Приморских кутюрье призывают выйти к народу

Есть ли шансы у легкой промышленности края?

27 март 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4302 от 27 март 2018
3.jpg

Китайский ширпотреб, заполонивший Владивосток без малого 30 лет назад, давно уже не в фаворе у потребителей. В начале нового тысячелетия доступной альтернативой вещевым рынкам стали изделия мировых брендов, рассчитанные на массового потребителя. Однако антироссийские санкции, повлекшие резкое удешевление национальной валюты, очевидно, снизили интерес к популярным заграничным и транснациональным маркам массмаркета.

 

Покупатели в последнее время отмечают не только заметно возросшие ценники, но и снижение уровня исполнения изделий. Стало заметно хуже качество тканей, фурнитуры, сам пошив выполнен зачастую небрежно – порой даже неспециалисту видны огрехи.


 «В» решил выяснить, могут ли в этой ситуации взять реванш приморские предприятия легкой промышленности. Ведь в советские времена большинство приморцев обеспечивали добротной одеждой и по доступным ценам не китайские портные или мировые производители швейных изделий, а местные предприятия.


Местный трикотаж поддержали кальсонами и корпоративами 


Сегодня в Приморье работает около двух десятков швейных фабрик, в основном они специализируются на пошиве трикотажной одежды для дома, сегмент нарядов на каждый день представлен в гораздо меньшей степени.


– Мы открылись 15 лет назад, начинали с модельных вещей – шили блузы, юбки, платья для женщин очень широкой размерной линейки. Работало восемь специалистов – швей широкого профиля. Но подобные товары поставлялись в край массово и в огромном ассортименте из Китая. Нам было очень сложно конкурировать: надо было постоянно следить за модой, обновлять ассортимент, осваивать методы продаж на онлайн-площадках. В итоге мы решили закрыть модельное направление, – вспоминает руководитель швейного предприятия «Юта» Алексей Сиворакша. – Более востребованной оказалась одежда для дома – футболки, майки, трусы, кальсоны, толстовки, халаты. Также выполняем корпоративные заказы: шьем форменную одежду для сотрудников компаний, промоакций, костюмы для танцевальных коллективов и так далее. Если в первые годы работы наша компания выпускала 30 футболок в день, то сегодня как минимум 200. Число сотрудников возросло почти в пять раз.


Большая часть продукции реализуется в Приморье, часть берут оптовики с Сахалина. Раньше в этой нише мы конкурировали только с Китаем, сейчас наш рынок активно осваивают производители из Узбекистана. Их товар более дешевый за счет низкого качества пошива и тканей. Поэтому в сегменте одежды для дома мы пока более-менее мирно конкурируем с импортом. На приморском рынке есть спрос и на дешевые изделия, и на более добротные, гарантированного качества.

 

Материал заграничный, пошив наш 


И все же на приморском рынке повседневной одежды не все заморское. Уже давно не является сенсацией открытие приморскими дизайнерами шоу-румов (небольших монобрендовых магазинов) во Владивостоке, в которых представляют разработанную ими одежду. Наталья, создатель собственной марки одежды «Kiwi.dress», которая отшивается в цехах, расположенных в Уссурийске и приморской столице, считает, что покупатель пресытился низкокачественным ширпотребом и предпочитает товар чуть подороже, но который не потеряет своих свойств после первой же стирки.


– Я давно занимаюсь продажей одежды, заказывала наряды производства США, Украины, а также российских марок. Два года назад решила открыть свою линию одежды, – делится Наталья. – Спрос изменился, сейчас многие хотят покупать изделия из натуральных тканей, сшитых с учетом особенностей комплекции россиянок, а не азиатских моделей. Я сама придумываю дизайн, слежу за современными тенденциями, чтобы понимать, какие ткани, расцветки и крой в моде. Например, в этом сезоне популярна клетка, и многие спрашивают наряды именно такой расцветки. 


По словам автора бренда, каждый месяц выпускается новая коллекция одежды, это примерно 15 наименований, 150–200 готовых изделий. 


– Есть базовые вещи, которые мы повторяем, – водолазки, топы, только меняем ткань в зависимости от сезона, – уточняет модельер. – Также в каждой коллекции представляем 10 платьев, их в трех размерах отшиваем по пять единиц на размер. Один-два размерных ряда оседают в шоу-руме, остальные распределяются по другим бутикам во Владивостоке и Уссурийске. Наши модели представлены и в Москве, где у нас есть оптовый представитель. Средняя цена платья – 3500 рублей. Считаю, что доступная покупка для жителя Приморья, учитывая, что среднедушевой денежный доход в крае составляет более 37 тысяч рублей в месяц (данные крайстата. – Прим. ред.).


Все же стоит отметить, что одежду, производимую на швейных предприятиях Приморья, нельзя назвать полностью приморским или российским продуктом. Практически все пошивочные мастерские и дизайнеры заказывают ткани, фурнитуру, отделку, нитки за границей, в основном в Южной Корее, Китае, Турции.


Индивидуальность не всем по карману 


Если большинство приморцев вполне могут выбирать наряд из ассортимента, предлагаемого фабриками массового производства и небольшими ателье с авторскими коллекциями, то обладатели нестандартной фигуры или взыскательные граждане обращаются к услугам ателье или мастерам индивидуального пошива. Правда, такая услуга способна пробить брешь в бюджете не очень состоятельных клиентов.


– Есть люди, которые ценят индивидуальный пошив, они были, есть и будут, но их мало, – считает руководитель ателье «Zebra studio» Валентина Макарова. – С кризисом всегда становится меньше заказов на индпошив, к тому же на загрузке наших мастеров сказывается сезонность. Например, в январе, когда страна треть месяца не работает, а граждане основательно тратятся на подарки, праздничный стол и отдых, у нас не было ни одного заказа. В феврале всего три пошива. Портфель заказов набухает весной, перед выпускными балами: платья шьют школьницы и их мамы. А также у швей много работы с середины августа до середины сентября – в первую очередь шьем школьную форму. Кроме того, женщины активно обновляют гардероб после летних отпусков. Третья волна наплыва заказчиков наступает перед новогодними корпоративами и вечеринками. Остальное время года маленькие ателье, такие как наше, выживают за счет ремонтов одежды. В это понятие входит как подгон купленных в магазине нарядов, так и реставрация прежних. И чем сильнее растут цены на одежду в магазинах, тем чаще люди приходят ремонтировать старые вещи.


Конечно, вопрос цен на услуги ателье относительный. Например, если сравнивать блузку в дорогом бутике за 25 тысяч рублей и индивидуальный пошив такого же фасона и из подобного по качеству материала, то вещь, сшитая портным, будет дешевле – около семи-восьми тысяч рублей. Но если купить юбку или брюки в магазине средней ценовой категории за пять тысяч рублей, то сшить будет однозначно дороже. Работа мастера стоит те же пять тысяч рублей, плюс придется заплатить за ткань, которая обойдется в сумму около двух тысяч рублей. То же самое с платьями, для которых ткани станут в сумму от трех до семи тысяч рублей, прибавляем цену за пошив – это четыре-пять тысяч. Наряд за 10-12 тысяч рублей доступным назвать сложно. 


При пошиве одежды следует учитывать тот факт, что качество предлагаемой магазинами ткани не всегда подходит для задуманного фасона, неспециалисту очень сложно определиться с выбором. Поэтому лучше прийти в магазин с мастером, с которым можно обсудить модель, фасон, подобрать цвет. Консультация желательна даже в том случае, если вы точно знаете, что хотите сшить. Когда в магазине примеряешь готовую вещь, сразу понимаешь, нравится или нет, по фигуре или не «к лицу». А в индивидуальном пошиве заранее не знаешь, как в итоге сядет платье или юбка. Поэтому индпошив не только хлопотное дело, но еще и рисковое: неизвестно, придется ли дорогостоящая обнова по душе.


Сам себе кутюрье 


Есть еще способ обновить гардероб: сшить его самому. Архивариус Ирина Шихова половину гардероба шьет сама, причем не только платья, юбки и блузки, но и верхнюю одежду – плащи, пальто и другое. 


– Шитье для меня не хобби, а вынужденная мера, – рассказывает Ирина. – Магазинные вещи перестали меня устраивать, я вижу явное ухудшение качества даже у известных мировых модных брендов: непростроченные швы, низкокачественная синтетика, оторванные пуговицы… Да и с ценой, которую просят за эти вещи, я не согласна. Пришлось вспоминать навыки шитья, приобретенные еще в школе, на уроках труда. Посетила двухмесячные курсы кройки и шитья, теперь обеспечиваю нарядами не только себя, но и дочь и сестру. 


– Мы обучаем кройке и шитью, вязанию на спицах, на вязальных машинах, валянию из шерсти и по другим направлениям, – рассказывает руководитель арт-студии Ирина Калиниченко. – Услуги обучения пользуются популярностью, к нам приходят люди разных возрастов. Есть женщины, которые, обучившись шитью или вязанию, обеспечивают одеждой свои семьи. Например, из одного мотка пряжи стоимостью 180 рублей можно связать ребенку шарф. Получается очень выгодно, особенно если сравнивать с ценами на детские вещи в магазинах. Или из недорогой рубашечной ткани за 400 рублей можно сшить модную блузу. 


Кричите громче – народ услышит 


Одеться в наряды местных дизайнеров и модельеров все же не всем по карману. Да и объемы выпускаемой продукции слишком далеки от советских масштабов. Но спрос на недорогую, но интересную и при этом добротную одежду имеется. И сейчас, как уверяют эксперты, у местных швейников есть шанс заинтересовать своей продукцией приморских потребителей. Популярные бренды массмаркета несколько разочаровали своих поклонников, а возвращаться к китайско-вьетнамским барахолкам совсем не хочется. Однако приморских кутюрье мало кто знает. Может, им стоит не упустить возможность заинтересовать приморцев своими нарядами и громче заявить о себе?

 

Комментарий  «В» 

 

– Повсеместная оптимизация производства изменила требования к специалистам. Если раньше конструктор и дизайнер были разными профессиями, то сегодня эти функции должен выполнять один человек: быть модельером, конструктором, дизайнером, технологом и портным. Многопрофильность дает лучший результат, потому что современная мода минималистична, – уверяет директор Института сервиса, моды и дизайна ВГУЭС Инна Клочко. – Ежегодно мы выпускаем 15 дизайнеров одежды. Часть наших выпускников остается во Владивостоке, создает свои бренды или устраивается на действующие предприятия. Часть уезжает работать за границу, в частности в Китай, там они востребованы. 


А вот перспективы развития производства одежды в Приморье на сегодня скорее пессимистичные. Активно швейное производство будет развиваться в составе кластера – целого ряда предприятий, связанных общей технологической цепочкой, работающих друг на друга. Но организовать кластер тогда целесообразно, когда есть возможность включить в его состав текстильное производство, а для этого надо выращивать сырье где-то недалеко. В ближайшее время у нас не будет крупных швейных производств, хотя Минвостокразвития полон оптимизма и прочит реанимацию легкой промышленности на Дальнем Востоке.

 

Автор: Карина ПОЗДНЯК