Какие такие правила?

Цикл кинопоказов «Правила? Прочь!» начался в центре современного искусства «Заря» в рамках выставки «Тимур Новиков и «Новые художники».

13 март 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4294 от 13 март 2018

Как сообщили в пресс-центре ЦСИ, каждые выходные – до 21 апреля включительно (вход бесплатный) – в кинозале «Зари» будут показывать художественные и документальные фильмы, отражающие различные аспекты того, что принято называть художественным производством. Это яркие, оригинальные высказывания о людях и событиях, без которых невозможно представить современное искусство.


Группа «Новые художники», образовавшаяся в результате знаменитой акции Тимура Новикова и Ивана Сотникова «Ноль-объект», в середине 1980-х годов стала одним из самых влиятельных культурных явлений эпохи, ознаменовавших трансформацию социального и политического климата в Советском Союзе. К концу 1980-х в группе состояло больше 70 участников, одновременно входивших во множество разных пересекающихся объединений – Клуба друзей Маяковского, Инженеров искусств, некрореалистов и других.


Разнообразие художественных стратегий, которым следовали «Новые», отражало общую тенденцию, наметившуюся в конце прошлого столетия, на переосмысление культурного наследия и пересмотра основных концептов художественного авангарда начала ХХ века.


В программе «Правила? Прочь!» уже были показаны такие достаточно провокационные и авангардистские картины, как лихая комедия «Тряпичный союз» Михаила Местецкого, видеоочерк «Вечеринки без трусов» Петра Быстрова, художественный фильм об истории авангарда «Манифесто» с Кейт Бланшетт в главной роли.


17 марта в 17 часов (в это время начинаются все показы) будет показана картина «Бирмингемский орнамент» – первая и вторая части совместного проекта Андрея Сильвестрова и Юрия Лейдермана, оригинальный экранный очерк, в котором реальность предъявляется как множественность парадоксальных связей между вещами, определяющих политическое измерение мира, в котором мы живем, размышление о взаимоотношениях художника и власти, политической повестки и креативности.


18 марта в программе картина Рустама Хамдамова «Мешок без дна», действие которой происходит во время правления русского императора Александра II. Фрейлина княжеского дворца рассказывает князю сказку, происходящую в XIII веке, и повествует о мистическом убийстве царевича в лесу.


24 марта покажут фильм Элизабет Леннар «Семейство Стайн. Становление современного искусства». Американцы немецкого происхождения – семейство Стайн – поселились в Париже в начале XX века. Стайны первыми начали покупать работы Матисса и Пикассо, открыли двери своего дома для всех представителей авангарда и собрали одну из самых выдающихся коллекций современного искусства.


25 марта вниманию зрителей предлагается картина Михаэля Шиндхельма «Китайские жизни Ули Зигга». Ули Зигг – известный переводчик и один из самых влиятельных коллекционеров в мире. Впервые приехав в Китай в конце 1970-х годов, он был очарован на тот момент неизвестными миру современными китайскими художниками и внес большой вклад в последующий международный успех китайского искусства.


31 марта – день показа фильма «Мэпплторп: только полюбуйтесь» Фентона Бэйли и Рэнди Барбато. Головокружительная биография Роберта Мэпплторпа – одного из самых известных фотографов ХХ века. Скандалы, откровенные снимки, шокирующие публику, всемирная слава и чарующий образ короля богемной жизни.


1 апреля зрители увидят картину «Сердце любви» Лукаша Рондуда. Это история взаимоотношений художников Войцеха Бонковского и Зузанны Бартошек, представленная как увлекательное путешествие на границе между реальностью и фантастическим миром истинной креативности.


7 апреля в программе фильм «Эрвин Вурм – художник, проглотивший мир» Лорина Мерца. Биографический очерк, посвященный одному из самых известных современных скульпторов – Эрвину Вурму, подлинному революционеру, заставившему пересмотреть само понятие того, что принято называть скульптурой.


8 апреля – картина «Women Art Revolution» Линна Хершман-Лисона, посвященная самым влиятельным художницам ХХ века, объединенным идеями эмансипации, которые полностью изменили международную художественную сцену.


14 апреля можно будет увидеть ленту «Искусство, которому доверяешь» Бенуа Рассела. Фильм говорит о современном художнике. Кто он? Какую роль играет в современном обществе? И остается ли искусство все еще тем явлением, через которое предъявляется исчерпывающий образ текущего момента?


15 апреля будет показана картина «Конец страха» Барбары Виссер. Это экспериментальное эссе, в котором поднимаются смелые вопросы. Что такое искусство? Кто стоит за политикой крупных художественных институций? Какой будет художественная сцена в ближайшем будущем?


И завершатся показы лентой «Hierba» Рауля Перроне – фильмом-эссе, в котором шедевры модернистской живописи превращаются в главы масштабного повествования о природе насилия и желания.

 

Кстати

 

Арт-резиденция «Заря» вошла в шорт-лист в номинации «Региональный проект» государственной премии в области современного искусства «Инновация-2018». Вручение главной награды страны в области современного искусства состоится 27 апреля в Москве.


– «Заря» уже не впервые номинируется на премию «Инновация» (в прошлый раз – с выставкой 2015 года «Край бунтарей. Современное искусство Владивостока 1960–2010-е»). Мы благодарны за то, что наши проекты оказались отмечены экспертным советом, и будем стремиться дальше создавать события, интересные и значимые для профессионального сообщества за пределами Дальневосточного региона. А сейчас мы жмем руки всем соратникам по номинации и благодарим всех художников, кураторов и членов команды, благодаря которым состоялась резиденция, – прокомментировала Алиса Багдонайте, главный куратор Центра современного искусства «Заря».


За три с половиной года существования резиденции ее участниками стали более 60 художников из 11 стран мира. Мы рады, что благодаря программе «Зари» их проекты, выполненные на достойном международном уровне, смогли быть реализованы именно во Владивостоке. Хочется верить, что город укрепляет свои позиции как центр притяжения художественного сообщества, и номинация на премию – одно из подтверждений этому.


Арт-резиденция «Заря» призвана стать эффективной точкой взаимодействия между представителями различных стран и культур, а также способствовать развитию локальной художественной сцены на Дальнем Востоке. Проекты резидентов, приезжающих во Владивосток на один или два месяца, ориентированы на активизацию культурной среды города и края.


Напомним, что «Инновация» – первая и наиболее авторитетная российская награда в области современного искусства, которая была учреждена в 2005 году. Проект проводится Государственным центром современного искусства (ГЦСИ) при поддержке Министерства культуры РФ. Премия «Инновация-2018» присуждается за проекты, реализованные в 2017 году на территории России, в семи конкурсных номинациях: «Проект года», «Куратор года», «Художник года», «Региональный проект», «Новая генерация», «Образовательный проект» и «Книга года: теория и история современного искусства».

Автор: Отдел новостей «В»