«ВиБиСи» отмечает юбилей

Радио для тех, кто любит жизнь: 25 лет в эфире

3 янв. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4260 от 3 янв. 2018
4.jpg

Нужно добавить к таланту дерзости и немного самоиронии

Первого января под звон бокалов и новогодние тосты свой день рождения отметил коллектив радио VBC. Легендарному радио исполнилось 25 лет! 

 

Четверть века – солидный возраст для СМИ. За это время «нахаленок» VBC, посмевший бросить вызов государственному радиовещанию, сам стал мэтром, демонстрирующим, что такое качественный эфир. «В» попросил тех, кто создавал легенду Владивостока, вспомнить, как это было. 


Доверяли как себе 


– На VBC я пришел в начале февраля 1993 года вместе с Максимом Лившицем, – рассказывает Алексей Михайлов. – Нас пригласил в рекламную группу работавший там однокурсник Саша Михайлов. Кроме него рекламные тексты для ведущих писали Сергей Нелюбин и Валерий Демин. С нашим приходом группа выросла до пяти человек, но потом Сергея и Сашу перевели на другие направления. А поскольку поток рекламы рос как снежный ком, Сергей Балакин, коммерческий директор и совладелец радио, принял эпохальное решение: впервые во Владивостоке провести публичный кастинг рекламных талантов. В итоге мы получили в помощники настоящие дарования. Начальником этой веселой команды назначили меня. Ежедневно мы сочиняли для ведущих несметное количество текстов коммерческих объявлений, а вот аудиоролики тогда были редчайшим явлением. Так продолжалось до конца 1994-го. 


Кстати, первый рекламный ролик, точнее музыкальный джингл, мы записали благодаря музыкальному руководителю театра имени Горького Виктору Либерскому. Сергей Нелюбин организовал процесс в его студии, я наиграл основную тему и напел текст: 


Сколько света в тех словах, 
Что мы с тобой напишем мелом, 
Все тревоги станут пеплом, 
Улыбнись, не унывай. Hi Lite. 


А Либерский буквально за полчаса накидал приличную аранжировку на синтезаторе. Это был первый джингл не только на VBC, но и вообще во Владивостоке. 


Еще одним ноу-хау VBC стали джинглы о радио. Сейчас это называется вирусной рекламой, мы же дошли до этого сами еще четверть века назад. Причем сочиняли их с большой долей озорства. Два из них – «Ненавижу VBC» и «VBC – душераздирающее зрелище» – мгновенно разошлись среди слушателей и еще долго цитировались, даже после того, как были сняты с эфира. Что приятно, люди поняли наш месседж: мы не звезды и легко смеемся над собой. И с удовольствием смеялись вместе с нами. 


В те годы удостоверение сотрудника радио VBC можно было сравнить с волшебной палочкой: любые двери открывались, товар даже в ночных ларьках отпускался в кредит, и мы ходили безбоязненно в самые злачные места города. Магическое было время, полное надежд, открытий и перспектив. Бедное, дурное, но очень-очень счастливое. Помню, как нам в марте 1993-го выдали премию… куриными яйцами! Заказавшие у нас рекламу торговцы яйцами за день распродали весь пришедший к ним состав с товаром. И в качестве благодарности (а может, это был бартер) подогнали нам чуть ли не грузовик с этим добром.      


Трудности перевода


– Я пришел на VBC в 1994 году в качестве редактора, а ушел 11 лет спустя уже программным директором. За эти годы там случалось много смешного и грустного. Всякого. Жизнь в 90-х была такая. Разная. Веселая и нищая. Гремучее сочетание! – вспоминает Андрей Хаустов. – Коллектив был просто потрясающий. Все – личности неординарные, через одного – гении. Это производило синергетический эффект. И что ни день, то история. Многие из них сохранились в «Цитатнике» – сборнике из полутора тысяч хохм – ироничных замечаний, забавных ситуаций и совершенно абсурдных историй в духе «Записных книжек» Довлатова. 


Одна из них произошла в 1994-м. Наш рекламный агент Костя Ягодин принес платежку, в которой от руки было коряво начеркано: «Продаются соки, водка и печенье «Спосорал». Отдал и убежал дальше клиентов искать. А изумленным Максиму Лившицу и Юре Гончарову, которые не смогли найти ни менеджера, ни Ягодина, пришлось писать рекламный ролик, расписывающий достоинства печенья с непонятным названием «Спосорал». Два дня это объявление крутилось в эфире, пока тревогу не забил Сергей Еронин. Он сказал, что такого печенья в природе точно нет. Ситуацию разъяснил вновь появившийся Ягодин: слово «Спосорал» надо читать не по-русски, а по-английски – «Chocopie»!


Перечитывая сегодня эти истории, понимаешь, насколько изменилось все вокруг, да и мы сами тоже. Подумать только, четверть века прошло…


Разместите, снимите, разместите!


– Меня на VBC сосватал Эдуард Рябкин. Руководство поручило ему найти «хорошего человека» на место специалиста по связям с общественностью, пообещав премию в $100. Я «кратко, ярко и лаконично» изложил Сергею Балакину, чем хочу заниматься, то есть за что хочу получать зарплату, и тут же был принят, – говорит  Кирилл Потапенко. – При этом я не скрывал, что за спиной у меня багаж в виде незаконченного высшего образования (5-й курс истфака) и прочитанная книжка-букварь Сэма Блэка «PR – что это такое?».  


Затем я перешел в отдел рекламы. Это была настоящая dream team – команда мечты, благодаря которой на VBC продажи взлетели до невероятного уровня. Рекламы было не просто много, а очень много. Все говорили о ее высокой эффективности, поэтому хотели разместиться именно у нас. Доходило до того, что рекламодатель, разместив заказ на две недели, возвращался через пару дней с просьбой снять ролик с эфира, потому что вся партия товара уже разошлась. А через неделю приходил вновь, чтобы прорекламировать следующую партию. 


При этом мы позволяли себе пошутить в эфире. К примеру, слоган «Станет добрым злой кальмар в холодильнике «Голд Стар» не был заказом от торговцев бытовой техникой. 


Даже сейчас, 25 лет спустя, я с радостью вспоминаю те годы и благодарен VBC, что связал свою жизнь с коммуникациями, хотя тогда мы их называли просто рекламой. 


Метаморфозы роста


– Я за эти годы успел поработать на VBC трижды, поэтому на моих глазах прошли все три стадии его становления, – считает Сергей Нелюбин, первый главный редактор VBC. – Вначале новое радио делали, говоря языком бизнес-коучеров, молодые волки – яркие, талантливые личности, ориентированные на бизнес, которые стремились учиться, зачастую друг у друга, очень мобильные и креативные. Не хватало разве что организованности и слаженности. Главное, что никто не хотел останавливаться на достигнутом, потому развитие радио было таким стремительным. 


Во второй мой заход в 1998-м уже явно прослеживалась следующая стадия развития – «дойная корова». Радио захватило большую долю рынка, и его развитие как СМИ заметно замедлилось. Но в коллективе оставалось еще много старожилов – и в рекламе, и в эфире. Являясь лидером в своей отрасли, VBC получало достаточную прибыль, для того чтобы удерживать на рынке свои конкурентные позиции. 


Третья стадия, именуемая «динозавр», говорит сама за себя: вернувшись в 2003-м, я увидел настоящего монстра. Неповоротливого и огромного – в штате было порядка 70 человек, а всего в коридорах на Уборевича крутилось более сотни сотрудников. Радио уже тогда, на мой взгляд, стало легендарным, просто никто в тот момент этот слоган не решился использовать. 


Кстати, одна из легенд радио связана с оплатой труда. Нас никогда не кидали, и однажды тогдашний гендиректор Игорь Шмаков даже продал только что купленную новенькую «Тойоту», чтобы вовремя выплатить зарплату сотрудникам.     


Девальвация рубля создавала нашим рекламным агентам массу проблем, одна из них – обилие наличных денег. Девушки звонили в отдел рекламы и чуть не плача просили прислать за ними машину: «У меня пакет прозрачный, я не повезу такую кучу денег на трамвае!» Чтобы было понятно, о какой куче идет речь, приведу пример. За рекламную кампанию заказчик заплатил по тем деньгам (до деноминации 1998 года) 20 млн рублей. Наличкой. Получился огромный баул, с таким обычно рисуют Деда Мороза на новогодних открытках. Этот «мешок подарков» я еле допер до работы. А когда волок его по коридорам Дома радио, корифеи Приморского радио не скрывали жгучую зависть: мол, мы здесь миссией великой заняты, а вы бабки пришли зарабатывать.


Мы к этому относились философски. Потому что коллектив у нас подобрался на редкость талантливый. И это не высокие слова: большинство выходцев из радио VBC достигли высот практически во всех отраслях. Многие уехали в Москву и успешно трудятся, среди оставшихся здесь есть и известные в крае политики, и руководители, в том числе культурных учреждений, и основатели знаковых бизнес- и социальных проектов.


Легенда и современность


– Наше радио легендарное хотя бы потому, что за 25 лет, что VBC в эфире, нас слушают и любят уже три поколения владивостокцев, благодаря чему наш бренд стал одним из самых узнаваемых в городе, – акцентирует Юрий Грушин, исполнительный директор и главный редактор радио VBC. – В 1993-м мы были первооткрывателями коммерческого радиовещания во Владивостоке. Создали новый формат, который не могли себе позволить государственные радиостанции. И так как у нас не было никаких образцов для подражания, мы все создавали сами, с нуля: форматы радиопрограмм и хит-парадов, идентификационные джинглы и анонсы, само понятие аудиоролика. Мы превратили эфир в струю свежего воздуха, разметавшего затхлый смог застоя. Это был настоящий прорыв в СМИ. С тех пор в городе появилось много коммерческих станций, зашли в эфир и сетевые, но мы так и остались первыми.


Мы выдаем в эфир исключительно качественный продукт. И сделать лучше вряд ли у кого получится: у нас одни из лучших ведущих, отличная музыка, производство программ и рекламы всегда на высоте. Эту планку мы не собираемся понижать, чтобы и дальше дарить людям радость от прослушивания нашего эфира. 


Наш музыкальный контент – это рок и околороковая музыка, включая золотые хиты, в том числе и эстрадные. Но вы не услышите у нас ни шансон, ни попсу. Потому что наш формат – это своего рода дорогой глянец, рассчитанный на взрослого, уверенного в себе, состоявшегося и не обозленного на мир слушателя. У которого уже нет ветра в голове, он не мотается из стороны в сторону в поисках себя. Он доволен и радуется жизни. Потому один из наших слоганов звучит так: «Радио для тех, кто любит жизнь». 


У нас сложилась не просто сплоченная команда, мы, скорее, большая и дружная семья, в которой каждый старается, чтобы его дом – радио VBC – был самым лучшим, самым привлекательным. И мы всегда рады нашим гостям, которых встречаем на волне 101.7 FM!

 

Автор: Вадим КОЧУГОВ