Приемыши семьи Романовых

Их можно сфотографировать, покормить и даже потрогать. Если хватит смелости

13 дек. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4249 от 13 дек. 2017

Зоосад в Соколовке – микрорайоне поселка Преображение Лазовского района – мог бы стать объектом внутреннего туризма, если бы нашлись спонсоры для его развития.

С удивительными обитателями – королевским питоном и обыкновенным удавом, красноухими черепахами, пушистой шиншиллой, чилийскими белками и другими млекопитающими и пресмыкающимися, которые не водятся в приморских лесах, а также с косулей и енотовидными собаками – можно познакомиться в домашнем зоосаде Сергея и Елены Романовых. 


Косуля – девочка без претензий 


Тонконогая косуля-двухлетка бегает по двору Романовых как обыкновенный теленок. Абсолютно не боясь людей. Когда она была совсем маленькой, в лесу ее – оставшуюся без матери – погрызли собаки. Раненое животное запросто могло для кого-то превратиться в шурпу. Чтобы спасти бедолагу от кастрюли, Романовы забрали косулю к себе и назвали ее Мими. 


Елена работает медсестрой в местной больнице. Так что выхаживала Мими вполне профессионально – колола ей антибиотики, делала перевязки, кормила буквально с ложки. Поэтому животное признает только ее. Сергей от медицины далек – работает на рыбокомбинате. Он лишь наблюдал за процессом, не вмешиваясь в него, но полностью поддерживая супругу в ее начинаниях. У Романовых подрастает дочь Даша. Она еще маленькая и не может помогать родителям ухаживать за питомцами. Хотя и пытается. 


– Когда косуля попала к нам, у нее почти до кости были ободраны ноги и сорвана шкура на заду. Надевали ей подгузники, иначе бы она себе все ободрала. Сейчас ран не видно – все зажило и заросло. И ногу уже не тянет. Сначала мы ее привязывали, как строптивую козу. А сейчас ошейник ей не нужен, никуда со двора не уходит, – улыбается Елена. 
Как бы подтверждая слова своей второй матери, дикое животное (впрочем, какое оно уже дикое?), не опасаясь посторонних людей, демонстративно нарезало круги по двору и красовалось перед объективом фотоаппарата. Как бы показывая, кто здесь гость, а кто истинная хозяйка. И еще – что ей здесь хорошо и комфортно. 


– Поначалу я волновалась: как она будет зимой на улице ночевать? Не замерзнет ли? Думала: надо строить сарай для ночлега. А потом до меня дошло: она ведь в лесу жила, спала в сугробе. Так и здесь случилось. Мы нагребли для нее ворох сена, а она завалится в кучу снега и храпит. У нее во дворе несколько лежек, где захочет, там и упадет. Наша девочка без претензий, – смеется Елена. 


Еще был у Романовых Лютик – пятнистый олень, у которого браконьеры убили мать. Его, почти замерзшего, подобрали местные жители и передали Романовым. Елена тоже кормила его из бутылочки. Когда олененок окреп, его передали на мараловую ферму, организованную недалеко от поселка Лазо.


Чем меньше, тем вреднее


Но самым первым питомцем супругов Романовых был темный тигровый питон. Теплолюбивое земноводное из далекой Африки Елена купила в зоомагазине. Питон прожил три года и жил бы еще дольше, если бы его не накормили цыплятами-бройлерами из магазина. Инкубаторская птица оказалась накачанной антибиотиками, губительными для животных. В тот год в Лазовском районе, говорят, по этой же причине погибло много собак и кошек, в том числе и элитных. Скандал был громкий, дело дошло до районной прокуратуры, но чем закончилось, неизвестно. В то же время люди ели вареных и жареных бройлеров и без последствий. 


…Енотовидные собаки Марфа и Джина поселились у Романовых год назад. Остальные их сородичи погибли под колесами машины, когда мамаша семейства переводила свой выводок через дорогу. Девочки уже детородного возраста, но самца у них нет. И отпускать их в лес тоже нельзя. Марфа и Джина привыкли к неволе, к уходу и регулярному кормлению, не умеют охотиться, поэтому непременно вернутся к людям. И не факт, что не нарвутся на браконьеров, коих в этих местах предостаточно. Даром что Соколовка соседствует с Лазовским заповедником, где охота категорически запрещена. 


– В Соколовке енотовидные собаки очень часто перебегают дорогу целыми семьями, машины их давят, а щенки остаются. Добрые люди подранков подбирают и несут к нам. Потому что в квартире их держать невозможно: они жутко пахнут. Особенно летом. А у нас они живут в вольерах и на полном обеспечении. И будут жить до конца своих дней, – рассказывает Елена Романова. 


Енотовидные собаки, как и их обыкновенные собратья, прирученные человеком, с удовольствием поедают сухой корм, сырых кур и мясо. Более всего любят крольчатину. Кролики, кстати, живут здесь же в клетках, соседствуя с Марфой и Джиной. Пушистые комочки играют и резвятся, не догадываясь, какая участь им уготована. Как и крысам с хомячками, которых также разводят Романовы. Эти животные – кормовая база для пресмыкающихся. Кстати, кролики мясной породы очень миролюбивы и не кусаются в отличие от декоративных ушастых. Последние хоть и мелкие, но вредные. На памяти хозяйки зоосада случай, когда одного декоративного кроля пристраивали к пяти хозяевам. Поначалу его охотно брали, а потом отказывались: слишком агрессивен, нападает и кусается. 


Нет смысла вонять 


Теплолюбивых зверей Романовы держат дома. В предбаннике – в ящике – живет еж. Скоро его переселят в набитую сеном будку, где он будет почивать до весны. Рядом с ним, в выгородке со стеклом, живет хорек Маня. Она тоже из магазина и практически ручная. Маню можно потискать, не опасаясь укусов. На удивление хорек почти не пахнет. 
– Маню мы стерилизовали, и запах стал намного меньше. Ей уже нет смысла вонять и привлекать к себе самцов. Поэтому хорьков можно разводить даже в квартире, если подойти к этому делу грамотно. Впрочем, любое животное, если за ним правильно ухаживать и мыть, практически не будет пахнуть, – говорит Елена. 


Если вам хочется завести пушистого друга, Елена советует разводить чилийских белок. Их тоже можно купить в зоомагазинах. Эти животные неприхотливы как в содержании, так и в кормлении. Зато человек получает огромное удовольствие от общения с ними. Белки поднимают настроение и отлично поддаются дрессуре. 


Красавицу шиншиллу Романовым отдали прежние владельцы зверька: самец умер и самка затосковала. Но на новом месте, в новой обстановке девочка ожила и даже стала позволять брать себя на руки. 


Дорогостоящие удав обыкновенный по кличке Тудик и королевский питон тоже презенты. Когда-то у них были другие хозяева, но потом «гады ползучие» стали не нужны и, как это часто случается, от них избавились. К счастью, животные попали в хорошие руки. Сергей изготовил террариумы для змей и красноухих черепах. 


Зоосаду нужны спонсоры 


Познакомившись с такой армией диких, но уже одомашненных животных, задаешься вопросом: как и чем кормить эту ползающую, кусающуюся и царапающуюся ораву? Наверняка накладно. 


По словам Елены, на содержание зоосада уходит большая часть их семейного бюджета. Только енотовидные собаки съедают за день 1 кг куриных лапок, а это 60 рублей. Вроде бы немного, но в месяц это уже 1800 рублей. Из рыбы предпочитают горбушу. 


– Иногда у нас случаются проблемы с деньгами. Но животные всегда сытые – это святое, – говорит хозяйка зоопарка. 


Местные жители иногда подбрасывают овощи, благо здесь у всех свои огороды. Сухие корма Романовы покупают не самые дорогие. Плюс, к примеру, хорек, еж и крысы с удовольствием едят корм для кошек. И прекрасно себя чувствуют. Но вот в меню шиншиллы только орешки, семечки и зелень. 


– Для чего нам вся эта живность? – переспрашивает девушка. – В первую очередь для себя, для души. Мы с мужем любим животных. У кого-то кошечки, собачки, но это все обыденно. А у нас косуля, удав, питон, черепахи, еж. За рыбками и черепахами можно наблюдать часами и не надоест. К нам приходят дети целыми классами. Ребятам это очень интересно. Они, к примеру, могут взять в руки питона или шиншиллу и погладить. А в полноценном зоопарке они лишены такого удовольствия. У нас, кстати, все животные проглистогонены, у всех ошейники от блох и ветеринарные паспорта, – заверяет Елена. 


Чтобы людям было удобнее общаться с их питомцами, Сергей сделал к дому пристройку, где в летнее время выставляются клетки и террариумы. Интерес к домашнему зоосаду Романовых огромный, и прежде всего у школьников младших классов. Где еще местная детвора сможет увидеть столько диковинных животных? Скажете, во Владивостоке, на станции Садгород, в домашнем зоопарке четы Асновиных. Согласен, там действительно есть на что и на кого посмотреть. Но до краевого центра 326 километров и почти 9 часов на автобусе. Это далеко, и не каждому такое путешествие по карману. Опять же не все дети переносят длительные поездки. 


А в Соколовке экзотические животные на расстоянии вытянутой руки. Детей сюда приводят с начала весны и до осени. И впечатления ребятишек хлещут через край. 


Конечно, Сергею и Елене хочется достойно встретить гостей и показать своих питомцев во всей красе. Но, чтобы содержать животных должным образом, Романовым необходима помощь. 


Если бы нашелся спонсор и взял бы их зоосад под свое крыло, помог бы со стройматериалом для клеток и вольеров или кормом, то со временем это была бы еще одна изюминка поселка Преображение. Даже Лазовского района. Как здешние бухты и пляжи с чистой водой и галькой почти идеально круглой формы. 


Отметим, хозяева зоопарка на станции Садгород тоже когда-то начинали с малого. А теперь их детище – туристическая фишка краевого центра. Или другой позитивный пример – страусиная ферма в Фокино, которую более 10 лет назад основал Валерий Королев, кстати, бывший житель Владивостока. Здесь всегда много желающих посмотреть на страусов, которые прекрасно живут и размножаются в нашем климате. Не говоря уже о сафари-парке в Шкотовском районе. Это уже фишка международного масштаба. 


Приходите же скорее, добрый доктор Айболит!


Преображению в срочном порядке необходим, уверяет Елена, реабилитационный центр, где животным оказали бы первую медицинскую помощь. К Романовым едва ли не каждую неделю приносят раненых зверей и пернатых со всей округи. Потому что Лазовский заповедник не принимает покалеченную живность. Случалось, привозили и медведя. 


А еще в Преображении необходим ветеринар. 


– У нас около семи тысяч жителей, у многих собаки, кошки, коровы, куры, а ветеринар за 90 километров в Лазо. И то не всегда к нам приезжает. Случись что, люди вынуждены вести животных даже во Владивосток, – сетуют супруги Романовы. 


Отсутствием Айболита озадачен и глава Преображенского городского поселения Вячеслав Пономаренко. Но, по его словам, в данный момент эта проблема нерешаема: в поселке нет свободного жилья. И когда оно появится, неизвестно. 


Между тем в Соколовке разрушается здание ликвидированной школы, где можно было бы организовать реабилитационный центр и обустроить рабочее место ветеринара. Все решаемо. Было бы желание у местной власти, депутатов районной думы и еще поддержка спонсоров. 


Владивосток – пос. Преображение – Владивосток 


Автор выражает признательность Ольге Николаевне Дробахе, корреспонденту газеты «Синегорье» за помощь в подготовке публикации.

   

Автор: Сергей КОЖИН