И не забудь дышать, малыш
Как вязальщицы из владивостокского клуба «28 петель» помогают выходить недоношенных младенцев
Три стограммовых клубка 100-процентной шерсти, крючок или спицы и добрые руки вязальщицы – вот, собственно, и все, что нужно, чтобы создать самое настоящее маленькое чудо, которое подарит крошечному человечку много-много тепла…
Есть во Владивостоке клуб с необычным названием – «28 петель». Его участницы вяжут только пять вещей, но каких важных и нужных!
– Шапочка, жилет, носочки, плед и игрушка-комфортер, – рассказывает Ксения Симонова, руководитель клуба, перебирая малюсенькие вещички, такие трогательные, такие нежные. – Мы вяжем их для недоношенных детей, рожденных раньше срока и весом от 500 до 2500 граммов. И отдаем в специализированное отделение краевой детской клинической больницы № 1.
Полезная колкость
Вязать Ксения начала два года назад. И это занятие так ее увлекло, что она стала заходить на разные «вязальные» сайты, заглядывать в «Инстаграм».
– Именно там я узнала, что по всему миру существуют клубы «28 петель», члены которых вяжут эти вещи для перинатальных центров, отделений для недоношенных. А называются они так потому, что для самого маленького носочка нужно сделать 28 петель, – объясняет Ксения. – Узнав, что такие клубы появились и в России, подумала: а почему бы и во Владивостоке не создать?
А когда я лежала со своим малышом в детской больнице № 1, видела, что там пользуются вязаными изделиями для недоношенных крох. Но вяжут их сами работники отделения. Там я поняла, насколько это нужное и важное дело. И занялась организацией клуба.
Мы вяжем, повторю, пять вещей: шапочку, носочки, жилет, плед и игрушку-комфортер – из шерсти или хлопка. В чем польза таких комплектов? Они не только помогают детишкам согреться – ведь у таких малышей нарушен теплообмен, но и естественной колкостью делают им микромассаж кожи, помогая кровообращению. Кроме того, колкость шерсти не дает малышам погрузиться в глубокий сон. Дело в том, что у недоношенных младенцев часто бывает внезапная остановка дыхания – в глубоком сне они просто забывают, что надо дышать.
– А что такое игрушка-комфортер?
– Это такой маленький (20–30 см) осьминог, щупальца которого закручены по специальной технологии и напоминают младенцу мамину пуповину. Игрушку сначала носит в руках мама, чтобы вещь впитала ее запах, а потом комфортер кладут рядом с малышом. И (это доказано клинически!) недоношенные дети, у которых в кювезе лежит такая игрушка, меньше тревожатся, становятся более спокойными, у них нормализуется дыхание. Эту игрушку изобрела мама недоношенного малыша в Дании…
Крохотные вещички, словно на котенка размером, вяжутся очень просто, без вывертов, что называется. О специальных требованиях к таким изделиям кандидатам в члены клуба «28 петель» рассказывают особо.
– Вещи должны быть связаны без швов, узелков, узоров в виде кос и каких-либо выпуклостей – словом, всего, что может натереть кожу малыша, – поясняет Ксения. – Конечно, недопустимы пуговицы, пайетки, помпоны, любые элементы, которые могут оторваться и попасть в кроватку. Также строжайше запрещены пух, мохер, ангора – они забивают дыхательные пути. Вяжем только из 100-процентной натуральной шерсти или 100-процентного хлопка (игрушку вяжут из хлопка, а одежду только из шерсти).
А вот в смысле цветовой палитры у нас никаких ограничений. Стараемся вязать яркие, радостных цветов наборы. Ведь они будут не только укутывать и согревать кроху, но и радовать внешним видом, вносить лучик солнца в больничный интерьер…
Всего 300 граммов пряжи
– Как вы нашли единомышленников, Ксения?
– В Интернете и через знакомых. Женщина приходит к нам, потом рассказывает подруге, та еще кому-то – так, можно сказать, из уст в уста о нас и узнают. Сегодня в клубе уже больше 40 человек разных возрастов, от молодых мам до пенсионерок. И всем важно, что мы не просто клуб по интересам, мы собираемся ради доброго дела.
– Сколько комплектов уже связали?
– За четыре месяца работы мы трижды отдавали вещи в больницу. Это 524 изделия. Когда первые наборы были готовы, я написала электронное письмо в краевую детскую больницу № 1. На следующий же день со мной связался ведущий неонатолог. Знаете, как он был рад!
Но 524 изделия – это только звучит красиво. На самом деле это очень немного, мы не можем закрыть потребности даже одной больницы. В среднем в отделении в месяц лежат 25 младенцев. Каждому нужно два комплекта, чтобы можно было стирать. Кроме того, наборы от малыша к малышу не передаются – это личные вещи каждого ребенка, и с ними они покидают больницу. То есть в месяц нужно минимум 50 комплектов.
Особая сложность с игрушками-комфортерами. Не все их вяжут, а на самом деле там работа самая простая, справится даже начинающая вязальщица, даже девочка 13 лет! Кстати, может быть, кто-то из подростков захочет научиться вязать такие игрушки? Мы в клубе поможем!
– То есть каждая вязальщица вяжет то, что хочет?
– Или что у нее лучше получается. Мы не ставим никаких сроков, каждая вяжет в своем ритме. Ведь у женщин свои дела, работа, семьи. Кроме того, важно вязать в добром, хорошем расположении духа, ведь часть нашего настроя, нашей энергетики с вещами передается детям…
Необязательно вязать весь комплект. Кто-то быстро вяжет носки, у кого-то пледы хорошо получаются. Иногда наборы мы собираем сами, иногда комплектуют врачи уже в больнице: не всегда требуется весь комплект, например, малыши побольше нуждаются только в носочках и шапочке.
На один комплект уходит три клубка – 300 граммов пряжи, если вязать крючком. Если спицами, то чуть больше 200 граммов.
– Вы сами покупаете пряжу?
– На свои деньги. Стоит натуральная шерсть недешево – что правда, то правда. Поэтому с удовольствием принимаем пряжу – подчеркиваю, только пряжу – в дар. Нам уже не раз предлагали деньги, мол, это наш материальный взнос на ваше благое дело, купите пряжи. Я отвечаю: нет, мы не официальная организация, просто клуб, который делает доброе дело. Если у кого есть желание нам помочь, то можно подарить натуральную, 100-процентно шерстяную или хлопковую пряжу.
Спонсорскую пряжу мы выдаем нашим вязальщицам. Но не всем. Не скрою, были случаи, когда люди получали от нас пряжу и больше не появлялись. Поэтому чаще всего мы выдаем ее в обмен на уже связанный комплект.
Ты не имеешь права раскисать...
– Скажите, Ксения, не пришлось на этом пути столкнуться с непониманием, недоброжелательностью?
– Приходилось. Например, пишет мне человек: я тоже хочу вязать, сколько вы будете платить? Отвечаю: нисколько, это наше доброе дело. Тут же приходит ответ: ну да, небось себе денежки прикарманиваете, наверняка что-то имеете, не может быть, чтобы все делали за просто так… Не знаю, что отвечать на такие слова, поэтому стараюсь не обращать на них внимания.
Некоторые участницы клуба просят: а пусть мамочки тех деток, которым выдали наши комплекты, пришлют фотографии малышей в жилетах, шапочках, пусть врачи сфотографируют. Я объясняю: врачи не имеют права снимать чужих детей, а мамочки малышей, родившихся недоношенными, как правило, очень суеверны, и их можно понять. Мы делаем то самое добро, которое, как в пословице, бросаем в воду. Не ожидая наград…
Но как-то раз, кстати, нам пришло письмо от одной из мамочек из детской больницы. Она писала: я была на грани отчаяния, казалось, что ничего хорошего в жизни не будет, что не на что надеяться, я реально опустила руки. И тут пришла к малышу, увидела на нем связанные вами жилетку, плед и поняла: я не имею права так раскисать – чужие люди желают здоровья моему малышу, и я должна успокоиться… Читать это было очень приятно.
– А встречи клуб проводит?
– Обязательно, обычно два раза в месяц. Встречаемся в студии «Мозаика» или в студии войлока Secret wool. Еще у нас состоятся встречи в библиотеке имени Чехова, это на остановке «Столетие», 4 и 25 февраля в 15 часов. Библиотека пошла нам навстречу, за что ей огромное спасибо. Собирается обычно человек 20, обмениваемся опытом, что-то обсуждаем, а главное, к нам периодически приходят те, кто хотел бы помочь, а вязать не умеет. И мы их учим вязать, начинаем с простого – с носочка или пледа. Учим бесплатно, даем схемы, помогаем…
– Общаетесь ли вы с другими клубами в России?
– Да. И хочу сказать, что Владивосток вполне солидно (в смысле активности и количества вязальщиц) выглядит на фоне других городов, даже миллионников. С Москвой я, конечно, не сравниваю, это бессмысленно. Но члены нашего клуба не только во Владивостоке живут, но и в Уссурийске, Находке, недавно в Большом Камне появились соратники. Все передают нам связанные комплекты, иногда это непросто, но мы находим пути.
– Ваши родные поддерживают эту деятельность?
– Да, и я им очень благодарна. На самом деле это отнимает довольно много времени – не вязание, а организационные вопросы: там забрать, тут отдать, тому передать, проконсультировать. И поддержка родных тут крайне важна.
– Как присоединиться к клубу?
– Можно зайти к нам в группу в «Инстаграм» @club28petel_vladivostok_ или написать по электронной почте club28petel_vladivostok@mail.ru. Можно позвонить мне по телефону 8-950-28-68-780. По этим же контактам можно предложить нам спонсорскую пряжу. Мы примем с удовольствием!
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ