Железнорожденные обретут ли счастье?

Что делает трагедию столетней давности актуальной сегодня

17 янв. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4265 от 17 янв. 2018

Премьерой спектакля «Васса» Приморский академический театр имени Горького завершил предыдущий календарный сезон и открыл новый. И об этой «Вассе» будут говорить. 

Столь ответственную постановку главный режиссер и худрук театра Ефим Звеняцкий доверил Вадиму Данцигеру, хорошо знакомому театралам Приморья по другим работам: «Один день из жизни Мордасова», «Женитьба», «Заповедные дали», «Эдит и ее демоны». 


Режиссер выбрал первую редакцию «Вассы». В этом варианте пьесы Максим Горький не стремился поставить на главное место социальный, классовый – между «буржуями» и «революционерами» – конфликт, а вывел на первый план семейную драму, в которой ставятся непростые нравственные вопросы.


Именно такой спектакль и задумал Вадим Данцигер, о чем он говорил еще до премьеры, именно в этом ключе разбирал пьесу с артистами. Удалось ли режиссеру и актерам задуманное? Да, без сомнения.


Любой грех ради дела?


Дом Железновых, на первый взгляд, крепок, основателен, незыблем и спокоен. Купечество в России, как сегодня сказали бы, имидж свой на том и строило: на основательности, неспешности, умении вести дела солидно да разумно. 


Вот Васса – сразу видно, что в доме она настоящая хозяйка, властительница и госпожа, все по ее указке делается, все по задуманному ею вертится. Вся семья под одной крышей: муж, два сына с женами, брат мужа и даже дочка управляющего в невестках. Все вроде складно да ладно… Отчего же Васса такая напряженная, натянутая как струна, отчего в ней чувствуется такой страх и в то же время боль?


А все, как всегда, не так, как кажется. И муж, который месяц при смерти лежит, а все, как замечает язвительно братец его Прохор, помереть не решается. И сыновья выросли совсем не такими, как мечталось Вассе: Семен – тряпка и подкаблучник, тихий подлец, мечтающий вырваться из-под матушкиной опеки, Павел – кособокий, инвалид, затаивший злобу на весь мир, все перед ним вроде как виноваты. И от брата мужниного никакой подмоги, того и гляди, еще и мешать станет. 


А главное – дело, как сегодня сказали бы, бизнес вот-вот рухнет, вот-вот все прахом пойдет. В чьи руки его передать, на кого надеяться, в ком видеть опору и будущего главу семьи? Нет такого у Вассы, просто нет. Вот и приходится бороться за самое главное, за дело всеми возможными способами. 


Заслуженная артистка России Светлана Салахутдинова в роли Вассы органична и естественна. Ее героиня, как написали бы во времена оны, продукт своего времени и окружения, не могла Васса стать иною с ее опытом жизни.


«Меня вот никто не жалел. Как Захар банкротиться затеял, была я Павлом беременна, на шестом месяце, – говорит Васса, рассказывая о своей молодости. – Тюрьмой, судом дело пахло: мы о ту пору под заклад тайно деньги давали. Чужого добра полны сундуки, все надо было спрятать, укрыть. Я говорю: «Захарушка, погоди! Дай мне ребенка-то родить!» А он как зыкнет… Да! Так и возилась я в страхе-трепете месяца два…»


Вот и вышла из таких передряг железная Васса Железнова, женщина, которой важнее убрать с дороги (в монастырь, навсегда) убогого сына, мечтающего поделить оставшееся от отца наследство и жить самостоятельно. И уберет ведь! Не чурается Васса ничего: ни шантажа, ни подкупа, ни убийства. Пусть и не своими руками. Много грехов принимает она на душу, ой, много. И к великой своей цели – сохранению дела идет она по головам сыновей, родных, слуг…


Но все же Светлана Салахутдинова наделяет свою героиню очень человеческими чертами. Временами в этой железной женщине все же прорывается мать, бабушка, прорывается нечто настоящее и нежное. Пусть ненадолго, но все же…


С волками жить…


– На мой взгляд, в этом спектакле, в пьесе нет ни одного положительного персонажа, но при всем этом каждого из них мне жалко, – подчеркивал Вадим Данцигер. – Я надеюсь, что и зритель будет испытывать к этим персонажам подобное чувство, понимая при этом, что каждый из них обуреваем негативными чувствами…
 Режиссеру удалось передать свое видение актерам, и в каждом персонаже есть нечто очень нежное, человеческое.


Вообще, актерский состав спектакля очень сильный: Анна – Александра Аубекерова, Семен – Сергей Лисинчук, Павел – Константин Суворин, Наталья, жена Семена, – Марина Волкова, Людмила, жена Павла, – Валерия Запорожец, Прохор Железнов – Максим Клушин, Михайло Васильев – Денис Неделько. И каждый из актеров производит сильнейшее впечатление своей работой.


 Отлично вписались в труппу недавно перешедшие в театр имени Горького Сергей Лисинчук и Максим Клушин. Семен в исполнении Лисинчука одновременно жалок и трогателен, он и бесхребетный, и подлый, но зрителям ясно, что не мог такой характер вызреть сам по себе, нет, его создало все то же окружение. Дядя его, Прохор, в исполнении Клушина вызывает в зале взрывы то смеха, то негодования: он прожигает жизнь и не стесняется этого, вот только на десять ходов вперед Вассы просчитать не сумел, за то и поплатился.


Убогий, таких еще называют юродивыми, Павел (Константин Суворин) удивительно созвучен современной эпохе: этот жалкий, склонный к садизму персонаж мог бы отлично вписаться в любую «олигархическую» семью, где любовь к родным давно заменена любовью к деньгам. Но в то же время как пронзительно звучит его реплика: «Маменька – мне стыдно, мне – нестерпимо… помоги как-нибудь, ведь ты меня любишь, я знаю… мама!»


Буквально заблистал в роли Михайло Васильева Денис Неделько. Здесь кстати пришлись статность и фактурность актера, его управляющий в доме Вассы – личность значительная и далеко не самая последняя. Как тонко и почти незаметно звучит презрение в его голосе, когда он обращается к Павлу или Семену, как много темных дел проворачивает он вместе с Вассой и в то же время как страдает и волнуется за свою дочь Людмилу, чья душа все больше оказывается под влиянием распутного Прохора… 


Женщины рулят. Да куда?


Женские образы – Васса, Анна, Людмила, Наталья – здесь самые яркие, самые сильные. Собственно, чему удивляться: семью Железновых тащат на себе женщины, и нет этому конца. И даже героиня Марины Волковой, такая, на первый взгляд, святоша, дуреха и ханжа, отнюдь не так уж проста и безобидна. Да, против Вассы ей не выстоять, желаемого – жить с мужем на причитающуюся долю наследства отдельно от свекрови – не добиться. Но при этом удалось же ей тихой сапой забить супруга под каблучок, втемяшить в его голову свои идеи. 


Да, женщины в этой семье – у руля, другое дело, что очень уж давит на плечи этот крест…


Героини Александры Аубекеровой и Валерии Запорожец – дочь Вассы и ее невестка – словно две стороны одной сильной женщины. Каждая из них понимает, что дело – это деньги, сила, власть. Недалек тот день (и это легко читается по ходу спектакля), когда эти бывшие подружки, выросшие вместе, будут всерьез биться за главенство в семье, и за кем будет победа – предсказать невозможно. В Анне силен вассовский дух, закалена она и событиями своей, далеко не простой, жизни, излечившей некогда полную романтических мечтаний девушку от любого намека на романтику. Людмила тоже прошла собственные университеты внутри семьи – от замужества за нелюбимым до распутных кутежей. Но в каждой из них ощущается стержень. Не зря за секунды до финала на сцене остаются именно эти трое: Васса, Анна, Людмила. Им вести дальше этот корабль. Только вот куда он приплывет? Не станет ли «Летучим голландцем»? 


В этом смысле финал спектакля, где дети Вассы играют в безвоздушном пространстве, о многом говорит. Не будет любви и счастья там, где они давно уже не живут… 


 Вадим Данцигер сумел сделать пьесу Горького современной и злободневной. Да, на сцене дамы в платьях с турнюрами и обстановка купеческого дома начала прошлого века (здесь стоит особо отметить отличную работу сценографа и художника по костюмам Андрея Климова), но все, что происходит в «Вассе», могло случиться (а кто знает, может, и случается) и сегодня, в наше время. Разве мало тех, кто поклоняется золотому тельцу, кто совершает подлости, кто искренне считает самым важным в жизни бизнес? 


Уходя после спектакля домой, зритель будет задумчив. И не о реалиях страшного прошлого будут его мысли, а о другом: так ли мы, сегодняшние, живем, как следовало бы? Живем ли так, чтобы из нашего дома не ушло навсегда счастье?

    

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ