Путешествие по России

Приморские художники нашли русский дух. И даже нарисовали

24 янв. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4269 от 24 янв. 2018

Торжок и Томск, Санкт-Петербург и Гурзуф, Москва и Командорские острова, Андреевка и Курилы, Владивосток и Соловки… Да, все это – Россия. Разная, но невероятно прекрасная. Убедиться в этом еще раз можно на выставке «Путешествие по России», что открылась в выставочных залах Приморского отделения Союза художников.

Более 150 картин от 50 участников – выставка огромна, как и положено проекту, цель которого – показать портрет современной России.


На границе двух миров


– Эта выставка – наш рассказ о том, что приморских художников вдохновляют самые разные места, но особо – родная страна, – объясняет Ольга Зотова, куратор проекта. – Здесь, на ее окраине, мы находимся в особом положении, по большому счету, нам и Азия родная, но тогда и тема России актуализируется, становится особо значимой. Вот мы и решили понять, что же такое тема России в творчестве художника сегодня. 


Материал для выставки собирался небыстро, да и сама ее идея вызревала не сразу. В течение нескольких лет я посещала мастерские наших художников, общалась с ними и в какой-то момент поняла, что существует большое количество материала, который позволит собрать действительно достойную выставку. Материала, который создан как много лет назад, во времена СССР, так и современного, написанного буквально за пару дней до монтажа экспозиции. Если все это объединить, можно попытаться понять, что такое Россия на современном этапе. 


Ведь если говорить о пейзажном жанре, то для русских художников он всегда был наделен определенной философией. То есть это не просто вид, не просто тропинка и рожь, маковка церкви, а всегда нечто большее. Начиная с Исаака Левитана, одного из столпов русского пейзажа, этот жанр обрел философичность, когда определенный ракурс становится символом. Эта тенденция продолжилась и в ХХ веке, когда определенное место и его изображение становились значимыми для целых поколений. А сегодня оформились региональные школы живописи, в том числе на Дальнем Востоке, у них четко заметны особенности, специфика той территории, на которой художник сформировался как творческая единица.


Например, говоря о дальневосточной школе живописи, мы обязательно вспомним такой термин, как «художник побережья», поговорим об ощущении тихоокеанского простора, жизни на границе двух миров. Все это отражается в живописи и формирует образ того места, в котором мы живем. А уж когда наши художники выезжают в Центральную Россию, Сибирь, Москву и Питер, в их работах, созданных на пленэре или по возвращении, читается какая-то особая тема, особый взгляд на увиденное. Все это мы постарались отразить на выставке, старательно подбирая работы…


Многоголосье большой страны


Невероятно разная – не только по географии, но и по времени – предстает перед нами Россия. Вот Гурзуф, увиденный Евгением Пихтовниковым: в течение нескольких последних лет художник регулярно весной отправляется на пленэры в Крым. А вот суровый и нежный байкальский багульник, написанный Иваном Рыбачуком много десятилетий назад. И дальше: «Соловки» Ильи Бутусова, «Дом на Эгершельде» Сергея Слепова, «Этюд с коровами» Марии Холмогоровой, «Вулкан Тятя» Анны Копытиной. А вот серия «Невский пятачок» Евгения Макеева, законченная буквально пару недель назад. Серые и красные краски, ощущение тревоги и боли. И как неожиданно перекликается с этой работой картина Кирилла Шебеко «Псков. 1941 год» – красно-черная, такая же величественная и наполненная гневом и болью. Какая многообразная во всех смыслах Россия перед нами!


– Повторюсь, здесь собраны работы от 60-х годов прошлого века до написанных буквально на днях, – говорит Ольга Зотова. – Интересно сравнить в этом смысле, например, пейзажи Евгения Пихтовникова и его отца Анатолия, написанные в годы его комсомольской юности, – какие они разные и в то же время схожие. Да, география выставки огромна, некоторые места, запечатленные в картинах, сегодня уже даже не часть России. Но созданные в советские времена пейзажи с идеей великого государства (на выставке есть Паланга и Бухара, например) – это то, что тоже отчасти сформировало образ России. Навсегда… 


Кстати, на выставке мало приморских, владивостокских пейзажей. Они есть, но в той дозе, которая не перегружает восприятие. Мы хотели говорить именно о большой России и о Приморье как части ее, а не наоборот. 


Центральная работа экспозиции, картина Евгения Фомина «Колокола острова Беринга», полна символизма и буквально пронизана русским духом. Нигде в мире, наверное, не могла она быть написана. Только в нашей стране.


– Этот образ России очень обобщенный и собирательный. Колокол – наш голос, деревянные дома, бескрайние просторы, идущие с покоса мужчины. Это то, что, может быть, сегодня с Россией уже не ассоциируется, но вместе с тем является ее истоками, ее архетипом. Мы – отсюда, это в каждом из нас, хотим мы того или нет, – рассуждает Ольга Зотова. – Но в то же время сегодняшняя Россия, в которой, конечно, по-прежнему есть и золотые купола с маковками, и поля с березками, все же сложнее, разнообразнее. Вот мы и попытались показать, какая она, Россия, сегодня, и одновременно выяснить, откуда в нас собралось все то, что мы называем русским духом. Замечу, что картины мастеров дальневосточной живописи, созданные в советское время, добавляют свои нюансы в этот портрет, рассказывают о том, какой видели нашу страну – от БАМа до Мангышлака – художники той поры. 


Интересно взглянуть и на работы тех художников, которые родились в других местах, а в Приморье приехали позже. Их взгляд на малую родину и на наш край, ставший им родным домом и источником вдохновения, очень свежий, необычный, яркий. 


В общем, каждая работа формирует своеобразный портрет России. Ее образ словно сливается из множества голосов в большой хор, в уникальную особую палитру. Уверена, на этой выставке зритель задумается о многом. И не раз пройдет по залам, вглядываясь во все это многообразие и красоту.

    

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ