«Эйдосова мельница» покажет, куда двигаться

Лица… Их так много в одном зале – улыбающиеся и спокойные, сосредоточенные на чем-то своем и открыто смотрящие тебе в глаза… Не так уж часто в нашем городе открываются выставки портрета, и «Эйдосова мельница» Александра Гунзенова в этом смысле заслуживает особого внимания.

26 янв. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4271 от 26 янв. 2018

Александр Гунзенов – заметная личность художественного сообщества Сибири и Дальнего Востока. Родился в Бурятии, с детства рисовал, окончил Иркутское художественное училище и Дальневосточный государственный институт искусств. Более 20 лет работал в Приморском краевом академическом драматическом театре имени Горького, занимаясь декорациями, костюмами, реквизитом, афишами. Когда только зарождалась газета «Владивосток», Александр Гунзенов был в ней художником, стоял у самых истоков оформления газеты. В «Арке» у живописца это уже третья персональная выставка (также он постоянно принимает участие в коллективных экспозициях и выставляется в других галереях), но портреты показывает едва ли не впервые.


– Портреты, написанные Александром Гунзеновым, обладают особым свойством: изображения (как знакомых, так и незнакомых людей), словно магнит, притягивают взгляд, побуждая возвращаться к каждому произведению, чтобы проникнуть в тайны человеческой души, – говорит искусствовед, куратор выставки Юлия Климко. – Александр – воспитанник традиционной школы живописи, придерживается реалистической манеры: в его картинах легко узнаваемы черты лица моделей, время, эпоха. Отличает портреты драматичность, переданная через выражение лиц героев, интерьеры, в которые художник их поместил. Острота внутренних переживаний, заложенная в произведения, не дает отмахнуться от внутреннего стремления проникнуть в суть смысла жизни, значимости семьи, потребности быть счастливым – вопросов, которые дают почву под ногами, определяют цель и путь к ней.


На выставке представлено 25 портретов, написанных в период с 1989-го по 2017 год. По словам Веры Глазковой, владелицы галереи «Арка», за творчеством Александра Гунзенова она следит давно и очень любит его работы, но выставка портретов сумела удивить и ее.


– Когда Александр предложил именно такую концепцию выставки, скажу честно, он меня удивил, ведь портреты вообще пишут не все художники, хотя в годы студенчества именно этому жанру уделяется особое внимание, – говорит Вера Евгеньевна. – Но зрелые живописцы далеко не всегда хотят браться за портрет. Поскольку жанр непростой – это же не фотография, а проникновение в человека… Кроме того, именно в портретных работах коллеги – люди понимающие – быстрее всего найдут недостатки. Ведь по портрету всегда видно, удалось художнику передать суть человека, его образ или нет. Это считывается сразу. И портретисту легко попасть под волну критики. Так что это и ответственность, и риск для автора.


С другой стороны, портрет дает художнику возможность проявить себя, показать умение понимать другого. 


В портретах Александра Гунзенова чувствуется трепетное, дружелюбное отношение автора к тому, кого он пишет. Он умеет заметить те черты, которые показывают человека не приукрашенно, не лакированно, но в то же время точно и с теплой улыбкой, очень по-настоящему. Я вам скажу, что избежать желания польстить и приукрасить совсем непросто. У Александра Гунзенова очень искренние в этом смысле работы. 


Мне кажется, что на творчество художника наложила большой отпечаток его работа в театре – с эскизами, сценографией, костюмами, с массой мелких деталей, с постоянным общением с актерами. Думаю, к такой нежной любви к портрету он пришел именно тогда.


«Дедушкина медаль», «Портрет отца», «Баба Даша и голуби», «Флора», «Ожидание» – портреты Александра Гунзенова не оставляют зрителя равнодушным, не позволяют взгляду просто скользить по лицам, не останавливаясь, не приглядываясь. В простых, казалось бы, работах столько деталей, только этому художнику свойственных мелочей, что поневоле начинаешь разглядывать изображенного человека: кто ты такой, о чем думал, когда тебя рисовали, что ты хочешь мне сказать…


– Понимаете, портреты далеко не всегда вписываются в концепции даже персональных выставок, – говорит Александр Гунзенов, – поэтому на выставке есть работы, которые раньше не выставлялись. Пишешь, пишешь, а они стоят в мастерской, пылятся… А тут мне захотелось взглянуть на них свежим взглядом.


Чтобы написать человека, надо познакомиться с ним, попытаться его понять, постичь внутренний мир. 


Кроме того, тот, кого ты рисуешь, думает о себе по-своему, как-то представляет себе свой образ. Ты, художник, видишь его совсем иначе. А окружающие, зритель вообще видит свое. И совсем непросто работать так, чтобы попасть в этот зазор между всеми тремя видениями.


Что касается названия выставки… Дело в том, что «эйдос» – непростое понятие, пришедшее еще из Древней Греции, из философии Платона и Аристотеля. Первоначально это слово обозначало «вид, образ», а потом уже обросло философскими смыслами. Для меня же «Эйдосова мельница» – это калейдоскоп образов, мелькание лиц и их слияние в один общий хор. Мне кажется, зритель это поймет…


– Проводя такую моножанровую выставку, – добавляет Вера Глазкова, – художник получает возможность увидеть себя и свои работы словно заново, со стороны. Ведь часто в мастерской они лежат горами, их не видно, про них даже забывают… А тут видишь все яснее, понимаешь, куда и как надо двигаться дальше.

    

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ