Переводим за проезд
В муниципальном транспорте Владивостока появилась возможность расплатиться по смартфону
Терминалы безналичной оплаты проезда установлены в муниципальных автобусах приморской столицы. Это более 90 машин – желтых MANов и «Фольксвагенов». Корреспондент «В» проверил, как работает система на практике.
Корейские технологии
Презентация уникального и пока единственного в нашей стране инвестиционного проекта по оплате проезда в общественном транспорте прошла в конце декабря. Для этого партнеры администрации Владивостока – компания «Гидеон систек» из Республики Корея и ООО «Городские транспортные системы» (ГТС) – установили в муниципальных автобусах специальные терминалы, с помощью которых можно оплатить проезд со смартфона, загрузив в него предварительно официальное мобильное приложение OxyPAY.
– Мы продолжаем этим проектом начатую несколько лет назад реформу общественного транспорта, – отметил на презентации заместитель главы администрации города Сергей Черкасов. – На многих протяженных маршрутах работают самые современные автобусы MAN и «Фольксваген», которые задали тон обновлению всего городского пассажирского транспорта. И именно они теперь становятся флагманами в деле совершенствования оплаты проезда.
Как это выглядит
Терминал представляет собой дисплей со считывающим датчиком. Устройство расположено рядом с водительским местом. Для того чтобы произвести оплату со смартфона, необходимо сначала скачать на него приложение OxyPAY в AppStore или GooglePlay (программа подходит для смартфонов, работающих на операционных системах Android и IOS). Приложение бесплатное и занимает около шести мегабайт.
Сначала следует закинуть деньги на свой баланс. Программа предлагает переводы от 50 до 1500 рублей. Процесс простой – все равно как расплачиваться банковской картой в интернет-магазинах. Я перевел 50 рублей.
Интерфейс приложения тоже простой, в традициях минимализма – все только самое важное и необходимое. Открываете приложение, и перед вами сразу возникает окошко с балансом и кнопками «Оплата» и «Оплата группы» (система предусматривает оплату проезда сразу нескольких человек). После нажатия кнопки «Оплата» генерируется и выводится на дисплей QR-код, который необходимо поднести к считывающему устройству. Код действителен в течение 30 секунд.
…Полностью подготовившись, я отправился на остановку общественного транспорта «Проспект 100 лет Владивостоку» и стал дожидаться первого муниципального автобуса. Приложение, кстати, удобно еще и тем, что позволяет следить за приближением машин к остановкам. Правда, пока только тех, где установлены терминалы OxyPAY. Мне программа указывала, что к моей остановке через четыре минуты должен подъехать автобус маршрута 98д.
Красавец MAN не заставил себя долго ждать и прибыл вовремя. Ехать мне никуда не нужно было, интересовал только терминал, поэтому я сразу проследовал к устройству и попытался расплатиться. Получив QR-код, стал прикладывать экран смартфона к панели, но ничего не выходило. Долгое время я безрезультатно водил смартфоном по воздуху, приближая и отдаляя его от считывающего датчика.
– Часто пассажиры пользуются терминалом? – поинтересовался я у водителя.
– Ты пока второй, – ответил тот и помог мне разобраться.
Моей ошибкой было неправильное положение смартфона. Я держал его вертикально, то есть перпендикулярно земле, а надо было держать горизонтально – параллельно земле, так как датчик бьет считывающим лучом вверх, а не в сторону. Когда я расположил экран правильно, устройство довольно пикнуло, сообщив об успехе. Но деньги перевелись не сразу, а по истечении пяти минут. В другом автобусе эту процедуру удалось повторить с первой попытки. Расплачиваться через терминал оказалось действительно легко.
Удобно, безопасно, прозрачно
– Введение подобных автоматических устройств преследует несколько целей, – пояснил «В» Сергей Соколов, заместитель директора МПВ «ВПОПАТ № 1». – Во-первых, это удобно для граждан, которым не нужно больше отсчитывать мелочь, разбивать купюры на монеты и т.д. Все проходит быстро и комфортно. Во-вторых, это безопасность движения. Водитель больше не отвлекается на непрофильные функции по сбору платы за проезд. В-третьих, прозрачность платежей.
Как рассказал Сергей Катрушенков, IT-менеджер ООО «ГТС», новые терминалы не только позволяют принимать оплату, но и собирают статистические данные, помогают диспетчеризации всей системы общественного транспорта.
– В приложении доступны функции мониторинга геолокации автобусов, – подчеркнул он. – Приложение прогнозирует ожидаемое время прибытия на остановку, а также показывает местонахождение машин требуемого маршрута на карте.
Отметим, что в ближайшем будущем планируется установка в автобусах еще и кешбоксов нового поколения, предусматривающих возможность изменения тарифной политики. Это внедрение покроет сегмент наличной оплаты проезда в пассажирском транспорте. Также планируется внедрение специальных транспортных пластиковых карт с индивидуальным QR-кодом, которые будут являться пополняемым электронным проездным билетом.
– Система разрабатывалась специально для Владивостока, – уточнил Сергей Катрушенков.
Отметим, что ввод новой системы оплаты не отменяет для пассажиров более привычных ее форм. Водители автобусов пока продолжают осуществлять прием платы за проезд.
Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ