Банки не хотят мелочиться
Граждан призывают избавляться от монет
Банк России обратил внимание, что количество монет в обращении на одного гражданина РФ примерно в 1,5 раза превышает уровень обеспеченности монетой в еврозоне. Корреспондент Банки.ру Анна Пономарева выясняла, зачем наши соотечественники упорно собирают железные деньги и почему это так волнует регулятора.
«В литровую банку монетами помещается 7 тыс. рублей»
Жизнь – копейка
Банк России рекомендовал кредитным организациям стимулировать население сдавать денежную мелочь, так как количество монет различных номиналов в обращении в значительной степени превышает потребность в них населения. При этом заказы на изготовление Гознаком монет номиналами 1 копейка и 5 копеек Банком России уже не размещаются, говорится в ответе ЦБ на вопросы банкиров, опубликованном на сайте Ассоциации российских банков.
– Кредитным организациям рекомендуется проводить работу с клиентами о необходимости сдачи монеты в кассы кредитных организаций, рассмотреть возможность оснащения помещений кредитных организаций техническими средствами (c монетоприемными модулями), а также их установки в крупных торговых организациях, – дал ЦБ рекомендации кредитным учреждениям.
Кому мешает мелочь?
Монеты выгодно чеканить, потому что они дольше служат, но инкассация мелочи для банков – источник трат, от которых они бы хотели избавиться.
По состоянию на 1 октября в обороте находилось наличных средств на общую сумму 8,905 трлн рублей, из которых монеты составляли 0,09 трлн, то есть 90 млрд рублей.
– На момент отказа от чеканки монеты номиналом 1 копейка стоимость ее производства с учетом затрачиваемых материалов превышала 450 % номинала. Себестоимость производства монеты 1 рубль – 60 % номинала, 2 рубля – порядка 45 %, 5 рублей – 25 %… В целом чем выше номинал монеты, тем выгоднее ее чеканить. Монеты в отличие от банкнот служат дольше, благодаря чему мы уже имеем пяти- и десятирублевые монеты вместо банкнот образца 1997 года, – рассказал член президиума СРО «Мир» Александр Шустов.
По его словам, помимо затрат на производство необходимо учитывать тот факт, что монеты нуждаются в транспортировке.
– Даже копейка – это денежный знак, такой же, как и банкнота номиналом 5 тысяч рублей. Следовательно, и на нее распространяются все те же правила транспортировки. А теперь представьте, что на руках у населения находится денежных средств на 90 миллиардов рублей монетами, которыми ежедневно расплачиваются за товары и услуги, которые попадают в кассовые аппараты и, как следствие, передаются инкассаторам. Рынок инкассаторских услуг в России низкоконкурентный, поэтому стоимость услуг инкассаторов достаточно высока. Получается, что банки вынуждены оплачивать транспортировку мелочи за свой счет, что им по понятным причинам совершенно невыгодно, – объясняет Шустов.
Монеты неудобны и для торговых сетей. Поэтому ретейлеры стараются минимизировать их использование.
– Многие торговые сети выстроили свою политику так, что железные монеты остались не у дел. Вести расчет на них долго и потом пересчитывать – тоже. Поэтому Центробанк решил постепенно убрать из обращения монеты. Но полностью отказаться от монет не получится, пока граждане продолжают рассчитываться наличными деньгами, – указывает заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин.
Сдай монеты – получишь шапочку
– Для банков процедура сбора монет с последующей их передачей в уполномоченный орган «для утилизации» – это скорее дополнительная головная боль. И поэтому придумать какие-то суперстимулирующие меры кроме как обслуживание вне очереди сложно. Можно, конечно, еще выдавать брендированную продукцию банка, например календари, или попытаться совместить процедуру сдачи монет с привлечением в какие-нибудь уже проводимые маркетинговые акции банков. Например, «открой вклад и сдай монеты – получишь зимнюю шапочку и бесплатную карту банка», – предлагает валютный стратег ГК TeleTrade Александр Егоров.
В «Ренессанс Кредите» придумали, как стимулировать клиентов сдавать мелочь: предложили им обслуживание вне очереди.
– Мы осуществляем обмен мелочи на купюры в соответствии с нормативными требованиями ЦБ. Клиенты, желающие пополнить вклад или погасить кредит мелочью, обслуживаются вне очереди, – сообщили в пресс-службе банка.
Мужчины снисходительны к копейкам
В торговых центрах стали появляться автоматы, в которых можно поменять мелочь на бумажные деньги. Как рассказала Банки.ру директор по маркетингу монетной компании «Развитие» Полина Медведева, самую большую проблему для людей представляют 1-, 5- и 10-копеечные монеты, поскольку их труднее всего пристроить. Но чаще всего сдают 1- и 2-рублевые монеты.
– Мелочь накапливают больше всего мужчины, потому что у них часто в кошельке отсутствует отделение для монет, да и вообще само отношение к мелочи у мужчин часто несколько снисходительное. Она им мешает, ее неудобно носить, но и выбросить тоже жалко – все-таки деньги. Так монеты и складываются в коробку или, например, бутылку из-под виски. Женщины более внимательны, экономны и рачительны, поэтому они меньше накапливают мелочь. Но именно они часто приносят в наш терминал накопленную их мужьями мелочь. Еще, конечно, накапливают дети в копилках. Бывает, что люди целенаправленно откладывают по 5–10 рублей в день, и накапливается солидная сумма, которую потом они хотели бы потратить на что-то полезное или приятное, – говорит Полина Медведева.
По ее словам, в литровой банке можно накопить приличную сумму.
– Мелочь скапливается. Пристроить ее довольно сложно. Но мелочь – это тоже деньги. В наше время очень важно уметь разумно использовать все ресурсы. Мало кто знает, что в литровую банку монетами помещается 7 тысяч рублей. И это уже немаленькие деньги, – рассказывает Медведева.
Автор: Отдел экономики «В»