Рыбакам прочат одиночное плавание

Делегаты заявляют о необходимости оптимизации штатов на современном рыбодобывающем флоте

6 март 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4291 от 6 март 2018

В Москве на площадке IV съезда работников рыбохозяйственного комплекса России обсуждались проблемы финансирования отраслевой науки, обеспечения безопасности на море и подготовки современных кадров для флота, передает портал Fishnews. Делегатами форума стали свыше 300 человек – представители бизнеса, отраслевых ассоциаций и объединений, региональные и федеральные чиновники, курирующие рыбную отрасль.

 

Науку поддержат тремя НИС 


С тем, что финансирование отраслевой науки абсолютно не соответствует объему задач, которые приходится решать ученым, были согласны все участники форума.


Как сообщает корреспондент Fishnews, представители «рыбных» регионов – от Дальнего Востока до Калининграда – говорили о необходимости существенно увеличить средства, выделяемые на рыбохозяйственную науку, в том числе для расширения морских исследований. Особый акцент делегаты съезда сделали на строительстве современных научно-исследовательских судов.


Замминистра сельского хозяйства – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков напомнил, что правительством в этом году выделены дополнительные средства на проведение приоритетных исследований, но признал, что финансирование остается пока недостаточным.


«В качестве первых практических шагов по усилению науки нам необходимо принятие решения о финансировании строительства трех научно-исследовательских судов (НИС). Сейчас по решению президента и поручению правительства мы ведем проектирование НИС. Надеюсь, что в этом году мы его закончим и в следующем при выделении финансирования сможем приступить уже непосредственно к строительству первого судна», – озвучил планы руководитель рыбного ведомства.


Спасатели нарасхват 


Вопросам безопасности мореплавания на съезде уделялось особое внимание. Статистика неумолима: по данным Росрыболовства, за последние пять лет при аварийных ситуациях безвозвратно потеряно 12 судов, погибло и пропало без вести 187 человек. В критических ситуациях рыбакам нередко приходится рассчитывать только на собственные силы да на помощь коллег, если те вдруг окажутся рядом.


На состояние аварийно-спасательного флота, внушающее серьезное беспокойство, обратил внимание капитан-директор «Океанрыбфлота» Сергей Кислов. По его словам, на весь Дальний Восток осталось всего четыре спасательных судна, причем дежурство в районе массового промысла у Западной Камчатки сейчас несет только спасатель «Преданный».


«Всего в Охотском море сегодня работает более 120 промысловых судов, добывающих минтай, краб и так далее, на Курилах работает более 20 судов, в Беринговом море  тоже порядка 20 крабовиков и ярусовиков, – охарактеризовал ситуацию на промысле представитель компании, отметив удаленность районов работы флота. – Разбег составляет от пяти до десяти суток. В случае возникновения двух нештатных ситуаций спасательное судно не в состоянии добежать и оказать кому-то из них помощь. Получается, что одно судно обречено».


В Северном бассейне ситуация аналогичная. «Десятки судов рыболовного флота ведут промысел в условиях арктических широт, в условиях ограниченной видимости и штормов на минимальном расстоянии друг от друга. К сожалению, количество аварийных случаев, таких как отказ механизмов, посадки на мель, намотки на винт, пожары, травмы и гибель людей, велико», – согласился с опасениями дальневосточников председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев.


На этом фоне вариант со сменой ведомственной принадлежности спасательных отрядов рыбаков категорически не устраивает. «Вместо того чтобы решать вопрос об увеличении состава флота и обеспечении круглогодичного дежурства спасателей в районах промысла, узнаем о предложении заместителя министра передать суда Северного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ в ведение Минтранса. Речь идет о жизни наших рыбаков!» – возмутился председатель правления Союза рыбопромышленников Севера.


Молодые не требуются


Кадровая проблема, особенно в отношении работы на флоте, для рыбодобывающих компаний сохраняет актуальность уже не первый год. По мнению председателя Российского профсоюза работников рыбного хозяйства Владимира Круглова, нехватка специалистов в отрасли связана как с политикой государства, так и с поведением работодателей.
«Государство практически не занимается трудоустройством молодых специалистов, которые после окончания учебных заведений сталкиваются с невозможностью найти работу по специальности. При этом сами рыбохозяйственные организации не заинтересованы в выпускниках отраслевых учебных заведений, предпочитая брать на работу опытных и зачастую пожилых специалистов либо иностранных специалистов», – заявил лидер профсоюза.


По его словам, молодые специалисты, в том числе обучавшиеся за счет бюджета, уходят в торговый флот или в другие сферы экономики. Это связано в том числе с социальными аспектами работы рыбаков. «Цена труда в отрасли сильно занижена», – уверен Владимир Круглов. В то же время вопросы охраны труда и безопасности на рабочем месте толком не контролируются.


Современные суда обойдутся без рыбака?  


Выпускников мореходок на рыбопромысловом флоте не видно, подтвердили рыбаки. Но не согласились с тезисом о низких зарплатах плавсостава, отметив, что средняя заработная плата на флоте постоянно растет.


«Надо менять систему образования. Те специалисты, которых мы готовим на сегодняшний день, на самом деле уже устарели. И тем судам, которые мы через несколько лет, надеюсь, построим, нужны совсем другие специалисты», – категорично выразился председатель Союза рыболовецких колхозов Архангельской области Андрей Заика.
Он также предложил изучить вопрос об изменении численности экипажей рыболовецких судов, приведя в пример нормативы зарубежных стран. «Мы два года назад купили судно в Норвегии. Минимальный состав экипажа был 6 человек, на сегодняшний день – 11. Если мы говорим, что выходим в Мировой океан, то мы там будем неконкурентоспособны, поскольку так, как у нас (большой штатный состав. – Прим. ред.), уже давно никто не работает, – цитирует Андрея Заику портал Fishnews. – Если мы говорим о модернизации флота, то нам нужно модернизировать сознание, модернизировать экипажи судов и всем вместе работать над оптимизацией работы нашей рыбной промышленности».

Автор: Евгений СИДОРОВ