Мошенники раскидывают сети

Как обезопасить себя от обмана при покупке в интернет-магазине

4 апр. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4307 от 4 апр. 2018

Получить в посылке вместо ожидаемого планшета кирпич, а вместо оплаченного смартфона – граненый стакан… Подобные неожиданности периодически подстерегают граждан при покупке в интернет-магазинах. Сообщения о виртуальных мошенниках приходят от пресс-службы УВД Приморского края уже регулярно.

«Как ни парадоксально, но исключительно хвалебные отзывы должны насторожить: их пишут либо сами сотрудники магазина, либо специально нанятые лица»

«Если торговая точка не рассматривает никаких вариантов расчета, кроме стопроцентной предоплаты, есть повод предположить, что это обманщики»

 

К примеру, в январе этого года в полицию Арсеньева обратились 12 человек, которых обманули интернет-мошенники. Люди потеряли деньги, пытаясь совершить онлайн-покупку лекарств, бытовой техники и мебели. Злоумышленники выходили на прямой контакт с телефонов, зарегистрированных в других регионах страны.


Защитники прав потребителей бьют тревогу: обман на просторах онлайн-торговли процветает, приобретая все новые и новые формы. Получить обратно перечисленные преступникам деньги – задача почти нереальная. 


«В» попытался разобраться: можно ли распознать мошеннические интернет-магазины и обезопасить себя от обмана в Сети?


Смотрите на срок жизни сайта


Постоянный клиент интернет-магазинов Сергей Воробьев делится опытом: перед покупкой надо внимательно изучить сайт продавца. Мошенники, конечно, могут копировать дизайн и названия сайтов известных магазинов и, пользуясь сходством, привлекать клиентов и получать деньги за товар, которого у них нет. 


Любитель онлайн-покупок отмечает: недавно созданный сайт с небрежным, наспех сделанным оформлением должен насторожить покупателя. Высока вероятность, что это мошеннический ресурс, который соберет деньги с доверчивых покупателей и закроется при первых обращениях в контролирующие органы. 


– Если компания заявляет о себе как о достаточно давно существующей на рынке, а сайт зарегистрирован 5-6 дней назад, то, скорее всего, перед вами обманщики, – резюмирует Воробьев. – Внимательно посмотрите на записи на сайте, обращая внимание на хронологию. Практически на любом движке можно за один день наделать записей на любой срок в прошлое, ставя фейковые даты и тем самым надувая «пузырь» длительности существования сайта. Поэтому сверяйте даты самых старых публикаций в ленте с датой регистрации сайта.


По словам Сергея, лучше вообще не покупать на сайтах-новоделах, не имеющих репутации. Даже если они делают очень выгодные предложения. Сайты мошенников подобного типа (продавцов воздуха) практически никогда не существуют долго. А вот если ресурс работает хотя бы два-три месяца, вероятность того, что это площадка для мошенничества, будет гораздо ниже.


Изучайте отзывы 


Как рассказывает жительница Владивостока Марина Иванцова, она пару раз столкнулась с недобросовестными продавцами в Интернете. Но покупки были недорогие. Она пострадала незначительно, в полицию не заявляла. Зато усвоила правило: перед тем как обращаться в интернет-магазин, надо ознакомиться с отзывами других покупателей. Начать стоит с сайта магазина, на котором вы хотите сделать покупку.


Как ни парадоксально, но исключительно хвалебные отзывы должны насторожить. Зачастую их пишут либо сами сотрудники магазина, либо специально нанятые лица. Есть простой способ проверить: вставьте фотографию автора отклика в любой поисковый ресурс. Возможно, окажется, что этот человек предлагает услуги по написанию текстов на заказ. 


Хорошо бы просмотреть отклики клиентов на интернет-магазин на сторонних ресурсах. Если потребители жалуются на плохой сервис или обман, лучше выбрать для заказа другую торговую точку. 


Как правило, интернет-площадки имеют собственные страницы в социальных сетях. Там тоже можно найти много интересных комментариев от клиентов. Читая отзывы, следует обратить внимание на их даты. Ни для кого не секрет, что сейчас можно «накрутить» проплаченные сообщения.


Есть один ресурс, который помогает обезопасить себя от интернет-мошенников. Это сайт Safe Online Reputation (safeonlinereputation.ru) – независимая веб-базированная система сбора и анализа оценок и отзывов для интернет-магазинов и онлайн-сервисов. Ее разработали для того, чтобы потенциальные клиенты имели возможность ознакомиться с объективной оценкой людей, которые действительно приобрели продукцию в том или ином интернет-магазине.


Оставить там отзыв можно только по приглашению магазина после совершения покупки, поэтому левые комментарии исключены. Кроме того, на этом сайте отзывы автоматически сортируются на положительные и отрицательные. Поэтому интересующиеся могут сразу выбрать нужный список и ознакомиться с объективным мнением покупателей.


В убыток работать не будут


Приморская полиция предупреждает: слишком низкая цена на товар должна насторожить покупателя. Известно, что никто не желает работать себе в убыток. Поэтому стоит сравнить стоимость одних и тех же вещей в нескольких торговых точках. Обычно цена на них не сильно различается.


Кроме того, полицейские рекомендуют выбирать форму доставки товара, позволяющую оплачивать покупку после получения, например, наложенным платежом через Почту России. Причем есть возможность проверить товар и только после этого отдать деньги, так как мошенники ухитряются и таким способом попытаться обмануть покупателей, положив вместо заказа вещь, не имеющую никакой ценности. 


Если еще несколько лет назад большинство магазинов работало по двум схемам – доставка товара после предоплаты и наложенным платежом, то сегодня клиентоориентированные магазины берут деньги после доставки вещей и оказания услуг. Интернет-площадки предлагают разные варианты расчета: электронными деньгами, оплата по карте, платеж наличными курьеру, перевод на банковский счет, оплата налом в пункте выдачи заказа и т.д. Если же о торговой точке почти ничего не известно и она не рассматривает других вариантов, кроме стопроцентной предоплаты, есть повод предположить, что перед вами обманщики.


Вся информация в свободном доступе


Как отмечают наши эксперты, интернет-магазин должен представлять на сайте достаточное количество информации о себе. В первую очередь указать адрес и действующие номера телефонов. Достаточно ввести адрес и название магазина в поисковике и посмотреть по онлайн-картам, есть ли там такой объект. Если такая организация не располагается в указанном месте, без сомнений отказывайтесь от покупки. 


Важно, чтобы сайт был «живой», то есть с большим количеством обновлений и активным общением с покупателями в комментариях. Запомните: любой новый для вас сайт, на котором вы хотите сделать покупки, стоит проверить. Узнать дату его создания можно, скопировав адрес сайта из адресной строки и вставив в соответствующее окошко по этой ссылке: pr-cy.ru.


На сайте интернет-магазина также должна быть вся информация о нем как о юридическом лице. Но и ее не помешает проверить. Уточнить сведения о государственной регистрации юридических лиц можно на сайте федеральной налоговой службы – egrul.nalog.ru. Здесь можно узнать, зарегистрировано ли юрлицо и где располагается компания. Ведь бывает, что на деле реквизиты принадлежат совсем другому предприятию или организации. 


Перед покупкой стоит позвонить на телефон, указанный на сайте продавца. Если же есть только форма, где можно оставить свой номер, и надпись «Мы вам перезвоним», стоит задуматься, удастся ли в случае проблем с покупкой найти продавца.


Перед покупкой следует изучить условия оплаты, возврата и доставки товара, которые тоже должны быть указаны на сайте продавца. Нелишним будет найти информацию, как можно вернуть товар и деньги в случае, если вещь не подошла по размеру или имеет недостатки.


Пишите претензию и обращайтесь в суд


Случаев мошенничества, повторимся, много. Человек заказывает дорогой телефон, а ему присылают флакон туалетной воды. Бывает, что покупателю приходит посылка с утрамбованной бумагой и запиской: «Просим прощения, по возможности вышлем ваш заказ».


Корреспондент «В» позвонил на горячую линию в Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю под видом клиента интернет-магазина, которому не доставили вовремя его дорогостоящий товар. И получил рекомендацию: необходимо направить претензию на адрес продавца. Если поставка товара задерживается, то стоит потребовать неустойку в размере пяти процентов стоимости товара за каждый день просрочки. Нужно составить два экземпляра претензии в свободной форме. Один передается руководству магазина (лично или заказным письмом), второй остается заявителю с пометкой о принятии. Если после получения претензии торговая точка молчит или дает отрицательный ответ, покупатель вправе обращаться за защитой своих прав в суд.


Если покупка вам так и не придет, тогда надо писать заявление в полицию. Ведь подобное деяние попадает под статью Уголовного кодекса РФ «Мошенничество». Обращаясь с заявлением в правоохранительные органы, следует указать сведения о магазине-обманщике, детали произошедшего и потребовать возбудить дело по факту мошенничества.
К заявлению прикладывается доказательство совершения оплаты. Это может быть платежка с синей печатью банка, выписка с карточного счета, квитанция, представленная системой электронных денег, и т.д. 

 

Кстати

 

В Приморье действует немало компаний-посредников, которые предоставляют услуги только по доставке товаров с китайских сайтов. То есть они не являются продавцами и предъявить им претензии по качеству товара будет сложно. Поэтому при оформлении интернет-покупок внимательно изучите договор, который вы заключаете. Возможно, в нем говорится, что вы совершаете не покупку, а получаете услугу по доставке товара от продавца, к примеру, из Китая.

 

Справка «В»

 

За консультацией по защите прав потребителей можно обратиться в Роспотребнадзор по Приморскому краю.


+7 (423) 254-82-10 – горячая линия,


+7 (423) 271-21-54, 276-38-93 – консультанты отдела защиты прав потребителей. 


Сайт управления – zpp@pkrpn.ru.

Автор: Наталья ГРЕЧИНА