И сказано, и сделано

Какими были первые 100 дней Виталия Веркеенко в должности главы приморской столицы

4 апр. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4307 от 4 апр. 2018

28 декабря 2017 года на внеочередном заседании Думы Владивостока Виталий Веркеенко дал присягу в качестве нового главы города. С того момента прошло 100 дней – временной отрезок, по истечении которого принято подводить предварительные итоги.

 

С одной стороны, срок небольшой. Но приморская столица с ее бурной жизнью и деловой активностью наполнила этот период событиями столь же многочисленными, сколь и разнообразными. 


Испытание снегом: выводы и решения


– Любую работу надо начинать с погружения. Есть комплексные проблемы, которые надо решать не точечными действиями, а так же, комплексно. Требуется и понять причины, и увидеть инструменты решения, и хорошо знать команду, которая находится рядом со мной. Далее уже выстроить план действий. А на бегу можно многое потерять, – так говорил Виталий Веркеенко после принятия присяги. 


Журналисты тогда обступили нового мэра плотным кольцом и задавали стандартные вопросы: первые планы и действия. Новый глава Владивостока пустых обещаний не давал и просил дать ему время. 


Надо отметить, что Виталий Веркеенко стал главой в, пожалуй, самое напряженное для любого градоначальника время – в разгар зимы. И зима-2018 поблажек не давала.


  Обратите внимание: в обычных условиях мэра избирают в сентябре, предоставляя ему несколько месяцев форы на рекогносцировку, оценку имеющихся сил и средств, на погружение в работу, ознакомление с хозяйством. 


Виталий Веркеенко сразу оказался на передовой. Первый же ощутимый снегопад случился в приморской столице 31 декабря 2017 года, через несколько дней после принятия мэром присяги. Благодаря новогодним праздникам и малому количеству машин на улицах ликвидация его последствий прошла гладко и горожане их практически не заметили.
Настоящей же проверкой городских служб на прочность стал мартовский снегопад. Непогода пришла во Владивосток вечером 7 марта и продолжалась в течение всей ночи и до заката следующего дня. За этот период на город обрушилась полуторамесячная норма осадков. Все службы жизнеобеспечения были предупреждены и подготовлены.

 

Основные магистрали заранее обработаны реагентом. При администрации Владивостока работал штаб по ликвидации последствий снегопада, который возглавил глава города. 


– Мартовский снегопад стал проверкой для главы города на профессионализм, – считает Марина Шемилина, уполномоченный по делам предпринимателей Приморского края. – Виталий Веркеенко пришел в администрацию Владивостока из предпринимательской сферы, где действуют свои правила. И, на мой взгляд, имея опыт бизнес-руководства, он удачно применил его по отношению к городу. Справился с задачей ликвидации снега успешно. Нестандартные условия требовали от главы города принятия нестандартных решений. И временное складирование снега на центральной площади – это как раз волевое и необходимое решение. Да, оно может расцениваться по-разному. Но эффект очевиден: центр Владивостока был оперативно расчищен. А сами горы снега были убраны за несколько дней. 


Важнейшее искусство руководителя – умение делать выводы из ситуации. Мартовский снегопад выявил ряд серьезных проблем в городском хозяйстве. В частности, недостаток специализированной техники. 


– На сегодняшний день в городском парке насчитывается около 100 боеспособных единиц различной спецтехники, но эта цифра постоянно меняется, так как машины серьезно изношены и выходят из строя, – отмечал Виталий Веркеенко. – Согласно нормативам городу необходимо около 500 единиц спецтехники. Но нам нужно оптимизировать это количество с учетом, что спецтехнику следует содержать и использовать не только в зимнее время. Важно не количество, а комплект.


Благоустройство: ТОСы и АТУ


Погружение в проблемы приморской столицы Виталий Веркеенко предпочитает проводить на основе встреч с ее жителями. Первые 100 дней мэра были насыщены такими мероприятиями. 


Один из ключевых вопросов, который горожане поднимают чаще всего, – это благоустройство и нехватка комфортных мест для отдыха. Многие проблемы здесь позволяет решить муниципальная программа «Комфортная городская среда», в этом году благодаря ей во Владивостоке обустроят несколько популярных общественных зон.


Что касается придомовых территорий, то администрация Владивостока инициировала большой общественный проект поддержки такого вида объединения жителей, как территориальное общественное самоуправление – ТОС. Проект предполагает софинансирование ТОСов со стороны муниципалитета в размере 95 процентов.


Плановая работа по развитию благоустройства города и создания комфортных зон продолжится. Виталий Веркеенко отметил, что в этом деле нужно дать больше свободы и полномочий административно-территориальным управлениям администрации Владивостока (АТУ). 


– На местах всегда виднее, АТУ лучше знают о проблемах и быстрее могут их устранить, – подчеркнул глава города на одной из встреч с жителями. – Ведь порой не требуются долгосрочные программы, достаточно просто поставить знак дорожного движения, отрегулировать работу светофора, приварить сломанные ограждения, поставить скамейки, чтобы жизнь в городе стала комфортнее. Мы рассматриваем вариант передачи части полномочий на уровень административно-территориальных управлений, чтобы не запускать каждый вопрос в длинные «коридоры власти» и оперативнее решать городские проблемы.


Для этих целей по заявкам АТУ могут быть созданы мобильные бригады, добавил мэр. 


Общественный транспорт: контроль и новшества


Не случайно Виталий Веркеенко начал знакомство с городским хозяйством с муниципального автотранспортного предприятия «ВПОПАТ-1». Система общественного транспорта – одна из самых чувствительных для жителей большого города и одновременно одна из самых сложных. 


– Я вижу проблемы, которые есть и у муниципального предприятия, и у коммерческих перевозчиков, – заметил Виталий Васильевич на одной из встреч с горожанами. – Как я представляю работу общественного транспорта во Владивостоке? Он должен быть однотипным, чистым, красивым, комфортным, ходить по расписанию, стоять на остановках не более двух минут, водители не должны разговаривать по телефону во время движения и прикасаться к деньгам пассажиров. Мы понимаем, что и как можно улучшить. В соответствии с этим видением будет разработана соответствующая программа и в отношении коммерческих перевозчиков, и в отношении муниципального транспорта.


Дороги: ремонт и строительство


«Развитие дорожной сети – один из главных приоритетов для самого автомобилизированного города в стране», – неоднократно заявлял Виталий Веркеенко.


В этом году в приморской столице будет отремонтировано более 20 километров муниципальных дорог. В их числе как основные магистрали, так и внутриквартальные проезды. Помимо ремонта объявлены планы строительства новых объектов. 


– По многочисленным просьбам жителей города будем делать мостовой переход через Вторую речку, который развяжет движение в этом районе, – рассказал Виталий Веркеенко на одной из встреч с горожанами. – Сейчас транспортный поток с Бородинской встраивается в плотное движение на проспекте 100 лет Владивостоку. Автомобильный мостовой переход через речку позволит запустить его на другую сторону, минуя выезд на главную городскую магистраль.


За подрядчиками, которые возьмутся за производство этих работ, будет установлен жесткий контроль.


  Заявлены планы и на развитие во Владивостоке электротранспорта. Уже ясно, что трамвайное движение в городе сохранится и, возможно, прирастет новым маршрутом. Виталий Веркеенко четко обозначил свое отношение к данному вопросу.


– Электротранспорт в городе выполняет не только функцию бесперебойной перевозки пассажиров, – отметил мэр в одном из недавних интервью. – Трамваи – это еще и часть исторического облика Владивостока. Их необходимо сохранить. 


ВКАД: настоящее и будущее 


Так же четко Виталий Веркеенко очертил свою позицию по проекту Владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД). По его словам, первый объект большого транспортного кольца может быть создан уже через пять лет.


– Надо понимать, что проект непростой как с точки зрения строительных технологий, так и экономики, – рассказал глава города на своей первой большой пресс-конференции. 


Напомним, что протяженность дороги остров Русский – мыс Токаревского – мыс Кунгасный – улица Русская – улица Маковского составит 22 километра. Она свяжет Русский остров с полуостровом Шкота, на котором расположен микрорайон Эгершельд, и протянется от маяка до Седанки вдоль Амурского залива. 


Проект разделен на пять участков. Важнейшим из них является первый – от Казанского моста до острова Елены и далее через Канал.


В скромные рамки муниципального бюджета такая масштабная дорожная стройка не вписывается. В то же время интерес к проекту проявляют иностранные инвесторы. И как раз в рамках концессионного соглашения с бизнесом проект ВКАД выглядит наиболее перспективным. 


– Первый участок можно построить в рамках концессионного соглашения, он окупаем. Конечно, требуется время на поиск инвестора, на проектирование, изыскания и строительные работы. Но мы предпримем все усилия, чтобы завершить эту работу как можно раньше, – заявил глава Владивостока.


Торговля: ярмарки и рыбный рынок


Виталий Веркеенко обозначил и свое видение развития сферы торговли во Владивостоке. Во-первых, площадок для общегородских ярмарок должно стать больше, а сами они – более цивилизованными. 


По мнению главы города, центральная площадь – не место для сельскохозяйственных ярмарок. Это исторический центр, и здесь должна существовать комфортная прогулочная зона для жителей Владивостока и его гостей. Со временем ярмарочные ряды должны переместиться в районы, стать ближе к потребителям.


– Наша задача – дать возможность горожанам покупать качественные, свежие продукты по нормальным ценам, – отметил Виталий Веркеенко на профильном совещании. – Нужно расширять сеть площадок, делать их ближе к спальным районам.


Во-вторых, ведется активная работа, посвященная созданию рыбного рынка во Владивостоке. На данный момент проект из декларативной плоскости выходит в прикладную. Как пояснил глава Владивостока, место для рынка уже определено: на берегу бухты Золотой Рог, рядом с набережной Цесаревича, под Золотым мостом. 


Владивосток: столица края или даже округа?


«Владивостоку нужен статус столицы», – еще одно важное заявление Виталия Веркеенко, которое он сделал недавно в интервью ГТРК «Владивосток».

 
Напомним, что 1 марта в послании президента Владимира Путина Федеральному собранию приморская столица была упомянута рекордные четыре раза. И каждый раз – в положительном контексте, что многими экспертами было расценено как определенный сигнал сверху: внимание к городу со стороны федеральной власти будет только усиливаться.
– Мне, как главе города, безусловно, было приятно, что Владивосток не раз упоминался в речи президента, – подчеркнул Виталий Веркеенко. – Действительно, сегодня Владивосток играет существенную роль в развитии России в целом, в реализации целей и задач нашей страны на востоке. Думаю, еще не раз услышим от президента добрые слова о Владивостоке, ну а мы приложим максимальные усилия для того, чтобы оправдать доверие главы государства и усилия федерального правительства по развитию города. 


При этом краевой центр до сих пор не имеет официального статуса, добавил он.


– К сожалению, Владивосток до сих пор не является административным центром Приморского края, – констатировал мэр. – Мы с губернатором сейчас ведем эту работу с тем, чтобы присвоить городу официальный статус. Это было бы справедливо и правильно, ведь Владивосток выполняет много так называемых столичных функций, в том числе федеральных. Возможно, этот статус может быть выше – с учетом видения президента роли и задач города на тихоокеанском побережье России.


Туризм: больше гостей и шире география 


О развитии Владивостока как туристического центра Виталий Веркеенко заявил практически сразу по вступлении в должность мэра. Показательно, что одним из первых его управленческих решений было взять под личный контроль управление по международным отношениям и туризму администрации города. Ранее оно замыкалось на курирующего это направление вице-мэра.


Сегодня в приморской столице готовится муниципальная программа развития туризма. При администрации города создана специальная рабочая группа, в которую вошли представители туристических компаний, транспортных и коммуникативных организаций, отелей и ресторанов, центров организации досуга жителей и гостей столицы Приморья.
В минувшем году Владивосток и Приморский край посетили более 3 миллионов туристов, из них 640 тысяч – из зарубежных стран. Это рекордные показатели за всю историю города. Большинство гостей – более 400 тысяч – прибыли в краевой центр из Китая. 


В фокусе деятельности городских властей увеличить не только количество туристов в целом, но и географию стран, откуда они приезжают. 


Ключевым туристическим объектом города должна стать Владивостокская крепость. В начале года администрация Владивостока совместно с городской думой приняли решение снять этот объект муниципальной собственности с торгов. 


– Владивосток – город воинской славы, но его крепость – объект мира, а не войны, – прокомментировал это решение Виталий Веркеенко. – Возведение столь мощных оборонительных сооружений позволило ее предотвратить. Наш долг – сохранить историческое наследие. 


Сегодня администрация города ведет переговоры с Центром стратегических разработок России, который поможет «упаковать» проект для привлечения федерального финансирования. Большая часть средств потребуется для обеспечения транспортной доступности объектов крепости: прокладки дорог, подъездных путей, строительства парковок для туристских автобусов и так далее. 


По мнению главы города Виталия Веркеенко, эффект от раскрытия туристического потенциала объектов Владивостокской крепости для столицы Приморья может быть сравним с инвестициями, вложенными в город в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012.

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ