Штирлиц вернулся в город своей молодости

Открытие арт-объекта, посвященного персонажу книг Юлиана Семенова, прошло во Владивостоке при небольшом скоплении народа. Пятница – все же рабочий день, да и на улице морозно.

25 янв. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4270 от 25 янв. 2018

О воплощении в металле героя культового сериала «Семнадцать мгновений весны» Макса Отто фон Штирлица (Максима Максимовича Исаева), «В» подробно рассказал в номере за 17 января. А на открытии арт-объекта его авторы поведали о цели появления образа Исаева-Штирлица в приморской столице.  


– Во Владивостоке мало памятников великим личностям, таким как Арсеньев (имеется лишь бюст около дома-музея) или Фадеев, в чьей биографии есть истории и события, связанные с городом нашенским, – считает историк проекта, действительный член Русского географического общества Сергей Корнилов. – У нас нет памятника Чехову, хотя разговоры об этом идут уже 30 лет. Или взять такого знаменитого литературного героя, как Штирлиц. Пожалуй, это самый известный образ советского разведчика в литературе и кино. Кстати, серия романов, написанная о нем, начиналась с произведения Юлиана Семенова «Пароль не нужен» (1966 год), в котором Штирлиц-Исаев (он же Владимиров) действовал во Владивостоке. 


Напомним, что фильм «Пароль не нужен»  снимался в краевом центре. И, по оценке кинокритиков, это были самые грандиозные съемки, которые когда-либо проводились в столице Приморья. К сожалению, современные российские кинематографисты нередко предпочитают снимать фильмы о Владивостоке, используя пленэр Севастополя. 


По замыслу авторов арт-объекта, образ Штирлица сподвигнет современную молодежь обратиться к наследию Юлиана Семенова и открыть для себя неизвестные страницы истории нашего города. 


– Я считаю, что арт-объектов в городе должно быть много, причем разноплановых. Есть памятники историческим личностям и государственным деятелям – это один уровень памятных сооружений.  Арт-объекты же побуждают у молодежи полет мысли. Да и не только у нее, – считает советник главы Владивостока Анатолий Мельник. – Прохожие будут любоваться  Штирлицем и гордиться своим городом, причастным к истории этого литературного героя. А гости города, возможно, захотят узнать подробности «пребывания» советского разведчика во Владивостоке.


На открытии арт-объекта почтили память автора композиции.


– Кроме Штирлица молодой владивостокский скульптор  Всеволод Древло предложил много интересных идей для украшения города. Но, к сожалению, реализовать их не успел – трагически погиб. И воплощение художественного образа наглядно доказывает, что творчество выше смерти, – отметил дизайнер проекта Павел Шугуров. 


По словам Шугурова, благодаря новой композиции  Владивосток обогатился духовно и исторически. Памятник – это настроение, считает Павел, и когда есть на что посмотреть и улыбнуться, то появляется настроение жить и работать. И это само по себе уже делает город лучше.       


Завершая торжественную часть, заместитель главы Владивостока Игорь Ткаченко подчеркнул, что появление арт-объекта, посвященного литературному герою Штирлицу, в очередной раз доказывает, что наш город очень активный, энергичный и творческий. 


– Сбылась еще одна мечта жителей Владивостока, и я думаю, что этот арт-объект будет очень популярен среди горожан, и хочу сказать огромное спасибо всем, кто имел отношение к его воплощению – от идеи до ее реализации, – подытожил Игорь Ткаченко.


Напомним, что арт-объект был встроен в арку на углу здания на улице Светланской, 8. Напротив старейшей гостиницы города «Версаль», в которой произошла первая встреча Штирлица с его будущей женой, описанная в романе Юлиана Семенова. Здесь же автор написал первые главы романа «Пароль не нужен».    


Кстати. Во многих городах России можно встретить памятники как реальным героям, так и вымышленным. Это своего рода выражение любви к мифам. Советский миф о военном разведчике Исаеве-Штирлице к тому же имеет под собой абсолютно реальные основания. Началось все с того, что Юлиан Семенов нашел записку в хабаровском архиве о том, что из «красного» Хабаровска в «белый» Владивосток отправился человек от Дзержинского. Заинтересовавшемуся писателю востоковед и разведчик Роман Ким рассказал о некоем разведчике, о котором было известно лишь то, что его звали Максим Максимович, даже фамилия не сохранилась. Эти скупые сведения и стали основой для создания Юлианом Семеновым 14 романов о Штирлице.

Автор: Вадим КОЧУГОВ