Зрители шли путем артиста. Ночью. В театре

А вышли с «выбитым» зубом, со «шрамом» на лице и восторженными эмоциями

4 апр. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4307 от 4 апр. 2018

Да, читатель, оперный спектакль, балетный или симфонический концерт начинаются совершенно одинаково: будь ты прима-балерина, солист, ведущий музыкант оркестра, сначала предъявишь в развернутом виде свое удостоверение на служебном входе Приморской сцены Мариинского театра… Так что выражение, что театр начинается с вешалки, не совсем верное. Опера и балет начинаются с проходной.

 

А вы как думали?


В рамках Всероссийской акции «Ночь в театре» Приморская сцена Мариинского театра провела для зрителей необычную образовательную экскурсию – «Путь артиста». 


– Это название раскрывает суть экскурсии в буквальном и переносном смысле, – сказала Елена Сабинина, пресс-секретарь Приморской сцены Мариинки. – Многие наши зрители, несмотря на то что опера и балет во Владивостоке «прописались» уже пять лет назад, пока еще смутно представляют, как же создаются оперные и балетные спектакли, что прячется в служебных помещениях театра и как вообще все здесь происходит. Вот мы и решили показать день артиста оперы, балета или музыканта оркестра изнутри… Весь его путь от входа в здание до выхода на сцену. А с другой стороны, у участников экскурсии есть возможность задать артисту, который поведет их по театру, вопросы личного характера и узнать о его жизненном и творческом пути. 


Показательно, что запись на экскурсию на сайте театра продлилась… всего чуть более двух часов. Ровно столько времени понадобилось, чтобы сформировалось три группы по 25 человек. И такой интерес к жизни Мариинки во Владивостоке не может не радовать… 


Группы вели по театру тенор Алексей Костюк, прима балетной труппы Ирина Сапожникова и концертмейстер группы виолончелей Елизавета Сущенко. Маршруты (интересно, что артисты сами их продумывали исходя из собственного опыта) то сходились, например, в гримерном цеху или в костюмерной, то расходились – по репетиционным залам, расположенным на разных этажах… Но в каждом маршруте были и свои изюминки, свойственные только этой профессии… Например, Ирина Сапожникова привела своих экскурсантов (заметим, что среди них было немало детей и подростков) в комнату с табличкой «Медицинская реабилитация», где работают врач-физиотерапевт и врач-массажист. Там есть специальные современные медицинские приспособления, например, компрессионный костюм, помогающий улучшить движение лимфы по телу. Рассказала, как важен массаж для артистов балета, нагрузки которых – самые что ни на есть тяжелые, физические – трудно представить со стороны. 


– У меня, например, грыжа в позвоночнике – последствия одной производственной травмы, – пояснила на собственном примере Ирина. – И после курса массажа, который я прохожу в этом кабинете регулярно, мне намного легче…


Чашка утреннего кофе, занятия по вокалу с концертмейстером, разучивание партий – вот часть ежедневного пути артиста оперы Алексея Костюка. Он раскрыл своим экскурсантам тайны грима: собственноручно изобразил «выбитый» зуб одной из участниц театрального путешествия. А от гримера Светланы Мигериной девушке достался «шрам» на лице – от настоящего, поверьте, не отличишь. Был раскрыт и секрет костюмов: оказалось, что костюм князя Гвидона легкий и удобный, а облачение Малькома из оперы «Макбет» – пять слоев натуральной кожи.


– Вот и представьте, как в нем петь, а к нему еще шестой прилагается – плащ из кожи. Видимо, художник по костюмам очень переживал, что тенору будет прохладно, – смеется Алексей Костюк. – А с другой стороны, каждый наш костюм – это часть истории театра. Вот, к примеру, платье Виолетты к «Травиате» сшито для премьеры на исторической сцене, и первой его надевала Анна Нетребко! Представляете, какие сильные чувства испытывает певица, надевая платье, в котором пела такая оперная дива!


Ирина, Алексей и Елизавета водили артистов по всему театру. Оказалось, что все этажи выкрашены в свой цвет, и это очень помогает ориентироваться. А завершилась экскурсия в большом зале театра, где шла репетиция финала оперы «Травиата», – в спектакль вводят нового тенора Мэргена Санданова. И участники смогли насладиться дивными голосами солистов… 


«Путь артиста» оказался чрезвычайно захватывающим. Все участники экскурсии отмечали, как много они узнали и как теперь совсем по-иному смотрят на профессию артиста. Но самое приятное, что такие экскурсии будут работать на постоянной основе – и для школьников, и для взрослых. Желающие могут найти подробности на сайте Приморской сцены Мариинского театра и погрузиться в мир закулисья. Таинственный и полный открытий.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ