Кто-кто тут в обиду себя не дает?

Чем завораживает зрителя вот уже почти полвека старая-старая сказка

31 янв. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4273 от 31 янв. 2018

«Стоит в поле теремок, он не низок, не высок…» Кто из нас не знает зачина этой самой, наверное, простой (после «Курочки-рябы» и «Репки», конечно) сказки? Мышка-норушка, лягушка-квакушка, петушок золотой гребешок – любимые герои тех, кому мама с папой только начинают читать книжки.

Интересно, что многие совсем уже взрослые владивостокцы с нежностью вспоминают не только саму сказку, но и спектакль «Терем-теремок», который долгие годы шел на сцене театра юного зрителя, позже – Камерного театра, а потом – театра молодежи. Поставленный в 1973-м, «Терем-теремок» стал, по сути, изюминкой, особым для театра спектаклем – он выдержал более тысячи представлений, проехал не раз с гастролями все Приморье и многие города Дальнего Востока, через него фактически проходили все актеры труппы. И при этом спектакль всегда оставался нежно любимым и актерами, и зрителями, мало того – практически не менялся с 1973 года и при этом стабильно собирал полные залы. 


А несколько лет назад случилась беда: все декорации и костюмы к «Теремку» уничтожил пожар. Казалось бы, ну вот, спектакль сам собой сошел со сцены, пора и проводить ветерана с миром. Но… 


Недавно, в середине января, в Приморском краевом театре молодежи зрителям представили восстановленный, с новыми декорациями и костюмами «Терем-теремок». И он снова собрал полный зал! Ну не чудо ли? 


Прочна фарфоровая медаль


На стенах в фойе театра – большие фотографии 45-летней давности: первый состав «Теремка», 1973 год. Заслуженная артистка России Екатерина Серебрянская про каждую из них может рассказывать долго, с нежностью. Ведь она – заслуженная Мышь театра, и это звание дано не просто так.


– В сентябре 1973-го я стала играть в «Теремке» Мышку, – рассказывает Екатерина Павловна. – Спектакль был первой постановкой замечательного, талантливого, вписавшего свою страницу в историю Дальнего Востока режиссера Сергея Гришко. Сергей Захарович нас еще во время работы над спектаклем учил относиться к нему не как к «сказуле», а очень всерьез. И много рассказывал о высоком его смысле. Ведь пьесу «Терем-теремок» Самуил Маршак написал в 1940 году, когда Советский Союз жил уже в ожидании войны. И актеры в то время, выходя на сцену, держали в голове понимание того, что же символизирует теремок, где живут такие разные звери, и кто на их дом нападает, и кому именно маленькие, но храбрые, дружные зверушки дают отпор…


Вот потому 20 лет «Терем-теремок» и держался в репертуаре нашего театра, что поставлен он был так искренне, с таким глубоким чувством. Не каждый спектакль пройдет подобную проверку временем. 


А какие у нас были костюмы! Модерн по тем временам – очень условные наряды, необычные, продвинутые, как сказали бы сегодня. 


Я испытываю к «Теремку» самые нежные чувства, ведь 20 лет в нем играла. Да что я – вся труппа прошла через этот спектакль! Знаете, сколько семейных пар в нем играло? Вот и мой муж, Анатолий Серебрянский, исполнял роли Медведя, Волка… 


А сколько детей наших, театральных, сидело за кулисами, пока мамы и папы играли в «Теремке»! Моя дочь Женя родилась, когда спектаклю было 10 лет. Как раз в то время он игрался в 700-й раз! Меня очень просили выйти на сцену. Но я отказалась: Женя была еще очень мала, всего пять месяцев. Анатолий играл в том спектакле за нас всех. 
Тогда всем актерам выдали юбилейные, специально заказанные на Владивостокском фарфоровом заводе медали. У меня она сохранилась. А когда нашему театру исполнилось 65 лет, на юбилей я вышла на сцену в костюме Мышки, и мне присвоили звание – шутливое, но почетное: заслуженная Мышь.


Спектакль династического толка


Екатерина Павловна и сегодня выходит на сцену в новом «Теремке» – специально для нее переписали одну из ролей, сделав Добрую бабу вместо Доброго деда, придуманного Маршаком. А рядом с мамой на сцене актриса театра молодежи Евгения Серебрянская, теперь она играет Мышку. Даже костюм ее похож на мамин!


– «Теремок» – спектакль династического толка, – улыбается Евгения. – Когда-то в этом спектакле моя мама играла Мышку, а мой отец – Волка. Сегодня Мышку играю я, а мой муж, актер Вадим Замараев, – Волка. Вот такая преемственность. 


Для Евгении, кстати, это не первый «Терем-теремок», в 2010 году его заново (но по той же пьесе Маршака и по записям Сергея Гришко) обновлял Виктор Галкин. А за восстановление спектакля в 2018-м взялась режиссер Лидия Василенко. 


– Вместе с нею мы, актеры, работали дружно. Мы не пытались осовременить спектакль, скорее, хотели сделать его более актуальным. Кстати, и Виктор Галкин, и Лидия Василенко настаивают – так же, как Сергей Гришко – на том, что в спектакле нет и быть не может никакого сюсюканья, никакого «детского сада на лужайке», никакой «тюзятины», как сегодня говорят. Это спектакль про людей!


Я знаю историю создания пьесы и понимаю, какой смысл вкладывал в нее Маршак. Конечно, сегодня мы не делаем таких акцентов напрямую, но все же говорим со зрителем уважительно и серьезно. Мы делаем акцент на преданность и смелость, спектакль именно об этом: о том, как маленькие зверушки благодаря своим внутренним качествам смогли победить огромных хищников. Это чудо, и чуду этому надо научиться, тогда оно сбудется и в вашей жизни. 


Что же касается образов, то мы их постарались оставить такими, какими они были в постановке Сергея Гришко. Например, моя Мышка – хозяюшка. Обратите внимание: в спектакле все животные не просто сидят в теремке, чаи распивают, они заняты делом, каждый своим… 


Мы все, кто занят в сегодняшней постановке, испытываем чувство огромной любви к «Теремку», даже какой-то доброй ностальгии. Когда ты растешь на спектакле, когда понимаешь, сколько души в него вложено, это дорогого стоит. И для актеров нашего театра всегда было почетно сыграть в «Теремке», все радовались, когда кого-то вводили в состав спектакля. Это было и счастье, и ответственность…


И вот поднимается занавес, и снова на сцене злые волк, лиса и медведь получают по заслугам. Как и 45 лет назад, юные зрители смеются и переживают все перипетии этой короткой, но умной и доброй сказки вместе с актерами. И волнуются, и верят в победу добра.


– Я бы не взялась восстанавливать ни один спектакль, кроме «Теремка», – говорит режиссер Лидия Василенко. – Почему? Потому что театр жив тогда, когда в нем живы традиции, когда есть преемственность. Это первый спектакль Сергея Гришко, который воспитал не одно поколение актеров в Приморье. Мало того, он давал им важную и очень нужную школу игры в детском спектакле, из поколения в поколение передавал основы актерской игры для детей.


В третьей редакции «Теремка» мы не изменяли почти ничего, внесли только небольшие правки, рассчитанные, скажем так, на продвинутых современных детей. Восстанавливали образы по воспоминаниям, много разговаривали с нашими ведущими актерами, которые выходили на сцену в этом спектакле 30 и 40 лет назад, учитывали их мнения, сохраняя редакцию. 


«Теремок» учит тому, чему и должен учить театр: разграничивать добро и зло, различать его и всегда тянуться лишь к доброму, светлому… 

 

Справка «В» 

 

Роли и актеры спектакля «Терем-Теремок»: 
Мышка – Евгения Серебрянская/Анна Шевелева, 
Лягушка – Юлия Орышечко/Анастасия Кошарнова, 
Ежик – Денис Лошко, 
Петух – Олег Демчук, 
Лиса – Елена Варивода/Анастасия Федосеева, 
Волк – Вадим Замараев,
Медведь – Борис Сазонов, 
Добрая баба – Екатерина Серебрянская, 
Злой дед – Павел Пятыров.

    

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ