Какие шансы были у «Востока»?
Спасательные силы МЧС России и поддерживающие их приморские морские спасатели, Тихоокеанский флот прекратили активную фазу поиска пропавшего в Японском море рыболовного судна «Восток».
Поиски продолжаются силами компании-судовладельца, оповещены экипажи проходящих в районе кораблекрушения судов.
Профессиональные спасатели признали: шансов на успех не осталось. Но их изначально было совсем немного. В момент срабатывания аварийного буя утром 25 января в этом районе волнение моря было не менее пяти метров. Температура воздуха достигала минус 20 градусов при силе ветра 22–27 м/с. Человек в гидрокостюме в такой воде может продержаться порядка двух часов, а в обычной одежде и вовсе удержится на поверхности не более десяти минут.
Теперь можно лишь гадать о причинах беды. Эксперты в один голос склоняются к мысли, что на «Востоке», следовавшем в полосе шторма из Южной Кореи на Сахалин, за ночь от морских брызг обледенели все верхние палубы и надстройки. Еще выдвигают версию, что верхняя палуба была полностью заставлена крабовыми ловушками. При крене траулера они могли сместиться на один борт и усугубить ситуацию. Видимо, попав под удар волны, утяжеленное льдом судно перевернулось и пошло на дно. В таких случаях можно надеяться на чудо, но если только помощь подоспела мгновенно. При любом другом раскладе остается лишь молиться за членов экипажа. Молиться за то, чтобы люди успели надеть гидрокостюмы, спустить на воду плоты, перебраться на них с тонущего судна, успеть дать сигнал SOS, дождаться помощи. Но в реальных условиях подобное случается редко.
Каждую зиму в дальневосточных морях происходят кораблекрушения. Наш регион по количеству утонувших судов и экипажей печально удерживает второе место в мире после Юго-Восточной Азии и Океании.
Чуть ли не каждый год приходят сообщения об очередной беде на море. Иногда случаются чудеса и людей достают с поверхности моря, но чаще беда накрывает волной. Вот лишь несколько трагических примеров последних лет, в которых погибли моряки и рыбаки: затонули большой автономный морозильный траулер «Дальний Восток», сухогрузы «Синегорье» и «Капитан Усков», плавучая буровая платформа «Кольская», рыбацкие суда «Арон-103» и «Ji Won 1», танкер «Находка»…
Подобная трагедия с рыбацким судном произошла ровно пять лет назад. В конце января 2013 года при схожих обстоятельствах у восточного побережья Приморья погиб краболов «Шанс 101».
Это было полностью исправное, современное судно, готовое работать в сложных погодных и морских условиях. Как и на «Востоке», на нем находился подготовленный к морским неожиданностям профессиональный экипаж. Количество спасательных средств соответствовало всем нормам безопасности мореплавания.
Отправившись из Пластуна на промысел, краболов в Татарском проливе попал в зимний шторм. Хорошо хоть это случилось в светлое время суток – на «Востоке» беда скорей всего произошла в темноте ночи или утренних сумерках. «Шанс 101» попал под четырехметровую волну, он накренился на 60 градусов, а выйти из крена не успел, поскольку в борт ударила вторая волна. Краболов перевернулся и ушел на дно за каких-то десять минут. У рыбаков было совсем мало времени покинуть каюты, машинное отделение, ходовую рубку, камбуз, трюмы. Они даже сбросили два спасательных плота. Один из них стало уносить в море, один из матросов кинулся в ледяную воду, сумел доплыть и зацепить его. Это спасло жизнь многим членам экипажа. На «Востоке», вероятнее всего, надувные спасательные плоты сработали уже от соприкосновения с поверхностью моря.
Ну и последнее. Члены экипажа краболова дрейфовали на плотах около полутора суток. И даже внутри плотов не все сумели выжить – кто-то погиб от переохлаждения, хотя наверняка товарищи пытались помочь им…
На борту «Востока» находилось 20 человек, здоровых и полных сил мужчин. Но они не спаслись сами. И спасатели их не нашли. Хотя четверо суток два вертолета и три самолета все световое время барражировали над местом трагедии, расширяя зону поиска. Обследованы тысячи квадратных километров морской акватории. Безрезультатно. Искали специально отправленные и случайно проходящие там суда. Нашли лишь и подняли два пустых плота и случайные бытовые вещи с борта «Востока». Исследовали береговую черту в Приморье.
Искали до последнего. Ведь, как известно, надежда умирает последней. Даже в наших суровых морях получалось в опасных ситуациях избежать трагического исхода. Можно привести примеры, когда удалось вместе с экипажами спасти плавбазу «Содружество», теплоходы «Порт Мэй», «Профессор Кизеветтер», «Берег Надежды» и ряд других судов.
Море приняло очередную жертву. Сколько еще таких будет? Трагедии будут продолжаться до тех пор, пока не будут предприняты меры для их предотвращения. Какие именно? Об этом лучше всего судить и делать выводы специалистам. Иначе так и будут с ноября по апрель лететь в эфир над Японским и Охотским морями новые сигналы SOS.
Автор: Николай КУТЕНКИХ