Ганс и Гретель верят в чудо
Покажите своим детям и внукам, как красивы сказки, на которых выросли вы сами
Тяжелое время февраль. Уже остыл радостный пыл предвкушения новогодних и рождественских чудес, списаны в утиль елки, погасла новогодняя иллюминация. И просто очень-очень холодно. Хочется поскорее весны, тепла. Где согреться душе в ожидании марта? Наш совет: зайдите на выставку «Волшебная сказка Анастасии Архиповой», что открылась недавно в Приморской картинной галерее на Алеутской, 12.
Анастасия Архипова – одна из самых известных современных художников-иллюстраторов, член-корреспондент Российской академии художеств, доцент Московской государственной художественно-промышленной академии имени Строганова. Но дело, разумеется, не в ее регалиях, а в том, какие удивительные работы – тонкие, наполненные смыслом и духом доброты – она создает.
– Анастасия Архипова ярко заявила о себе еще во время учебы в Суриковском институте, – рассказывает Светлана Руснак, куратор выставки. – Проиллюстрированная ею тогда книжка-малышка «Принцесса на горошине» была выпущена в СССР тиражом в пять миллионов экземпляров! Что это, если не триумф?
Сегодня в галерее можно увидеть 82 иллюстрации Архиповой к таким сказкам, как «Великан-эгоист» Оскара Уайльда, «Девочка со спичками», «Стойкий оловянный солдатик», «Ель», «Дюймовочка», «Новое платье короля» Ганса Христиана Андерсена, «Ганс и Гретель» братьев Гримм, к «Рождественской песне» Чарльза Диккенса и другим. Хотя, конечно, творчество художницы намного шире, она работала над иллюстрациями к произведениям Сервантеса, Гете, Мольера, других классиков мировой литературы.
– Идея этой выставки родилась прошлым летом. Мы показали «Волшебную сказку Анастасии Архиповой», представленную академией имени Строганова, в рамках фестиваля «Лето на Русском». Но за три фестивальных дня увидеть ее смогли далеко не все, кто хотел. К нам обращались и художники, и горожане с просьбой показать эти иллюстрации в залах галереи, – объясняет Светлана Руснак. – Вот мы и подумали недавно: все так устали от зимы, так хочется тепла и уюта, а акварели Анастасии Архиповой создают именно это чувство в душе. В них есть и немного рождественского чуда, и весеннее пробуждение, и летняя зелень, и зимняя сказка. В общем, решили, что весь февраль эти работы будут согревать души владивостокцев и гостей города и галереи.
Анастасия Архипова была почетным гостем фестиваля «Лето на Русском». Во время творческой встречи она рассказывала, что до 80 процентов времени в работе над иллюстрацией у нее занимает глубокое изучение личности писателя, погружение в эпоху, в которой он работал: текстиль, мода, рисунок на обоях того времени, любая мелочь – все имеет значение. Как может, а как не может быть одет ребенок времен Диккенса? Какие игрушки могли быть в его комнате, а какие нет? Все это та информация, которая позволяет иллюстратору создавать не просто высокохудожественные, а удивительно подлинные, проникнутые духом эпохи работы.
Кстати, выполняет их Архипова в технике классической акварели, то есть дает краске высохнуть и прорабатывает второй слой и так далее, возвращаясь к деталям, создавая многослойную, многоцветную акварель. По ее словам, эта техника дает возможность сотворить сложный, почти ювелирный образ. Потому-то и хочется рассматривать такие работы, словно драгоценность.
Вообще, это великое умение, показатель высочайшего мастерства иллюстратора – когда он создает художественные образы той же высоты, что и у писателя. Такие иллюстрации заставляют ребенка видеть в рисунке нечто большее, они словно расширяют мир книги, сказки.
Знаете, когда мы готовили выставку, взяли и перечитали все произведения, иллюстрации к которым здесь представлены. Это удовольствие необыкновенное! Сколько в той же «Рождественской песне» Диккенса веры в возможность духовного преображения, в то, что до тех пор, пока твои родные люди рядом, ничего не потеряно и все возможно… Нам бы хотелось, чтобы и зрители, посетив нашу выставку, пришли домой и открыли книги. Для начала – те, которые иллюстрировала Анастасия Архипова.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ