Без денег в подземелье
Забастовки, голодовки, перекрытие железных дорог - таков привычный арсенал шахтеров, отстаивающих право на зарплату. В Приморье горняки отличились взятием в заложники директора “Нагорной”, который “сдался” рабочим добровольно.
Забастовки, голодовки, перекрытие железных дорог - таков привычный арсенал шахтеров, отстаивающих право на зарплату. В Приморье горняки отличились взятием в заложники директора “Нагорной”, который “сдался” рабочим добровольно.
Нормальную зарплату на подземном предприятии трудовой коллектив более чем в 2 тысячи человек не получает с ноября прошлого года. Директор “Нагорной” Виктор Трухин пошел под “кабинетный арест” сам. Но проблемы Партизанска решаются в других кабинетах. Обещанные деньги шахтерам пока не пришли “на-гора”.
Во вторник горняки пошли на крайние меры. По “доброй” традиции была перекрыта железнодорожная линия Партизанск - Находка. Требование пикетчиков: выплата долга по заработной плате за 8-9 месяцев. Несколько десятков человек в течение 1,5 часа не пропускали грузовые составы и электрички. Было остановлено 23 поезда, убыток от акции протеста для Владивостокского отделения ДВжд составил более 50 тысяч рублей.
- Мы ждем выплаты задолженностей, пособий по ликвидации, социальных гарантий дальнейшего трудоустройства, - прокомментировал ситуацию корреспонденту “В” председатель забастовочного комитета, бывший начальник участка шахты “Углекаменская” Виктор Губарь.
Прямо на рельсах состоялся стихийный митинг. Горняки заклеймили всех: от президента страны до главы “Приморскугля”. Досталось и коллегам по ТЭКу - энергетикам, которые сами в долгах как в шелках.
“Ситуация в угольных регионах РФ может выйти к осени из-под контроля”, - таково мнение председателя исполкома общественно-политического движения “Шахтеры России” Антона Кобякова. Он призвал исполнительную власть всерьез задуматься над тем, как предотвратить надвигающийся социальный взрыв. “Положить конец акциям протеста может только полное погашение задолженности угольщикам по зарплате”, - комментирует Антон Кобяков.
Это подтверждают и события на соседнем Сахалине. Шахтеры Углегорска перекрыли железнодорожную магистраль на основную на острове теплоэлектростанцию возле Южно-Сахалинска. За 2 недели запасы твердого топлива на ТЭЦ иссякли, были сожжены в котлах даже зимние запасы. Часть блоков пришлось остановить. В области начались 12-18-часовые отключения света. Удар пришелся не только на население, но и на рыбопромышленные предприятия. В разгар “краснорыбной” путины остановились производственные мощности всех рыбокомбинатов, сотни тонн лосося отправили на утилизацию. Область теряет сумасшедшие деньги на налогах и нереализованной продукции.
Именно поэтому рыбопереработчики решили первыми положить конец шахтерской вакханалии. Они отправили к месту пикета криминальную бригаду для разгона манифестантов. Только привлечение дополнительных сил милиции предотвратило побоище. И при следующем обращении областной администрации о “полюбовном” завершении пикетирования стали пропускать составы с углем. Тем более что местные власти начали активно вести переговоры о закупке качественного и недорогого угля в Китае и Австралии. Сообразив, что они могут вообще остаться без работы, шахтеры пошли на попятную. Местный уголь стал поступать на станцию, хотя и в ограниченных объемах. Большая часть горняков отправилась домой. Однако около 3 десятков человек по-прежнему остались на железнодорожных путях.
Именно в этот момент на остров прилетел первый заместитель министра топлива и энергетики Виктор Кудрявый. Он привез с собой из Москвы платежки с “живыми” деньгами, тем самым положив конец шахтерской акции протеста. И все же вряд ли островная территория сможет в ближайшее время оправиться от удара горняков. Время упущено - летняя кета ушла, запасов угля к осенне-зимнему максимуму уже не сделать.
Теплей и светлей от акций протеста ни на Сахалине, ни в Приморье не стало. Кому сделали хуже шахтеры, перекрыв дорогу между Находкой и Партизанском? Только своим землякам...
Автор: Николай Кутенких, Алексей Распутный, "Владивосток"