Фартуки, нанайские узоры и золотая канитель

Что говорят за спиной мастериц их умершие прабабки

13 апр. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4313 от 13 апр. 2018

Зачем девушкам фартуки, а богатым дамам начала XX века – канитель? На эти вопросы ответили (да не теоретически, а с примерами) приморские мастерицы, открыв выставку «Нити» в доме-музее семьи Сухановых.

Белые вещи на Руси защищали от злых духов и всегда предназначались для обрядов

«На реконструкцию боярского костюма ушло больше года»

 

Основа экспозиции – работы мастерской прикладного творчества с тем же названием. Все экспонаты мастерицы условно поделили на три смысловые части: вот на стенах висят вещи из Древней Руси, вот – нанайская вышивка, а вот – манекен в роскошном платье образца 1903 года. И все это выполнено вручную – тремя мастерицами из Владивостока и Артема.


Какие умные женщины были!


Самая крупная часть экспозиции – тканые элементы русской одежды. Автор, Екатерина Блинникова, на домашнем деревянном станке восстанавливает наряды и аксессуары той эпохи. Екатерина признается: на такую масштабную работу ее толкнула… случайно увиденная картинка в Интернете.


– Я называю этот момент своим личным апокалипсисом, – смеется она. – В 2012 году случайно наткнулась на фотографию тканой ленты и подумала, что она отлично подойдет для моей шляпки! Нашла инструкцию, как такую вещицу повторить. Ну все же просто, ума много не надо – дощечки с дырочками мне сделал муж, я заправила в них нити… И все, зависла. Каждое действие надо продумывать наперед, потому что права на ошибку нет – распутать практически невозможно. В общем, с этой лентой я провозилась около двух месяцев и тогда подумала: «Боже мой, какие умные были женщины! Ну как можно было до такого додуматься?»


И так вещь за вещью, пояс за полотенцем, Екатерину, как она говорит, понесло. Этап с дощечками закончился ультиматумом мужу: не купишь станок – сойду с ума!


– Я сама не знаю, чем меня эта работа так зацепила. Такое ощущение, что за моей спиной стоят мои бабки, прабабки и кричат: «Давай, давай!» – говорит Екатерина Блинникова. 


Каждая вещь, каждый элемент узора что-то да означает. На Руси практически для каждого события в жизни был свой наряд и обязательно свое полотенце. Но только у женщин. Мужчин по непонятным причинам жизнь обделила – одна и та же нарядная рубашка на свадьбу, праздники и похороны.


– А вот у девушек была свобода. До свадьбы – один наряд, максимально простой и неприметный. На свадьбу – еще пара нарядов, причем один остается и на собственные похороны. Первый год после замужества – самый яркий период в жизни женщин: самые красивые наряды, самые яркие цвета, головные уборы. И еще одно важное правило: обязательно надо было носить фартук – помимо практической ценности он прикрывал нижнюю рубашку, которая могла показаться из-под юбки от порыва ветра, – объяснила мастерица.


Что хотели сказать нанайцы?


Другая часть выставки – аксессуары от Ольги Виговской с нанайскими орнаментами. Все ее работы вышиты шелковыми нитями по найденным образцам искусства этого народа. 


– Я, сколько себя помню, все время делала что-то руками: вышивала, плела, вязала. Кроме того, мое детство прошло в Хабаровске, на реке Амур. Видимо, те детские впечатления от краеведческих музеев, книг, амурских сказок отложились в подсознании и позже вылились в моих работах, – говорит Ольга.


К сожалению, сегодня мало что известно о культуре аборигенной народности, населявшей бассейн реки Амур. И если сами работы нанайцев так или иначе сохранились, то значения узоров и орнаментов неизвестно.


– Этнографическое изучение народов Амура началось совсем недавно, около ста лет назад. А их искусству много сотен лет. Так что никаких источников не сохранилось. Сегодня ученые могут дать примерные, приблизительные объяснения узоров – возможность читать по орнаментам считается утраченной, – объяснила мастер. –  Я очень бережно отношусь к орнаментике, и все очертания использую оригинальные, но цветовое решение – мое авторское. 


В экспозиции Ольги представлены аксессуары: кошельки, сумочки, чехлы, шкатулки. Кстати, у мастерицы уже есть последователи: ученицы и фанаты, приобретающие вещи в свои коллекции.


Дорого и богато


«Вишенка на торте» выставки – бархатное платье в русском стиле, расшитое золотыми нитями. Грандиозную работу сделала Жанна Славинская. Экспонат, стоящий в Доме чиновника Суханова, – это бальный костюм Александры Дмитриевны Шевелевой. 


– В 1903 году по указу Николая II в Петербурге прошел знаменитый бал в русском стиле, на который вся знать пришла в костюмах допетровской эпохи. Такие балы чуть позже прокатились по всей Империи. К сожалению, большинство сохранившихся костюмов хранятся в музеях или частных коллекциях, а выставляются редко: ткань от времени ветшает, – рассказала Жанна Славинская.


Мастерице повезло: в 2017 году она участвовала в реконструкции боярского костюма Шевелевой, который перешел музею Арсеньева от правнука Александры Дмитриевны Орра Чистякова. 


– Как только я приступила к реконструкции, столкнулась с отсутствием информации. Во Владивостоке мастеров, которые могли бы мне помочь, нет. В итоге все, что мне было необходимо, я нашла в Интернете: книги, журналы и даже онлайн-курсы, – добавила мастерица.


Но отсутствие информации – не самая большая проблема, с которой в ходе работы столкнулась Жанна Славинская. Прежде всего нужно было купить ткань и нити. Бархат должен был максимально походить на оригинал, а нить, используемая в работе, – это канитель.


– Не зря есть такое слово «канителиться». Вышивка канителью – очень сложная и долгая работа. Небольшие кусочки этой проволоки выкладываются на ткани узором, а потом аккуратно пришиваются. Есть еще несколько нюансов: просто так по бархату вышивать нельзя. Нужен специальный станок в высоту всего костюма. Кроме того, под ткань необходимо подкладывать основу – у меня это лен. А сам узор по всему костюму идет непрерывно. 


Такую грандиозную работу Жанна Славинская выполнила за год. К сожалению, отмечает она, некоторые детали костюма не соответствуют оригиналу: еще не готов головной убор и оторочка мехом, а канитель в некоторых местах заменена на нить золотого цвета.


– Это очень затратный в исполнении костюм, даже сегодня. Только на канитель у меня ушло больше шести тысяч, а еще бархат, камни и позолоченные пуговицы. Но тогда, век назад, это платье хранили как настоящую драгоценность: в сундуках с нафталином, передавали из поколения в поколение, – объяснила Жанна Славинская. – Орр Чистяков, который и передал костюм музею, рассказывал, что его мама провозила платье через несколько границ, берегла от крыс и делала все, чтобы костюм сохранился для потомков.


Оригинальный боярский костюм Шевелевой хранится в музее, и его крайне редко выставляют для посетителей: и без того ветхий, он может еще сильнее испортиться от солнечного света. И чтобы каждый желающий все же смог своими глазами увидеть одежду той эпохи, музейные работники и занимаются реконструкцией.

 

Выставка открыта до 25 мая в Доме чиновника Суханова (ул. Суханова, 9). Здесь же пройдут лекции и мастер-классы:


14 апреля (суббота) в 11.00 – лекция и мастер-класс по ручному ткачеству;
5 мая (суббота) в 11.00 – лекция и мастер-класс по орнаментальному шитью;
6 мая (воскресенье) в 11.00 – лекция и мастер-класс по ручному ткачеству.

Автор: Анна МИРОНОВА