Едет поляница удалая

Славные девы, в которых влюблялись легендарные богатыри, сами могли постоять и за честь свою, и за землю русскую

7 март 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4292 от 7 март 2018

Русским богатырям бывало непросто жениться. Не каждая девушка выдержит героя под боком. Так что богатырские сердца очень часто похищали поляницы (или поленицы) – богатырки, девушки-воительницы, русские валькирии, чье расположение надо было буквально завоевывать. Слабаков возле себя богатырки не терпели.

 

Валькирии русских былин


Найти суженую герой мог в чистом поле, а мог на пиру у князя – судя по запевам былин, поляницы пировали там за одним столом с богатырями. Вообще, в русских былинах поляницы мало в чем уступают богатырям-мужчинам, в том числе по своей удали и умению владеть оружием. А порой и превосходят их. 


Название «поляница» происходит от слов «поляковать», «полякование». Так называли обычай, который заключался в следующем: ищущий чести и славы воин в одиночку выезжал в чисто поле и искал там поединщика себе под стать. В случае победы пленных не брали, трофеи тоже, а подтверждением победы были головы супротивников, выставленные напоказ.


Вот как в былинах описывалась русская амазонка:


Едет поляница удалая,
Удалая поляничища великая, 
Конь под нею как сильна гора, 
Поляница на коне будто сена копна,
Она палицу булатную покидывает
Да под облако, под ходячее, 
Одною рукой палицу подхватывает, 
Как пером-то лебединым ею 
поигрывает.


Девы-воительницы были такой привычной частью русского фольклора, что слово «богатырка» записывает в этом значении Владимир Даль. Знаменитый собиратель русских сказок Александр Афанасьев фиксирует сказки, в которых молодильные яблоки охраняет безымянная девица со своей дружиной. Все ее войско полностью набрано из девушек. Вместе с ними девица-воевода ездит забавы ради по полям, полякует, приключений ищет да поединщиков.


Но не все поляницы остались в фольклоре безымянными. Несколько героинь в былинах и сказках названы по имени.


Настасья Микулишна


Сумел жениться на одной из поляниц богатырь Добрыня Никитич, один из самых популярных персонажей былин (его прототипом, к слову, считают реального человека – дядю и воеводу князя Владимира Святого). Как сказывается в былинах, Добрыня познакомился со своей будущей женой, Настасьей Микулишной, во время полякования. 
Настасья была настолько сильна и могуча, что без труда одолела Добрыню в единоборстве. Поединок их протекал весьма своеобразно. Доблестный Добрыня решил поединоборствовать в чистом поле с поляницей на свой лад. Он подъехал к ней сзади и ударил ее два раза что есть мочи палицей по голове. Но Микулишна и не взглянула на наглеца и даже не почувствовала удара. 


Ударил Добрыня Настасью еще сильнее. Оглянулась на него богатырка и говорит: 


Я-то думала, комарики покусывают. 
Ан то русские богатыри пощелкивают! 


Схватила Добрыню за желты кудри и засунула в мешок. Но ее добрый конь не захотел везти двух богатырей. Вынула тогда Настасья Микулишна Добрыню из мешка и говорит: 


Если стар богатырь – голову срублю, 
Если млад богатырь – в полон возьму. 
Если мне в любовь придет – 
замуж пойду, 
Не прилюбится – в ладонь складу, 
другой прижму, 
Сделаю богатыря в овсяный блин.


На свое счастье, Добрыня полянице понравился, и сказала она ему: «Как возьмешь меня, Добрыня, во замужество, сделаешь со мною заповедь великую – отпущу тебя». 


Как сказали бы сегодня, таким образом Настасья Микулишна сделала Добрыне Никитичу предложение (так и хочется добавить: от которого невозможно отказаться). Добрыня, естественно, тут же согласился жениться.


Василиса Микулишна


Была у Настасьи Микулишны сестра Василиса, тоже богатырка. В былинах она значится женой черниговского боярина Ставра. 


Как-то на пиру у князя Владимира Ставр, захмелев, стал хвастать умом и силой своей жены. Выражения для сравнения Василисы с князем и его дружиной он подбирал не самые лестные, и Владимир запер Ставра «в погреба глубокие».


Узнав об этом, Василиса пускается на хитрость. Она переодевается послом от ордынского хана, берет с собой войско и, явившись в Киев, требует уплатить дань за 12 лет. И княжну в жены. Последнее – чтобы уесть князя, поскольку выдавать христианку за иноверца считали бесчестьем.


Княжна меж тем подозревает, что ордынский юноша на самом деле, скорее, женщина, и делится подозрениями с отцом. Князь устраивает Василисе испытания на силу, ум и ловкость, и из каждого она выходит с честью. Владимиру приходится играть свадьбу дочери с гостем.


На пиру «ханский посланник» сидит с грустным лицом. Князь зовет гусельников, но их игра не радует гостя. Тогда Владимир вспоминает о том, что боярин Ставр – знатный музыкант. Ставра приводят на пир. Василиса зовет его посмотреть ее дружину и там открывается ему. Переодевшись в женское платье, она возвращается вместе с мужем к князю, и тому приходится признать, что Ставр хвастал не зря (эту историю замечательно пересказали в советском мультфильме, помните?).


К слову, Настасья и Василиса – не только популярные героини русского эпоса, но и дочери другого былинного героя, богатыря Микулы Селяниновича. Правда, отец их воинственностью не отличался, довольствуясь ролью пахаря и тем, что время от времени ставил мимоезжих богатырей на место.


Настасья Королевична


А вот история поляницы Настасьи Королевичны, жены богатыря Дуная Ивановича, драматична. 


Дунай вместе со своим побратимом Добрыней едет в Литву, чтобы сосватать за князя Владимира Апраксу, дочь литовского короля, которому сам служил раньше. А у Апраксы есть старшая сестра Настасья. Некогда Дунай соблазнил ее и чуть не поплатился за это жизнью, поскольку навлек на себя гнев ее отца, но королевна тогда подкупила палачей, и богатырь смог бежать в Киев. Теперь же, приехав за Апраксой, Дунай даже не смотрит в сторону бывшей возлюбленной, и это уязвляет гордую красавицу. От обиды она уезжает из дома поляковать.


На обратном пути в Киев Дунай замечает «богатырский след», нагоняет неизвестного богатыря и вступает с ним в поединок. Уже победив было незнакомца, Дунай достает нож, чтобы добить его, но понимает, что перед ним Настасья. Вот так, счастливо обретя друг друга, поляница и богатырь вместе едут в Киев, чтобы там пожениться.


В Киеве Апракса и Настасья с женихами играют двойную свадьбу. Но на пиру Дунай и Настасья начинают похваляться: он – храбростью, она – меткостью в стрельбе из лука. Дунай ставит себе на голову серебряное кольцо, чтобы проверить жену, и меткая поляница трижды пускает стрелу сквозь кольцо. 


Тогда Дунай решает сам пострелять в кольцо на голове Настасьи. Та умоляет этого не делать, потому что беременна, но в итоге встает с кольцом на голове, и Дунай, промахнувшись, убивает жену. Вскрыв ей живот, он видит, что внутри Настасьи был чудесный ребенок: ноги по колено в серебре, руки по локоть в золоте. С горя и стыда Дунай бросается на собственный меч, и из его крови берет начало Дунай-река.


Златыгорка да Савишна


Окружен был поляницами и Илья Муромец. В одной из былин он зачинает вне брака с богатыркой Златыгоркой сына Сокольника. В другой былине его жена-поляница Савишна, переодевшись в доспехи, едет в Киев выручать Илью от Тугарина-змея. Наконец, в одной из былин Илью Муромца пытается убить за обесчещивание ее матери его незаконнорожденная дочь-богатырка. Но Илья убивает ее, так и не спросив имени. 


Что ж, супротив главного русского богатыря не нашлось равной ему по силе поляницы…


Марья Моревна да Белалебедь Захарьевна


В русских сказках тоже остались следы богатырок. Например, Иван-Царевич часто противостоит некой деве-воительнице. Она может выступать под именем Марья Моревна, Усоньша-богатырша, девица Синеглазка или Белалебедь Захарьевна. 


В одном из сюжетов Иван-Царевич на Марье Моревне женится и обнаруживает, что она держит в плену Кощея Бессмертного. Из жалости царевич дает Кощею напиться, и тот возвращает свою силу и сбегает, похитив саму Марью. Пришлось неблагоразумному Ивану звать на помощь трех братьев Моревны и ехать в тридевятое царство за Кощеем, жену выручать. А как иначе – любовь…

Автор: Лилит МАЗИКИНА, культурология.рф, Виктор СЕРГЕЕВ, oursociety.ru