Бедный рыцарь стального коня

Велопутешественника, 115 лет назад рванувшего из Владивостока в Петербург, не испугали ни расстояние, ни хунхузы

28 март 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4303 от 28 март 2018

Невероятное путешествие с берегов Тихого океана до Балтики без копейки денег, совершенное велосипедистом-туристом Логином Нагорным в 2012 году, привлекло тогда внимание многих печатных изданий Российской империи. Еще бы – сам транспорт для большинства ее подданных оставался все еще диковинным, а попытки преодолеть на нем в одиночку столь огромное расстояние казались образованной части населения сродни подвигам Геракловым. К тому же все это происходило впервые в истории. Господа, да он герой!

 

Впрочем, о самом прибытии героя газеты сообщали довольно сухо, в разделах обычной городской хроники. Восторженные эмоции и деловые интервью были позже, в солидных журналах и модных салонах продвинутых поборников технического прогресса.


Вот как в сентябре 1912 года описывала сей небанальный факт «Петроградская газета»: «А вот еще одна любопытнейшая история, которая начиналась в нашем славном городе у моря. 15 мая 1912 года путешественник из Владивостока отправился в Петербург на своем двухколесном средстве передвижения. И за 115 дней проехал почти 9 тысяч 601 км». 


Попал героический турист и на страницы газеты «Новое время»: «Вчера вечером прибыл из Москвы велосипедист Нагорный, выехавший из Владивостока в Петербург 15 мая, пройдя в 115 дней 8052 версты. Нагорный бодр и жизнерадостен. Велосипед не потребовал ни малейшего ремонта».


О том, чего стоило Логину Ивановичу оставаться «бодрым и жизнерадостным» после почти четырех месяцев пути через весь континент, расскажем чуть позже. Пока же стоит вспомнить, как «двухколесное средство передвижения» отвоевывало себе пространство, в том числе и на нашей далекой окраине. 


Чудо инженерной мысли


Чуть больше ста лет назад, в 1913-м, у наших соседей в Хабаровске открылась грандиозная выставка Приамурского края. Мероприятие было приурочено к 300-летию дома Романовых и стало своего рода выставкой достижений производственно-торгового хозяйства восточной окраины России. Это было то золотое время, когда рубли с ликом самодержца российского на многих биржах были куда предпочтительнее, чем доллары.


Располагалась выставка на 26 гектарах земли, на этой огромной территории разместилось более 60 участников. К павильонам можно было добраться по специально построенной по такому случаю железнодорожной ветке. Владивосток тогда был главным городом Приморской области, входившей в Приамурский край, поэтому открылись на выставке и наши павильоны. 


Одним из самых больших был павильон торгового дома «Чурин и К°». В нем демонстрировалась продукция собственных заводов и мастерских этой компании и образцы изделий известнейших российских и иностранных фирм, представителем которых на Дальнем Востоке являлся господин Чурин. 


Среди новинок заметно выделялись невероятно популярные в то время велосипеды «Дукс». Это чудо инженерной мысли выпускалось на одноименном императорском самолетостроительном заводе. К слову, предприятие «Дукс» работает и по сей день, правда, сегодня его главной продукцией являются ракеты класса «воздух-воздух» и их пусковые устройства. 


Но вернемся к велосипедам. Двухколесные средства передвижения во Владивостоке жаловали и задолго до нынешней эры массовой велосипедизации. Исторические хроники рассказывают о том, что уже в 1903 году на улице Нагорной (ныне Суханова) построили первый на Дальнем Востоке велосипедный трек, где господа велосипедисты с большим удовольствием совершали здесь свой «моцион». Главное, что место было совершенно безопасное, так как ни лихачей-извозчиков, ни первых автомобилистов здесь попросту не бывало.


Предъявите права!


Между прочим, тогда уже существовали специальные правила велосипедной езды, которые печатали во многих журналах и газетах того времени. Мало того, правила эти надобно было изучить и сдать экзамены, дабы получить «велоправа»! 


«Ввиду того, что желающих иметь право на езду оказывается очень много, испытания производятся по билетам, выданным заранее, с указанием дистанции, – сообщал авторитетный журнал «Вокруг света» за 1893 год. – Само испытание будет состоять в том, чтобы велосипедист сделал тихим ходом восьмерку около двух предметов, расположенных в 10 шагах друг от друга. Всем выдержавшим испытание будет немедленно выдан именной билет на право езды и нумер для прикрепления к велосипеду». 


«Нумера» изготавливались из толстой лакированной кожи и выглядели очень красиво. Билет представлял собой маленькую книжку, которую следовало хранить в сумке велосипеда. Каждый явившийся на испытание должен был привезти с собой своего «коня», снабженного всеми принадлежностями. Комиссии важно было убедиться в том, что претендент достаточно хорошо владеет велосипедом, чтобы ехать на нем по улице, и способен в случае чего избежать столкновения с другими участниками движения. 

 

Чтобы тело не чахло


Дискуссии о велосипедах довольно регулярно появлялись на страницах газет и журналов того времени. 


«Велосипедисты в большой обиде, – писала московская ежедневная газета «Новости дня» 13 ноября 1902 года. – Ужели, говорят, мы хуже какого-нибудь мотора бездушного? Ужели мотору все можно, а нам ничего нельзя?» 


В защиту велосипедистов высказывались пожелания «эмансипировать этих бедных рыцарей стального коня». Главную угрозу двухколесному транспорту тогда, как и сегодня, представляли автомобилисты. 


«Как ни широко распространен велосипед, но в последнее время у него нашлись опасные соперники, именуемые самодвижущимися экипажами; они еще далеки от совершенства, но зато могут выдержать значительную тяжесть. В этой неравной борьбе велосипед найдет себе деятельную поддержку со стороны присущей человеку потребности в физических упражнениях, без которых тело начинает чахнуть и подавляюще действует на дух», – оптимистично предсказывал на своих страницах журнал «Вокруг света» в 1897 году.


«Никакой усталости не чувствовал»


А что же наш герой Нагорный? Как все-таки преодолел он избранный им ради «велопропаганды» (и ради славы, конечно) трудный путь? 


В одном из интервью Логин Иванович рассказывал, что уехал из Владивостока, имея в кармане лишь 5 рублей. Маршрут путешествия был таков: из Владивостока Нагорный отправился в Иркутск, затем проехал Томск, Омск и Челябинск, далее Казань, Нижний Новгород и Москву и наконец прибыл в Петербург. По словам экстремала, в день он «делал по 100–125 верст, причем никакой усталости не чувствовал». И так легко было ему ехать, что «хоть сейчас отправился бы вокруг света». Циклометр, установленный на велосипеде Нагорного, отмерил 8588 верст.


Трудностей, признавался путешественник, он все же испытал немало. Во-первых, нужда. Порой за день ему удавалось съесть всего кусок черствого хлеба, запив водой из родника. Во-вторых, найти ночлег. Спать приходилось на голых досках в вокзалах, а иногда и прямо под откосом. По Сибири приходилось идти пешком по 20–30 верст, так как путь был невозможным. 


Но самой главной бедой оставалась бюрократия. Иногда отметки городских или сельских властей в контрольной книге путешественника приходилось ждать часами.


«Приезжаешь утром, а ждешь до следующего дня, – сетовал в беседах с журналистами Нагорный. – Плохо пришлось под Хайларом, когда я сбился с пути. Целый день я ездил среди леса, не видя жилья. Только к вечеру показались юрты, и я выехал на верный путь. То и дело боялся встретить хунхузов, которых в Манджурии видимо-невидимо…»
Со времени этого невероятного велопутешествия, начавшегося в нашем городе, прошло уже 115 лет, многое за это время изменилось, но и сами велосипеды, и долгие путешествия на них не потеряли своей актуальности. И это здорово! 


Большой любитель велосипедной езды знаменитый фантаст Герберт Уэллс однажды совершенно справедливо заметил: «Когда я вижу взрослого человека на велосипеде, я спокоен за все человечество». Золотые слова.

 

Кстати

 

А казаков-то пристыдили…


Газета «Московские ведомости» в разделе «Спорт» в сентябре 1901 года рассказывала о пари между записными лихачами казаками и велосипедистом: «На последних петербургских гонках состоялся матч десяти конных казаков с велосипедистом Эдвардсом, прошедший весьма оживленно. Казаки сменяли друг друга, горячили коней, летели стремительно, а велосипедист ехал хладнокровно и все-таки был впереди: казаки много теряли на поворотах, которые довольно круты. Один казак упал со своим скакуном, другой сгоряча вылетел на трек. Дистанцию в 10 верст г-н Эдвардс прошел резво – 17 мин. 8 2/4 сек. Казаки отстали на целый круг».

Автор: Дмитрий ШАКИН, специально для «В»