Даст ли плюс схема «минус УК»?

Пример в решении этой задачи всей стране можно брать с Приморья

24 янв. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4269 от 24 янв. 2018

К 1 февраля в России должен быть готов закон о прямых договорах с поставщиками коммунальных ресурсов. Такое поручение премьер-министр Дмитрий Медведев дал Минстрою, Минэнерго и Минэкономразвития. 

Этот закон позволит жителям многоквартирных домов (МКД) перечислять плату за ресурсы – электроэнергию, горячую и холодную воду, отопление – напрямую поставщикам. Инициировать переход на новую схему расчетов может ресурсоснабжающая организация (РСО) или потребитель. И РСО не сможет отказать собственникам жилья в переходе на прямые договоры. 


Напомним, что отстранить управляющие компании (УК) от коммунального денежного потока предложил в минувшем декабре президент РФ Владимир Путин. По его словам, проблема в том, что УК собирают деньги за коммунальные ресурсы, но не всегда вовремя и полностью расплачиваются с поставщиками.


Однако у федеральных депутатов есть сомнения в том, что сами РСО сочтут выгодной подобную схему. 


– Ряд РСО не заинтересован в заключении прямых договоров и никогда не согласится на такой шаг даже при наличии решения собственников, – считает депутат Госдумы Борис Гладких. – Существующее положение дел их устраивает, так как есть возможность в судебном порядке получать от управляющих организаций максимальный объем средств за коммунальный ресурс за счет тех денег, которые жильцы платят за содержание и ремонт МКД.


Впрочем, представители приморских РСО, которые работают по схеме прямых договоров уже более 15 лет, опровергают эти опасения.


– Мы готовы работать и непосредственно с собственниками, и через посредников – УК, ТСЖ. С посредниками даже проще: мы им выставляем счет-фактуру, они ее оплачивают, – комментирует заместитель директора по сбыту филиала «Приморская генерация» АО «ДГК» Валерий Червонный. – Однако сами УК категорически отказываются от роли посредника, так как понимают, что не смогут обеспечить сбор денег. 


По словам энергетика, задолженность населения Владивостока только перед Примтеплосетями составляет более миллиарда рублей. И ежегодно задолженность прирастает на миллион. Для того чтобы вернуть эти деньги, компания проводит огромную работу: целый штат юристов подает до трех тысяч исков в месяц, привлекаются приставы. На эти цели тратятся немалые финансовые ресурсы. Вряд ли какая-либо управляющая организация располагает такими же возможностями.


– Положительный опыт работы УК в качестве посредника в цепочке «собственник – РСО» в масштабах страны можно наблюдать, наверное, лишь в Москве и Санкт-Петербурге. Здесь управляющие организации работают при поддержке городских властей, которые имеют для этого финансовые возможности, – рассуждает Червонный. – Из наших организаций я могу положительно отозваться, пожалуй, только об УК «Трудовое», которая закупает у нас ресурс, самостоятельно собирая платежи с населения. Но они шли к такой форме работы несколько лет, постепенно отремонтировав системы отопления всех своих МКД, проведя модернизацию теплоузлов, установив приборы учета. Остальные же УК сейчас не только не имеют средств ни на ремонт, ни на установку приборов во всех имеющихся на их балансе домах, но и большинство из них не в силах разобраться с неплатежами за коммуналку. 


  Что касается ТСЖ и ЖСК, работающих по этой схеме, то здесь уже накопилась масса негативных примеров, когда недобросовестные председатели товариществ собранные за тепло и горячую воду деньги (а суммы весьма немалые) тратят на иные цели, не расплачиваясь за ресурсы. В результате ТСЖ банкротятся, а на председателей заводят уголовные дела.


Схожая позиция и у представителя Примводоканала, начальника управления сбыта Яны Загудаевой. 


– Несмотря на то что в масштабах всей страны форма работы с прямыми договорами законодательно еще не принята, на территории Приморского края по этой схеме мы работаем с начала 2000-х годов. И для этого есть основания. Главное из них: сами управляющие организации в большинстве случаев не желают заниматься сбором оплаты и дебиторской задолженности с населения, – поясняет Загудаева. – Есть, конечно, ТСЖ и ЖСК, которые взяли на себя эту обязанность: мы с ними рассчитываемся по общедомовому прибору учета, а они уже, в свою очередь, собирают плату с жильцов. Некоторые отлично с этим справляются. А есть и такие, кто с жильцов деньги собрал, а до нас не донес. С такими домами мы переходим на прямые договоры, а непосредственно с ТСЖ и ЖСК судимся. 


Но что мы с них можем взять? Своих средств у товарищества нет. Ограничивать их в ресурсе (в нашем случае – в водоотведении) мы не можем, так как долг числится на доме, но дом отключать мы не имеем права, поскольку в нем живут люди, которые по факту нашу услугу оплатили. Так что оплата по прямым договорам для нас, конечно, выгоднее. 
Но тут встает другой вопрос. Он касается нашей РСО и УК. До сих пор мы с УК работали по агентским договорам, согласно которым мы выпускаем квитанции, доставляем их по адресам, организуем сбор платы. Все эти мероприятия весьма затратные, оплачивают их УК, собирая, в свою очередь, деньги на эти цели с населения, поскольку в наш тариф эти траты не заложены. Как будет выстраиваться схема работы впредь, можно будет сказать только с выходом закона.

 

Кстати

 

Законопроект ужесточает ответственность УК за выставление двойных квитанций при переходе потребителей на прямую оплату ресурсов. Если дом перешел на прямые договоры с РСО, то УК может начислить платежи за ресурсы только в составе общедомовых нужд. Если же УК начисляет платежи за те же ресурсы, за которые жильцы рассчитываются напрямую с поставщиками, то налицо факт мошенничества.

Автор: Лика ТКАЧЕНКО