Сказки с аншлагом

Популярность кукольных театров сегодня так высока, что под них начали маскироваться самозванцы

18 апр. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4315 от 18 апр. 2018

Театральные гастроли в современных реалиях – явление штучное, позволить себе подобную роскошь подчас не в силах даже крупнейшие театры России, столичные академические. А уж когда на гастроли выезжает театр из глубинки, да притом еще и кукольный, это всегда событие. Вот и приезд во Владивосток Забайкальского театра кукол «Тридевятое царство» стал настоящим событием для нашего города. Во всяком случае, для тех, кто понимает.

 

К слову, в то же самое время в Чите на сцене «Тридевятого царства» проходили гастроли Приморского театра кукол. И тоже с аншлагом!


Неведомая страна


– Гастроли наши, как и Приморского театра кукол у нас в Чите, проходят в рамках федеральной программы «Большие гастроли», в данном случае для детей и юношества, – рассказывает Александр Мусиенко, худрук театра кукол «Тридевятое царство». – Благодаря выделяемым финансам в прошлом году мы побывали в Красноярске, а теперь приехали к вам. Замечу, что в нынешнее время позволить себе гастроли может не каждый театр, далеко не каждый. Это настолько затратное мероприятие, что проще совсем без гастролей. Да, закисаешь, когда не видишь, чем живут коллеги, не видишь другой, незнакомой тебе публики, но не разоряться же театру, организовывая поездку. Поэтому такая программа для театров в регионах России – как глоток свежего воздуха, это возможность показать себя и посмотреть других.


– А почему вы «Тридевятое царство»?


– Название это появилось не просто так. Вообще, история Забайкальского театра кукол в чем-то схожа с историей Приморского, особенно в смысле мытарств со зданием (напомним, что Приморский театр кукол не имеет своего здания и размещается в арендуемом у Общества изучения Амурского края помещении на ул. Петра Великого, 6. – Прим. авт.). Наш театр существует с 1935 года, и создавался он как краевой передвижной театр кукол, без своего здания. Так и было вплоть до 1980 года. А потом мы обрели свой дом. Здание это тоже историческое, как и у вас, построено очень давно. Когда-то в нем был Дом культуры, потом театр юного зрителя, потом мы. Но с годами наш дом так сильно обветшал, что его просто закрыли. Семь лет длились наши мытарства и ремонт здания. В 2008 году театр открылся заново, и по этому поводу был объявлен конкурс среди зрителей на лучшее название для него. Было интернет-голосование, и победил такой вариант. Мы тоже немного удивлялись, но зрители пояснили: Тридевятое царство – это неведомая сказочная страна. 


– Что же вы привезли из этой страны во Владивосток?


– Мы привезли три спектакля из 38, которые имеются в нашем репертуаре: «Ты, я и кукольник», «Гадкий утенок» и «Сюприз». Это очень разные работы, в разных техниках. Выбирая, что привезти, мы ориентировались и на мнение Виктора Бусаренко, ведь у нас в театре идут несколько спектаклей, которые есть и в Приморском театре кукол. Какой же смысл везти их сюда? Виктор Васильевич порекомендовал, какие постановки привезти, а мы дали такие же рекомендации ему.


Плюс театр для малышей в маминой утробе


– «Ты, я и кукольник» – это современная драматургия, – вступает в разговор Александр Поветкин, главный режиссер «Тридевятого царства». – Эта история не уходит корнями в сказку или мифологию, тема спектакля своевременна, актуальна: дружба, взаимопонимание, умение простить и помочь. Сегодня об этом нужно говорить с детьми все время, причем с раннего возраста, и наш спектакль ориентирован на зрителя совсем юного, трех-пяти лет.


– Есть ли у вас спектакли по местному фольклору?


– Да, Забайкальский край богат традициями и фольклором коренных народов, и мы не можем это игнорировать. У нас есть спектакли по бурятским сказкам, по буддийским притчам, по фольклору старообрядцев, ведь в крае много деревень и сел, где живут старообрядцы. Фольклор хранит огромную мудрость, в каждой сказке кроется целый мир, сами основы мироздания и понимания, как что устроено…


 Часто мне приходится спорить с людьми, которые говорят: ну дети же все равно этого не понимают. Понимают, отвечаю я, просто не аналитически, рационально, а через образы, ассоциации, эмоции. И очень печально, что современные родители перестали читать детям сказки. Театр кукол, как бы он ни стремился, не сумеет своими постановками возместить такую потерю. А ребенок, которому мама никогда не читала в детстве сказок, не получил чего-то очень-очень важного… 


– Позволяете ли вы себе ставить спектакли для взрослых, для искусства, скажем так, спектакли-эксперименты?


– Да, мы позволяем себе эксперименты, причем довольно смелые, но не часто. Вот недавно была акция «Ночь в театре», и второй год подряд на эту «Ночь…» мы приглашаем именно взрослого зрителя. Представление начинается в 23 часа, и мы показываем экспериментальные, необычные постановки. В прошлом году это была фантазия на тему мистерий, а в этом мы обратились к балагану, райку и поставили спектакль с Петрушкой, затронули и острополитические темы. И знаете что? Зрители требовали: продолжайте в том же духе! Мало того, в прошлом году к нам на «Ночь в театре» при количестве мест в зале на 200 человек пришло более 400! Нам двери пришлось закрыть – зрители уже не помещались, так к нам стучали и возмущались. В этом году мы стали выдавать в кассе приглашения (вход на «Ночь…» бесплатный), так все 200 разобрали за пару часов. 


– Добавлю, что эксперимент – понятие очень широкое, – берет слово Александр Мусиенко. – Недавно мы осуществили проект в стиле «беби-театра», то есть театра для самых маленьких зрителей – от рождения до трех лет. Чем не эксперимент? Мы получили федеральное финансирование на этот проект и поставили спектакль «Времена года», действие которого проходит в высоком бумажном куполе, без сцены, там два актера работают, спектакль без слов, только музыка и мимика. Я вам скажу, удивительная вещь получилась! После премьеры нас завалили вопросами, когда мы будем играть его снова.


 А еще мы хотим развивать такое направление, как работа с беременными женщинами. Ведь ребенок в материнской утробе воспринимает свет, звук, эмоцию. Вот и думаем, как сделать спектакль для мамы и малыша, который еще не родился.


А на пороге бабушка встречает


– Вы считаете, что миссия театра кукол – воспитывать, а не развлекать? 


– Театр кукол вообще поразительное явление в культурной жизни человека, – говорит Александр Мусиенко. – К нам приходят дети в раннем возрасте, а потом, когда вырастают, приводят своих детей, а главное – помнят те спектакли, которые увидели в детстве. 


В театре кукол нельзя работать, причем на любой должности, если ты не любишь детей. У нас в театре, например, билетеры, капельдинеры – бабушки. Женщины в возрасте. Это мое принципиальное решение. Наш театр – первый в жизни для многих детей, и вот когда малыш приходит в огромное, по его меркам, здание, где много других людей, где пока все непонятное, пусть его встречает бабушка – добрая пожилая женщина, такая же, как его родная бабушка. От ее улыбки, искренней приветливости ему станет теплее…


Вообще, театр кукол ближе к сфере образования, ведь мы всегда воспитываем зрителя, причем в неназидательной форме. И ребенок запоминает то, о чем говорят наши герои… 


– Довольны ли вы тем, как прошли гастроли?


– Еще как! Мы ведь не только в Приморском театре кукол работали, но и в детские сады, школы ездили. Публика у вас такая же отзывчивая, воспитанная, открытая, как и в Чите, мы даже почувствовали себя словно дома.


Гастроли – это прекрасно. Это окрыляет! Сейчас вот возникла общая беда для многих театров кукол: то и дело то в одном, то в другом городе появляются какие-то «дикие бригады», какие-то странные люди, выдающие себя за наш, например, театр. Они идут в школы, детсады, дома культуры и говорят, что приехали на гастроли, продают билеты. А это оказывается такая жуткая халтура, что люди просто в шоке пребывают. И потом нам звонят из этих городов возмущенные зрители, которых обманули, жаждут крови. И очень удивляются, узнав, что мы никуда не ездили…


– Да, мы тоже часто сталкиваемся с таким бедствием, – подтверждает главный режиссер Приморского театра кукол Виктор Бусаренко, – особенно по краю, в небольших городах, поселках. Кто бы мог подумать, что на театрах кукол смогут построить свои схемы самозванцы-мошенники…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ