Страховщики недовольны повышением лимита по европротоколу
В Приморье доля ДТП, оформленных по европротоколу, составила 57 %, что заметно выше общероссийских показателей, сообщили в пресс-службе информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза».
По данным организации, в среднем по стране каждый третий россиянин из обратившихся к страховщикам с заявлением о возмещении убытков, оформлял дорожное происшествие по упрощенному варианту.
Как сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, в 2017 году ДТП без привлечения ГИБДД оформили 541 тыс. автовладельцев, средняя выплата составила 27,4 тыс. рублей при лимите в 50 тыс. Общая сумма возмещения по европротоколу за 2017 год составила 11,5 млрд рублей, что на 21,8 % больше, чем в 2016 году.
– За несколько лет этот механизм стал достаточно популярным в нашей стране. Еще в 2013–2014 годах его оформляли лишь 9–10 %. Автовладельцы стали охотнее и чаще прибегать к этой процедуре, которая на самом деле облегчает жизнь. Плюс большая информационная кампания увеличила число людей, которые знают о такой процедуре и готовы ее использовать, – пояснил Юргенс.
Стоит отметить: в конце прошлого года были внесены значительные изменения в законодательство, касающиеся применения этой процедуры. Так, в частности, с 1 июня 2018 года лимиты по европротоколу будут увеличены с 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей.
Однако страховое сообщество не приветствует данные изменения, так как, по их мнению, это может привести к росту страхового мошенничества.
– Повышение максимального размера страховой выплаты в рамках европротокола приведет к тому, что этот лимит превысит среднюю выплату по ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности). Большинство добросовестных водителей не нуждается в таком увеличении, поскольку в настоящее время не менее 68 % всех ДТП покрывается лимитом 50 тыс. рублей, – считает президент РСА.
Поправки также предусматривают отмену условия об обязательном отсутствии разногласий участников ДТП относительно обстоятельств происшествия и перечня видимых повреждений, в чем представители страхового сообщества также видят значительные риски.
– Это приведет к невозможности урегулирования страховщиком части страховых случаев, оформляемых по европротоколу. Если оба участника будут говорить о том, что они не нарушали правила и являются потерпевшими, страховщики просто не смогут определить, кому производить выплату. При этом никакие технические средства не смогут со стопроцентной вероятностью определить обстоятельства аварии и лицо, ответственное за причинение ущерба. Например, если оба участника дорожного инцидента будут заявлять, что двигались на разрешающий сигнал светофора, или каждый из участников будет говорить, что маневр перестроения при продольном столкновении совершил другой автомобиль. Это приведет к тому, что реальные потерпевшие не будут получать возмещение ущерба в полном объеме, а виновники аварии будут получать, по сути, неосновательное обогащение. Таким образом, закон об ОСАГО перестанет выполнять свою главную функцию – защищать имущественные интересы потерпевших, – уверяет Юргенс.
Юрист, автоэксперт, редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов считает, что с увеличением лимита с 50 тысяч до 100 тысяч количество аварий, оформленных по упрощенному порядку, значительно увеличится. Эксперт предостерегает, что в случае применения европротокола при наличии разногласий пострадавшие могут либо ничего не получить, либо смогут претендовать лишь на половину выплаты. Смирнов также убежден, что этот пункт закона приведет к возрастающей активности автомошенников.
Справка «В»
Процедура европротокола позволяет оформлять ДТП для получения страхового возмещения по ОСАГО без участия сотрудников полиции. Европротокол можно оформить, если в ДТП участвуют не более двух автомобилей, не нанесен ущерб чьей-либо жизни, здоровью, а также имуществу третьих лиц, если между сторонами есть единое мнение относительно причин аварии. Лимит по сумме ущерба по упрощенному оформлению ДТП составляет 50 тыс. (с 1 июня – 100 тыс.) рублей.
Автор: Отдел новостей «В»