А стряпуха-то – мужчина!

В 20-х годах прошлого века небольшая поэма Пушкина «Домик в Коломне» вдохновила композитора Игоря Стравинского на создание комической оперы «Мавра». Оперы необычной, требующей от артистов хорошего владения не только голосом, но и пластикой.

8 февр. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4278 от 8 февр. 2018

Три года назад «Мавру» во Владивостоке (тогда еще на сцене Приморского театра оперы и балета) поставил режиссер Вячеслав Стародубцев. И вот сегодня уже на Приморской сцене Мариинского театра он работает над совершенно новой версией этой оперы-буфф. Премьера состоится 17 февраля на малой сцене.


– Хочу подчеркнуть: это не восстановление спектакля, а новая постановка, – говорит Вячеслав Стародубцев. – В 2015 году «Мавру» мы поставили очень быстро, я даже не успел реализовать все задумки, все, что хотелось. Спектакль через некоторое время был выведен из репертуара. Но среди опер вообще не так много тех, что несут радость, а мне кажется, что в репертуаре каждого оперного театра должны быть позитивные, забавные, радостные произведения. Я очень благодарен Приморской сцене Мариинского театра, что дали мне возможность вновь вернуться к этому потрясающему произведению.


– Вы говорите, что это новая постановка, однако костюмы, например, на героях из спектакля 2015 года, в стиле театра дель арте. 


– Собственно говоря, это единственное, что осталось от старой постановки. Они очень удачные. У нас сменился состав исполнителей, например, гусара Василия уже поет не Илья Астафуров, а Всеволод Марилов. Парашу исполняют в очередь  Анастасия Кикоть, Алена Диянова и Елизавета Сенаторова. А введенного мною в спектакль нового героя – Александра Сергеевича Пушкина – играет  Иван Синицын, актер театра молодежи. 


Да, в спектакле мы соединяем драматический и оперный театр, два вида искусства, это моя концептуальная идея, я вообще выступаю за мультижанровость. По-моему, в этом залог успеха оперного театра и в каком-то смысле его будущее. 


Также мы поменяли декорации. Теперь у нас есть подвижная декорация, которая создает некую динамику на сцене, позволяет быстро менять мизансцены. Ее планировали еще во время первой постановки.


Кроме того, многие акценты в новой постановке я  расставил иначе, огромное внимание уделил пластике, рисунку жеста, тела. С актерами работает режиссер по пластике Сергей Захарин, с ним мы уже сделали немало спектаклей, он, можно сказать, мой соавтор. 


Важно еще и то, что музыкальный материал – очень непростой – за это время отлежался, вошел в кровь, так сказать, в ноги и руки солистов. И сейчас мы работаем совсем на другом уровне, нежели три года назад, когда ставили «Мавру» несколько поспешно. Сейчас все идет намного легче.


В основу спектакля «Мавра» лег пушкинский «Домик в Коломне». Критики называли эту поэму во многом нетипичной – хотя бы потому, что главная героиня здесь  мещанка, а не дворянка. Разумеется, такой необычный сюжетный ход Пушкина требовал и достойного музыкального оформления… 


– Музыка Стравинского – это во многом реминисценция стилей и направлений, и это один из моих любимых композиторов, – говорит Вячеслав Стародубцев. – В его произведениях всегда есть любимая мной мультижанровость, что дает мне возможность соединять в спектаклях драму, пластику, оперу как таковую. 


Опера – непростой жанр, и оперное слово отличается от драматургического. Для меня важно найти сюжетный симбиоз, поэтому в «Мавре» вы услышите не только «Домик в Коломне», но и прекрасные стихи «К Наталье», а также удивительный романс Прокофьева на стихи Ивана Дмитриева «Стонет сизый голубочек», о котором Пушкин только упоминает в тексте поэмы. 


– Со сцены звучат стихи Пушкина. Их читает Иван Синицын…


– Да. Дело в том, что часто даже русский текст, который поют, не совсем понятен публике, не зря же идут субтитры на всех спектаклях. А включение в спектакль текста поэмы «Домик в Коломне» дает уникальную возможность: вот Пушкин – Иван Синицын – рассказывает сюжет, а потом артисты на сцене его музыкально иллюстрируют, развивают, дополняют. Этот ход, как мне кажется, очень идет оперному театру, делают его свежим, понятным.


И очень приятно работать с Пушкиным, это классик, из которого можно черпать и черпать и каждый раз делать открытия. 


– Комическая опера предполагает, что зрители в зале будут смеяться?


– Да, но мы не стараемся специально рассмешить. Мы будем делать все серьезно, это закон театра. Чем больше встраиваешь комикования в спектакль, тем больше шансов, что он провалится и все твои усилия рассмешить будут смотреться неорганично и пошло. Сдерживай смех – и зрители будут смеяться, сдерживай слезы – и зрители будут рыдать. Так что мы будем предельно серьезны.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ