что по осени Михаил заказывал у председателя телегу с лошадью, чтобы в несколько приемов привезти домой полторы тонны своего зерна. Мать Агриппина Ефимовна очень гордилась сыном-кормильцем.


Работящий, безотказный, сообразительный Миша Литвиненко после окончания школы в 1948 году становится уже фигурой районного масштаба: его принимают на работу в местную инспекцию статуправления, а через несколько месяцев забирают в Ивановский райисполком заведующим отделом физкультуры и спорта. 


Потом его призвали в армию, где очень пригодились крестьянские навыки: службу Михаил проходил в 24-м военном совхозе в Камень-Рыболове. Очень скоро был переведен на должность старшего писаря на продстол, а впоследствии избран освобожденным секретарем комсомольской организации части.


После службы в 1952 году Литвиненко приехал во Владивосток. Искал работу. Его внимание привлекла вывеска крайпотребсоюза, занимавшего тогда комплекс зданий на Набережной в районе нынешней гостиницы «Владивосток». 


 Это была встреча судьбы. Через полвека Михаил Тимофеевич напишет эти строки. Пусть литераторы посчитают их наивными, но в них большая гордость за свое дело, за своих товарищей:


Мы свой путь начинали со старой телеги,
С торговли на лавке, в крестьянской избе, 
Об этом, друзья и коллеги, 
Мы помним всегда и везде.
Не ради наград и не ради медалей
Мы бедных собрали под мощным крылом
И в трудный момент им плечо подставляли,
Рискуя самим не подняться потом.
Но мы восставали, как феникс из пепла,
Прочней становилось пожатие рук.
И с каждым успехом     сознание крепло, что пайщик, 
Лишь пайщик – наш верный товарищ и друг.
Так пусть же он будет здоров, их семьи богаты,
И пусть расцветают все наши райпо,
И постоянно растут результаты,
Мы верим, мы знаем: о нас еще снимут кино…


Хотелось взять и все перевернуть


Крестьянский сын Михаил Тимофеевич, как никто, знал и понимал существо потребкооперации.


Потребительская кооперация в России прошла трудный и сложный путь. Но она стремительно росла, причем быстрее, чем в Англии, которая считается ее родиной. Накануне радикальных реформ в 1991 году потребкооперация представляла собой мощную, экономически крепкую организацию с развитой материально-технической базой, квалифицированными кадрами, объединяющую более 22 миллионов пайщиков.


Пять десятилетий в развитии потребкооперации в Приморье принимал активное участие Михаил Тимофеевич Литвиненко. Начинал в Приморском крайпотребсоюзе инструктором, но вскоре стал начальником отдела, затем был избран председателем ревизионной комиссии. 


В 1962 году был назначен заместителем председателя правления. Поехав первый раз по кооперативным точкам, увидел убогость, примитивность того, что принято называть материальной базой. Магазины ютились в приспособленных помещениях. У Михаила взбунтовалась душа: как можно говорить здесь с людьми о перспективе, о выполнении планов? Хотелось все разом перевернуть! Но он за свою крестьянскую жизнь научился терпению. И когда в 1986 году его избрали на должность председателя правления, Михаил Тимофеевич стал настойчиво, последовательно выстраивать тот материальный базис, на котором и расцвела приморская потребкооперация. 


Кто-то, наверное, завидовал: вон кооператоры жируют… Нет, кооператоры жили с копеечки. Выигрывали на том, что делали сами, не уповая на централизованное снабжение. Михаила Тимофеевича и не надо было этому специально учить. Он-то с малолетства приучен был все добывать своим трудом. Огород семьи Литвиненко в Ивановке занимал не меньше гектара, держали корову, быка, поросят, баранов, гусей, кур. Большая часть тогда уходила на натуральный налог. Но и семья без продуктов не оставалась. Тем более что все было своего производства: мясо, молоко, ряженка, сметана, творог, масло. Поэтому Литвиненко никогда не понимал, как это можно голодать в деревне. Так что его подчиненным очень трудно было втирать очки, расписывая ему – крестьянскому сыну – все трудности. 


«Дары тайги», аукционные меха и райпо с самоваром


При вошедшем в силу Литвиненко убогие потребительские «лавки» были вытеснены отстроенными по проекту специализированными магазинами и магазинами повседневного спроса. Он сумел убедить многотысячный коллектив потребкооперации Приморья не торговать сырьем, а развивать производство и получать готовый к употреблению продукт. В итоге открывшиеся во Владивостоке шикарные специализированные магазины «Дары тайги», «Дары Приморья», «Кооператор Приморья» ломились от деликатесов, заготовленных и приготовленных кооператорами. На магазины работали все 24 райпо с райзаготконторами и 11 коопзверопромхозов. В крайпотребсоюзе появилась даже своя норковая ферма: поголовье насчитывало свыше 35 тысяч штук. Меха выставлялись на аукционах в Ленинграде.


На месте примитивных сельских пекарен выросли современные хлебозаводы, поражавшие деревню ассортиментом продукции: здесь выпекали не только привычный хлеб, но и торты, пряники, печенье. 


В Приморье Литвиненко первым наладил и производство твердых сыров – привез оборудование из Голландии.


В условиях плановой экономики потребительская кооперация оставалась одним из немногочисленных островков рыночных отношений и предпринимательской инициативы. Потребкооперация по природе своей не может быть в тени. Пайщики, строгая система бухгалтерского учета – все это обеспечивает максимальную прозрачность деятельности. 
В условиях нерегулируемого рынка сельской потребкооперации трудно тягаться с конкурентами. В отличие от частника она не может руководствоваться только принципом извлечения максимальной прибыли. Чтобы дойти до самых отдаленных пайщиков, приходится мириться с тем, что часть магазинов планово-убыточные. Обычный коммерсант сразу же отказался бы от них. Но в системе потребкооперации действует иная логика – пайщики не виноваты.


Более того, в магазины райпо люди нередко ходят и для общения. При Литвиненко здесь стала формироваться совсем другая обстановка: в свободном углу примостился столик, на нем самовар, можно попить чайку. Здесь же газеты, стеллажи народной библиотеки.


По труду и честь! 


16 лет – с 1986-го по 2002-й Михаил Тимофеевич Литвиненко проработал на посту председателя правления и Совета Приморского крайпотребсоюза. Это было признанием его высокого профессионализма, общечеловеческих качеств и гражданской ответственности. Он сумел сохранить и «кровь» и «плоть» потребкооперации: доверие пайщиков и материально-техническую базу.


За всю историю потребкооперации России ни один другой председатель потребсоюзов от Урала до Приморья не входил в состав руководящего органа Международного кооперативного альянса. А Литвиненко в 1992 году на ХХХ конгрессе, проводившемся в Японии, был удостоен высокой чести – избран от российских кооператоров членом Центрального комитета альянса.


90-е годы прошлого века были очень нелегким периодом и для людей, и для всего производства. Михаил Тимофеевич достойно прошел все испытания, оставшись верным любимому делу.


За годы работы в потребкооперации, за преданность кооперативным идеалам, активную жизненную позицию Михаил Тимофеевич был отмечен орденами Дружбы народов и «Знак Почета», «За вклад в развитие потребительской кооперации России», значком «Отличник советской потребительской кооперации», знаком отличия «50 лет безупречной работы в потребительской кооперации», Почетными грамотами Центросоюза Российской Федерации. Ему присвоены звания «Заслуженный работник торговли РСФСР», «Ветеран потребительской кооперации Российской Федерации». Нашла Литвиненко и военная награда – медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Так была отмечена его работа, тогда еще мальчишки.


Сегодня, уйдя на пенсию, Михаил Тимофеевич не сдает своих позиций. Его энергии хватает на многое: он – почетный председатель Совета крайпотребсоюза, возглавляет совет ветеранов. Он и сегодня живо интересуется работой Приморского крайпотребсоюза. 


Вместе с супругой Надеждой Арсентьевной они живут в любви и согласии вот уже 63 года. Воспитали двоих достойных сыновей. Семья для Михаила Тимофеевича, по его признанию, как свежий родник, который придает силы, и она крепка внуками и правнуками.

Автор: Михаил НЕЩЕДРИН