На что россияне транжирили деньги в новогодние каникулы
В новогодние праздники россияне оставили в магазинах примерно 1 трлн рублей. Около 7 млн человек занимались шопингом в новогоднюю ночь. Но действительно ли россияне хотят тратить, а не копить, разбиралась корреспондент портала Banki Анна Пономарева.
В новогодние праздники россияне потратили на покупки порядка 920 млрд рублей, из них траты на онлайн-шопинг составили около 23 млрд рублей. Такие данные приводит Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ).
Во время походов по магазинам в праздники потребители чаще всего покупали товары в категориях «бытовая техника и электроника», «ювелирные украшения» и «верхняя одежда». Эксперты ассоциации отмечают рост популярности товаров ценовой категории выше средней и связывают это с распродажами. Кроме того, большинство работающих россиян получили к Новому году премии и бонусы, которые готовы были потратить на крупные покупки и подарки близким.
В Интернете, как отмечают в АКИТ, чаще всего люди заказывали продукты питания и готовую еду. В этой категории объем покупок вырос по сравнению со среднемесячным значением на 200 % и на 27 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, в Интернете активно покупали электронику и аксессуары (смартфоны, «умные» часы, наушники), рост составил 7 % по сравнению со среднемесячным значением в 2017 году и 20 % по отношению к аналогичному периоду 2016 года. Покупки товаров для дома и мебели выросли на 23 % по сравнению со среднемесячным значением в 2017-м и на 10 % по отношению к аналогичному периоду 2016 года.
Шопинг не прекращался даже в новогоднюю ночь. По данным АКИТ, в ночь с 31-го на 1-е в Интернете совершили покупки порядка 7 млн человек. Интересно, что в это время отмечался всплеск спроса на ювелирные украшения и шубы.
«Мы заметили, что спрос на онлайн-покупки в период новогодних каникул в нашей стране оказался выше, чем в прошлом году. Такая ситуация сложилась в первую очередь благодаря неблагоприятным погодным условиям в Москве и Санкт-Петербурге – основных центрах онлайн-коммерции.
Интересной тенденцией, наблюдаемой нами, стала высокая доля заказов ювелирных украшений и шуб в начале января. Кроме того, интересно, что и процент отмененных заказов вырос в этот период и доходил до 30–35 %, тогда как в обычное время он не превышает 10 %. Значительно увеличилось и количество импульсных покупок дорогих товаров как онлайн, так и в традиционной рознице», – прокомментировал президент АКИТ Алексей Федоров.
Занимали на отдых, украшения и шубы
В одном из крупных федеральных банков отметили, что в первые дни января 2018 года рост операций по картам по сравнению с аналогичным периодом 2017-го составил 12 %.
В этот период держатели карт путешествовали, судя по количеству операций по картам, в такие страны, как Белоруссия, Финляндия, Франция, Польша, Германия. Самыми популярными сегментами для новогодних трат за рубежом стали «размещение в отелях», «рестораны», «магазины одежды», «супермаркеты» и «сувенирные магазины».
Аналитики банка также рассмотрели статистику запросов по потребительским кредитам перед Новым годом. В преддверии праздников банк наблюдал всплеск запросов на кредиты наличными. Так, в декабре 2017-го спрос вырос на 8 % по сравнению с ноябрем. «В предновогодние дни клиенты занимают на отдых, ремонт и подарки, среди которых чаще всего называются техника для дома, ювелирные украшения и шубы из натурального меха. Средняя сумма такого предновогоднего кредита 107 тысяч рублей», – рассказали в пресс-службе банка.
В праздники много читали и путешествовали
В новогодние каникулы россияне читали книги и путешествовали. К такому выводу пришли аналитики «Яндекс.Денег», изучив траты пользователей в начале января.
По информации «Яндекс.Денег», в минувшие праздники на книги люди тратили больше, чем, например, на традиционное для этого периода развлечение – кино. Так, средний чек любителей почитать составил 2185 рублей, киноманов – 680 рублей. Те, кто в каникулы решил попутешествовать, предпочитали делать это по воздуху. В начале января по сравнению с таким же периодом 2017 года количество покупок билетов на самолеты выросло примерно на 10 %. На поезда оно, наоборот, уменьшилось на 7 %.
Россияне устали от кризиса
И все же эксперты считают, что рост новогодних расходов не означает оживления экономического спроса, и связывают праздничную расточительность просто с усталостью от кризиса.
«Новогодние праздники традиционно в нашей стране в течение многих лет широко отмечаются, и затраты населения в этот период, как правило, выше. Да, во время экономического кризиса граждане урезают расходы. Однако в условиях снижения уровня жизни людям крайне нужны позитивные эмоции. Они часто связаны с приобретением каких-то вещей, которые выходят за рамки строгой необходимости, что приводит к дополнительным расходам», – поясняет руководитель стратегических проектов CAF Group Валентин Островский. Говорить же о каком-то стабильном росте потребительских расходов на примере новогодних трат россиян пока не приходится, как и о каком-либо значимом оживлении экономики.
– Скорее, можно говорить об изменении мнения наших сограждан относительно прогнозов на будущее в пользу более оптимистичных настроений и некотором ослаблении режима жесткой экономии, – говорит эксперт.
Тенденции в экономике свидетельствуют о том, что намечается спад потребительской активности, считает начальник отдела брокерских операций РосЕвроБанка Евгений Волков.
– Многие тенденции в экономике говорят, что намечается спад потребительских расходов россиян. Увеличение суммы общих трат на праздник говорит не столько об увеличении количества покупок, сколько о локальном росте цен на товары и услуги в новогодние каникулы. Ведь конец декабря и начало января традиционно считаются самыми прибыльными месяцами для торговли, – рассуждает он.
Автор: Евгений СИДОРОВ