Черные дыры в нефтяной “бочке”

Указом президента РФ функции государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов в Российской Федерации возложены на министерство топлива и энергетики. Территориальным подразделением Госнефтеинспекции является Приморская краевая государственная инспекция по надзору за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов. Уже из самого названия вытекает одна из ее главных задач - контроль за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов.

4 авг. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №427 от 4 авг. 1998

Указом президента РФ функции государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов в Российской Федерации возложены на министерство топлива и энергетики. Территориальным подразделением Госнефтеинспекции является Приморская краевая государственная инспекция по надзору за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов. Уже из самого названия вытекает одна из ее главных задач - контроль за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов.

Каждый отопительный сезон мы выявляем факты сжигания в топках котельных вместо дешевого топочного мазута дорогостоящего зимнего топлива. Сотрудники нефтеинспекции в ходе проверок периодически сталкиваются с полным отсутствием контроля за приемом, хранением и расходованием топлива. Постановлениями глав администрации муниципальных образований, приказами руководителей предприятий без какого-либо обоснования завышаются нормы расхода горючего, используемого как в дизель-генераторах для выработки электроэнергии, так и при эксплуатации автотранспортной техники. И наконец, само нарушение правил по содержанию и эксплуатации, технологии строительства объектов нефтепродуктообеспечения приводит к непроизводительным потерям топлива.

В качестве примера можно привести необоснованное решение главы администрации Ольгинского района о повышении норм расхода горючего в 1997 году. В связи с резким увеличением объема потребляемого топлива краевой администрацией было дано задание на проверку нефтеинспекцией топливных хозяйств ряда населенных пунктов (Милоградово, Маргаритово, Моряк-Рыболов), принадлежащих муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства. Результаты проверки удручающие. Ни в одном из проверенных хозяйств не был налажен учет приема, хранения и отпуска топлива. В одном из поселков вообще не использовались счетчики для контроля за электроэнергией, вырабатываемой с дизель-генератора, и никакой платы за электроресурсы не производилось. Доступ к “бочке” с топливом практически свободный. Проведенные технические экспертизы показали, что нормы расхода горючего завышены в полтора раза необоснованно.

Другой пример нерационального использования топлива выявлен в ходе проверки в 1998 году овощеводческого хозяйства АО “Приморское”. Микроклимат в теплицах поддерживается не дешевым топочным мазутом, а дорогостоящим дизельным топливом, что в целом влияет и на уровень цен на овощи, поставляемые потребителям.

Третий пример - в результате грубейших нарушений правил по содержанию и эксплуатации нефтебаз в 1997 году в Дальнегорском районе на нефтебазе, принадлежащей муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства, произошел разлив 20 тонн мазута. Только срочные меры, принятые администрацией города и района, позволили не допустить тяжелых последствий.

Примеров нерационального использования и непроизводительных потерь нефтепродуктов можно приводить много. В нашем крае созрела объективная необходимость подготовки и принятия закона “Об энергоснабжении”, который кроме конкретной жесткой программы сбережения энергоресурсов предусматривал бы административные меры к лицам, виновным в нерациональном использовании и непроизводительных потерях энергоносителей.

Поддерживая мнение многих специалистов о создании центра “Энергосбережение”, предлагаем одно из направлений его деятельности - воссоздание системы сбора, переработки отработанных нефтепродуктов, в том числе с использованием передовых компактных зарубежных установок, которые уже применяются на станциях замены масел. В рамках работы центра следовало бы поднять и решить вопрос по координации и взаимодействию всех государственных надзорных органов, осуществляющих контроль за различными видами энергоносителей.

С учетом важности поднимаемой проблемы полагали бы целесообразным взяться за ее решение и координацию представителям департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам и комитета по ТЭК администрации края.