Место намоленное, но ребрендинг не помешает
Новый директор повел театр молодежи путем перемен
Приморский краевой театр молодежи не единожды становился героем публикаций в СМИ, в том числе федерального уровня. И, увы, не всегда по радостным поводам. Многим памятно видеообращение его актеров к Владимиру Путину – мизерные зарплаты вызвали в храме Мельпомены настоящий социальный взрыв. Притчей во языцех стало и состояние здания молодежки, которое давно требует капремонта. Словом, всем уже ясно: театру молодежи необходимы перемены. Желательно к лучшему.
Вполне может быть, что время перемен для него все же пришло. Вместе с новым директором.
Драмы хороши лишь на сцене
О том, что в краевом театре молодежи сменилось руководство, «В» уже сообщал: на должность директора был назначен Игорь Селезнев, человек, весьма уважаемый в театральных, творческих и деловых кругах Приморья. Несколько лет он работал директором театра драмы имени Комиссаржевской в Уссурийске и многого там достиг. Было капитально отремонтировано здание, решены проблемы с текучкой кадров. А главное, театр, как бы пафосно это ни звучало, встал с колен: обновил репертуар, стал участником нескольких грантовых программ, например, по поддержке театров малых городов России, осенью 2017-го принял участие в нескольких крупных фестивалях и даже получил «Золотого витязя» на одноименном форуме искусств в Ставрополе.
А тем временем во Владивостоке… В декабре 2017 года тогдашний директор театра молодежи Адисон Салахутдинов написал заявление по собственному желанию. Был объявлен конкурс на замещение должности. Общественный экспертный совет по культуре при администрации Приморья рассмотрел почти десяток заявлений, но фактически единогласно принял решение рекомендовать к назначению именно Игоря Селезнева. Его выступление было самым взвешенным и аргументированным. Селезнев, как решили эксперты, прекрасно понимает, что это такое – заниматься театром, находящимся в кризисе.
И вот на пресс-конференции, прошедшей недавно в молодежке, новый директор впервые официально рассказал о том, каким видит будущее театра и что ждет коллектив.
Антикризисный план
– Я не скрываю: я за директорский театр. Когда главный в театре именно директор, он определяет репертуарную политику, приглашает главного режиссера и так далее, – признался Игорь Селезнев. – Естественно, при такой модели и вся ответственность ложится на директора. Я понимаю, что в этом риск директорского театра, но убежден: это единственный выход.
Приступив к работе в театре молодежи, я отсмотрел большую часть репертуара и был очень рад, когда понял, какие высокопрофессиональные актеры здесь работают, какая хорошая труппа. Разумеется, есть спектакли, которые произвели сильное впечатление, а есть и спорные, так что репертуар со временем будет меняться (уже снят с репертуара «Остров Рикоту». – Прим. ред.).
Вообще, я настроен только на развитие и движение вперед, если говорить о творческой составляющей жизни театра. Назову даже ближайшие постановки. Ко дню рождения Владивостока мы планируем выпустить спектакль «Алые паруса», работать над ним будет режиссер Лидия Василенко. Также мы должны не забывать о патриотическом воспитании молодежи, поэтому к постановке «Молодой гвардии» приступает Сергей Руденок. Режиссер Владимир Юров из Санкт-Петербурга поставит у нас спектакль «Чучело».
Я за развитие разных форм работы: читки, творческие лаборатории, тренинги, творческие встречи актеров со зрителями – все это мы обязательно будем проводить. Кстати, приятно сообщить, что театр включен в федеральную программу «Большие гастроли» для детей и юношества. В ее рамках летом мы едем со спектаклями в Иркутск.
Знакомясь с репертуаром, я обратил внимание и на то, какие разновозрастные у нас зрители, – от школьников до людей солидного возраста. Так что нужно подумать (и мы уже предприняли несколько шагов в этом направлении) о переменах в работе с публикой. Например, об усилении внимания к соцсетям, о необходимости обратной связи со зрителем. Задумались мы и о ребрендинге, сейчас обсуждаем этот процесс.
Без резких движений
Конечно же, был поднят и вопрос о состоянии, в котором находится само здание на Светланской, 17. Представители театра молодежи не раз говорили о том, что в идеале нужно бы снести это здание, оставив разве что фасад, и построить новый театр. Как выяснилось, подобной категоричности Селезнев не разделяет.
– Да, зданию срочно требуется если не реконструкция, то капитальный ремонт, – подтвердил он. – Вы можете себе представить, чтобы в гримерках у актеров не было горячей воды, чтобы в части служебных помещений было обрезано отопление, потому что трубы прогнили? А меж тем такова реальность, и с нею нужно справляться. Я прекрасно понимаю, что работы будет много и она сложная. Но в свое время мне удалось решить подобные проблемы в уссурийском театре, так что оптимизм есть.
Однако я категорически против разговоров о сносе здания или чего-нибудь в стиле «до основанья, а затем…». Потому что театр молодежи – это историческое здание, это по-настоящему намоленное место, где живет дух многих поколений актеров.
У меня уже состоялись встречи с вице-губернатором Константином Межоновым, речь шла именно о состоянии здания. Много лет назад в театре была проведена техническая экспертиза, заключение которой я сейчас внимательно изучаю. Но нам нужно знать картину, существующую в настоящий момент, поэтому сейчас готовятся документы по техническому состоянию здания, в бюджет на 2019 год будут заложены средства на разработку проектно-сметной документации для капремонта. В администрации края есть понимание, насколько нам это нужно.
Но, разумеется, мы должны и сами зарабатывать, использовать внебюджетные средства, чтобы поддерживать театр в приличном состоянии. Замечу, что уже немного увеличились зарплаты, это вам и актеры подтвердят.
Понимание проблем у меня есть, видение путей выхода тоже. В перспективе я вижу Приморский театр молодежи совсем другим – более современным, живущим по-новому. Однако никаких резких переходов не будет, все перемены пройдут постепенно и в свое время. Но они обязательно будут. Как говорится, потерпите и все увидите.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ