Штирлиц! А вас мы попросим остаться…
Первый в России памятник легендарному, хоть и вымышленному, разведчику появился во Владивостоке
«Еще никогда Штирлиц не был так близок к провалу», – шутят владивостокцы, проходя мимо угла дома № 8 на Светланской. Сильные ветры, бушевавшие в городе совсем недавно, сорвали пленку с закрытой на некоторое время от взглядов публики арки в этом здании – и всем стало видно, что здесь теперь находится памятник разведчику. Тому самому, штандартенфюреру…
«В молодые годы Отто фон Штирлиц (настоящее имя – Всеволод Владимиров), самый знаменитый разведчик советской литературы и кино, жил и работал во Владивостоке. Здесь он был известен как Максим Исаев. Жил на улице Полтавской, отдыхал на Седанке, вечерами любил посидеть в ресторане «Версаль»…» – написано на памятнике. И всем сразу ясно, почему для установки этого нового арт-объекта выбрано здание на Светланской, 8. Потому что напротив – та самая гостиница «Версаль».
Пока что официально памятник не открыт, но в администрации Владивостока сообщили, что церемония состоится в скором времени.
О том, что в столице Приморья может появиться памятник Штирлицу, «В» писал еще пять лет назад. Тогда художник Павел Шугуров, будучи начальником отдела дизайна городской среды администрации Владивостока, рассказывал корреспонденту «В» о многочисленных планах по созданию новых арт-объектов в нашем городе: «Есть целый список идей, кому и чему можно установить памятник во Владивостоке. Тут и Корюшка, и Сонька Золотая Ручка, и Штирлиц, и правый руль.
Вот, кстати, эскиз памятника Штирлицу. Как видите, это скорее памятник разведчику вообще, человеку с двумя обликами. Это не столько памятник, сколько рельеф с подсветкой. Пока очень трудно найти место этому объекту. Гостиница «Версаль», чье здание оказалось связанным, так сказать, с Максимом Исаевым-Штирлицем волею Юлиана Семенова, и почти все здания в этом районе города – памятники архитектуры, к которым, как выясняется, нельзя даже рельеф приставить».
С 2012 года, когда были сказаны эти слова, прошло довольно много времени, и казалось, что памятник Штирлицу так и останется просто идеей. Но…
– Пусть не сразу, но мы смогли воплотить идею в жизнь, – сообщил Павел Шугуров на днях. – Вообще, все началось в 2010 году, когда идею и эскиз памятника предложил Всеволод Древло – владивостокский скульптор, отучившийся в Питере, очень талантливый. Мы стали искать деньги и согласовывать установку с собственником здания. Все это затянулось. Потом начались пертурбации во власти. Но дело тихонько двигалось. Я сделал дизайн по эскизу Всеволода (к сожалению, в 2011-м он трагически погиб в ДТП), нашлись спонсоры. Подчеркиваю: памятник изготовлен на деньги меценатов и установлен тоже не за счет городской казны, все без бюджетных затрат.
Отмечу, арт-объект еще не завершен окончательно. Предполагалось, что, когда немного потеплеет, к нему подведут подсветку и именно она будет подчеркивать двойную сущность любого разведчика, темную и светлую. Но ветер и вандалы сорвали покров с арт-объекта и обнажили его – что ж, во всем свои резоны, будем дорабатывать уже как есть.
Вообще, я считаю, что установка этого памятника делает честь Владивостоку. Наш город – город творчества, и только в таком месте идеи могут воплощаться даже после смерти их автора. Я считаю это очень важным!
Справка «В»
Советский разведчик Всеволод Владимиров – герой 14 романов Юлиана Семенова (от «Бриллиантов для диктатуры пролетариата» до «Бомбы для председателя»). Его оперативные имена – Максим Исаев и Отто фон Штирлиц. В первом произведении, «Бриллианты для диктатуры пролетариата», Владимиров в 1920 году внедрился к белогвардейцам, в 1922-м уже эвакуировался из Владивостока в Японию, а после – в Харбин, о чем повествуется в романе «Пароль не нужен». Кстати, по этой книге в 1967 году был снят одноименный фильм, где Владимирова-Исаева играл Родион Нахапетов. Картина снималась частично во Владивостоке, в том числе в гостинице «Версаль» (тогда – «Челюскин»).
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ