Рыбообработчицы снимают сапоги…

Возможно, и вы узнаете себя в автопортрете самого реалистичного поколения

28 март 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4303 от 28 март 2018

Бытовые картинки жанровой живописи, портрет, натюрморт, пейзаж традиционный и пейзаж производственный, какой сегодня редко увидишь в выставочных залах… Такие разные работы представлены на новой необычной выставке в Приморском отделении Союза художников. Что их объединяет, почему собраны вместе столь разноплановые полотна и почему это все же не производит впечатления какофонии, а звучит очень гармонично?

 

Секрет прост. Выставка называется «Однокурсники», и здесь представлены работы пяти авторов, учившихся вместе много лет назад: Сергея Бурдыкова, Натальи Калины, Олега Кима, Петра Мястовского и Николая Тимофеева. 


Ты помнишь, как все начиналось?


– Это художники, обладающие индивидуальным почерком, хорошо узнаваемым в коллективных экспозициях, – характеризует их искусствовед Ольга Зотова. – Один из инициаторов выставки, Олег Ким, художник и предприниматель из Уссурийска, в прошлом году отмечал 60-летие. И у него родилась идея пригласить на свой праздник всех однокурсников, с кем учился в институте искусств на курсе профессора Василия Доронина. Кто-то из них работает в искусстве, кто-то ушел в другие отрасли, но каждый по-прежнему остается творческой личностью. 


Встреча получилась. На юбилей в Уссурийск приехали однокурсники не только из Владивостока и Приморья, но и из Комсомольска-на-Амуре, Якутска, Кемерово. И это была очень трогательная история: праздник проходил в уссурийском Доме художника, гости вспоминали студенческие годы, тяготы общежитской жизни, пленэры, разумеется, много говорили о творчестве. А потом побывали во Владивостоке, встретились со студентами живописного факультета своей альма-матер, говорили о том, как изменилось художественное образование за полвека, какие традиции сохранились. Именно в этих разговорах и возник план сделать выставку работ однокурсников, своего рода портрет поколения.


От чистого сердца


Идея была воплощена в жизнь. Правда, несколько видоизмененной: свои работы представили только приморские однокурсники – те, кто захотел показать их. Творческая судьба каждого сложилась по-разному. Сергей Бурдыков и Петр Мястовский – свободные художники. Наталья Калина много лет преподает во ВГУЭС. Николай Тимофеев долгое время был директором Владивостокского художественного колледжа, сейчас преподает в нем. Олег Ким – меценат, инициатор создания художественного музея в Уссурийске. И получился портрет времени, некий срез тем, авторских стилистик, жанров…


Прогулка по залам «Однокурсников» чем-то напоминает экскурсию по мастерской художника. Здесь все жанры, работы разных лет. Но когда смотришь внимательно, вдумчиво, начинаешь понимать, что перед тобой во весь рост встает история – то, как менялась и наша жизнь, и художественное искусство за последние 30–35 лет. Вместе со всей страной и со всем, что выпало на долю поколения, которое юность и молодость провело в СССР, а зрелость – в новой России. И это чувствуется не в тематике картин, нет, вы не найдете на выставке никаких «приветов из лихих 90-х», это нечто более глубокое. Это дух поколения, и он ощутим вполне явственно.


– Собирая работы на выставку, уверен, каждый из нас думал о том, что хотел бы показать все, на что способен, – говорит Николай Тимофеев. – Но при этом мы понимали, что нужно создать некую общую идею, общий посыл зрителю. И, на мой взгляд, он читается довольно ясно: мы раскрываем перед теми, кто пришел сюда, свою душу. Искренне, от чистого сердца. 


Классические и бескорыстные 


Интересно, что все участники «Однокурсников» работают в реалистической манере – нет на выставке ни абстракции, ни мистики. Но при этом зритель не ощущает и намека на однообразие. 


– Вот, например, Сергей Бурдыков. Он тяготеет к реализму, даже в своих модернистских композиционных работах он приверженец классической линии, – объясняет Ольга Зотова. – А как интересны работы Петра Мястовского, Натальи Калины, написанные в 1980-х! В них ярко чувствуется, какими же иными были веяния того времени в отечественной живописи. 


Возьмем, к примеру, большие работы – портреты и жанровые полотна, рассказывающие о жизни девушек-рыбообработчиц, сотрудниц рыбозаводов на дальних островах. Эти темы на излете 80-х воплощались в жизнь уже иначе, чем, скажем, в творчестве художников «шикотанской группы», которые писали в 60-х. В тех картинах на переднем плане все же был сам труд, нелегкая работа. А в картине Натальи Калины совсем другое решение, в ином ключе: ее рыбообработчицы уже снимают сапоги, робы и собираются то ли на свидание, то ли на танцы, то ли просто на прогулку у моря. Они уже не труженицы в первую очередь, а женщины – и это лирический и нежный образ.


Николай Тимофеев пишет легко и свободно. Много лет его студенты учатся у него свободе и скорости письма.  Рассказывая о своей работе на пленэре, он часто повторяет: я просто выбираю такое место, чтобы там было все, что нужно, и запечатлеваю все, что попадает во взгляд. Здесь, на выставке, есть несколько его этюдов, ярко иллюстрирующих это. Например, этюды с острова Русского, где хорошо видны канал, маяк Токаревской кошки. А посетители выставки, кстати, бурно обсуждали, с какой же точки сделан рисунок. 


Будучи представленными вместе, эти художники и дают чистую живопись. Здесь нет надобности говорить о какой-то концепции, авторы изначально объединены темой совместного пребывания в искусстве. В «Однокурсниках» явно прочитывается бескорыстный творческий порыв, так свойственный этому поколению.


Какое оно, это поколение художников? Они честные в том, чем занимаются и что говорят. В них меньше стремления угодить вкусу потенциального приобретателя, чем в некоторых нынешних авторах. И в то же время они более беззащитны в этой своей честности, очень сложно им иногда встраиваться в современность.


А еще… Я бы советовала зрителям внимательно вглядеться в стиль их письма. Новая визуальная культура, экранная, которая звучит сегодня практически на каждой выставке, не может не влиять на стиль работы молодых художников. А в работах «Однокурсников», особенно созданных в 80–90-х годах прошлого века, видно, что это та самая классическая норма, в которой учились и работали художники многих веков…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ