Сначала льготы, потом бурный рост

Как пополнить казну приморской столицы: мнения экспертов и предпринимателей

13 дек. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4249 от 13 дек. 2017

На минувшей неделе Дума Владивостока приняла бюджет муниципалитета на трехлетний период. Эксперты, да и сами депутаты, называют главный финансовый документ города «бюджетом сохранения, но не развития». По их мнению, столице Приморья достается слишком мало средств – намного меньше, чем, к примеру, Хабаровску или даже Южно-Сахалинску.

Как в стесненных финансовых условиях Владивостоку двигаться дальше: увеличивать ли траты на экономическое развитие или же, наоборот, сокращать все, что только можно? Об этом рассуждали гости программы «Разговор с Андреем Калачинским» на радио «Лемма».


– Бюджет Владивостока составляет около 11,5 млрд рублей, – сообщил Андрей Калачинский. – На мой взгляд, это крайне незначительная сумма для такого большого города. Она не позволит что-либо радикально изменить. Некоторые горожане хотят возвращения трамвая, почти все – строительства новых дорог и т.д. Исполнение всех этих идей – дело весьма дорогостоящее. Для сравнения: в Хабаровске, который по населению сопоставим с приморской столицей, бюджет больше на миллиард рублей! В Южно-Сахалинске при 200 тысячах жителей бюджет составляет почти 20 млрд рублей. А как развиваться Владивостоку, в котором практически не осталось промышленных предприятий?


В обсуждении темы приняли участие предприниматели Антон Скорик, глава Ассоциации резидентов свободного порта Владивосток (СПВ), и Руслан Галецкий, он также депутат городской думы. 


Новые механизмы


Антон Скорик начал с вопроса, который ближе ему профессионально, – с механизма СПВ.


– Закон о свободном порте действует уже два года. За это время резидентами СПВ в Приморском крае успели стать более 350 компаний. Большая их часть приходится как раз на Владивосток, – рассказал он. – Мы уже видим первые результаты. Некоторые резиденты либо уже начали операционную деятельность, либо находятся в так называемой инвестиционной стадии, то есть в стадии проектирования, строительства, решения земельных вопросов. 


По планам к 2022 году механизм СПВ предполагает создание 30 тысяч новых рабочих мест. А это значит и увеличение сборов по налогу на доход физических лиц (НДФЛ) – один из основных налогов, который пополняет бюджеты муниципалитетов. Так что перспективы достаточно хорошие.


Однако, как заметил Андрей Калачинский, налоговые льготы, предусмотренные режимами СПВ и территорий опережающего развития, дадут эффект в будущем, при этом в настоящем могут служить причиной снижения налоговых сборов. Антон Скорик возразил ведущему. 


– Те льготы, которые дает режим свободного порта, базируются на федеральных и краевых налогах, – подчеркнул эксперт. – Полпред президента в ДФО Юрий Трутнев на прошлой неделе подвел промежуточные итоги реализации этого механизма. По его словам, в федеральный бюджет уже перечислено 2,5 млрд рублей исключительно по проектам, осуществляемым благодаря новым налоговым режимам в Приморском крае. 


Что касается налоговых льгот, то за половину 2017 года льготой по имуществу воспользовались всего 13 резидентов. Льготой по прибыли – 23. Льготой по страховым отчислениям – 56 резидентов (в сумме у них 2400 работников). Механизм однозначно работает. Это видно по интенсивности привлечения резидентов. За год количество обращений в Корпорацию развития Дальнего Востока по поводу получения статуса резидента СПВ выросло в разы. 


Почему пустуют муниципальные квадраты


В ходе обсуждения вопроса, как увеличить бюджет Владивостока, удалось дозвониться до экс-депутата городской думы и одного из 56 претендентов на кресло мэра Александра Юртаева. 


– Ларчик открывается просто, – заявил экс-депутат. – В законе о местном самоуправлении есть конкретный список вопросов местного значения. В этом списке черным по белому написано, что администрация Владивостока должна заниматься не пополнением бюджета, а созданием условий для развития малого и среднего предпринимательства. 
 По моему мнению, малое и среднее предпринимательство – это колоссальный резерв города. Реализовать его можно только в том случае, если будут созданы комфортные для бизнеса условия. А у нас пока не так. Еще до прихода к руководству городом Игоря Пушкарева, при предыдущей администрации, аренда муниципальных помещений была повышена в 12 раз! К чему это привело? К стагнации развития малого предпринимательства. Насколько помню, сейчас более 2700 муниципальных помещений пустует. Мы не только морская, но и торговая столица. У нас люди привыкли сами себя обеспечивать и содержать. 


– Абсолютно согласен. Нам необходимо развивать малый и средний бизнес. И снижение арендных ставок на аренду муниципальных помещений может стать серьезным положительным фактором, – поддержал Юртаева Руслан Галецкий. – Большая часть помещений не сдается как раз по причине их дороговизны. При этом сами помещения висят камнем на шее администрации города, которая должна их содержать и поддерживать. Городская дума пытается снизить эти арендные ставки. Администрация Владивостока выходила с таким предложением. Но все упирается в группу депутатов, которые, наоборот, считают арендные ставки на муниципальное имущество слишком низкими. И даже просят их повысить. По их мнению, именно так надо наполнять бюджет города. Единого мнения в думе нет. Но здравый смысл и рынок подтверждают тезис о том, что расценки на аренду должны быть ниже, чем сейчас. 


Вечный вопрос – земля


Другой важный вопрос – выделение и распоряжение землей в городе. 


– Проблема комплексная, – считает Руслан Галецкий. – Начнем с азов. А именно с построения города и его экономической модели. В данный момент идет принятие поправок в Генеральный план Владивостока и в Правила землепользования и застройки. Новый Генплан, который разрабатывают омские специалисты, красиво нарисован, но пока в нем очень много неучтенных факторов и нюансов. В принципе, никаких новых функциональных зон в Генплане не появилось, а все изменения остались внутри действующих зон. Особое внимание вызывает новый ряд ограничений для бизнеса. Все разрешенные ранее виды использования земли в пределах существующих зон либо оказались под запретом, либо переместились в ранг «условно разрешенных». 


Пример: вот строится новый микрорайон, зона жилой застройки. Но открыть там булочную, парикмахерскую, кофейню я не имею права. Это абсурд. Завтра вы выйдете из своей новостройки и захотите купить хлеба, но вы его не купите, потому что рядом с вами запрещено размещение любых коммерческих предприятий. 


Антон Скорик отметил, что представители Ассоциации резидентов СПВ провели глубокий анализ нового Генплана и Правил землепользования и застройки. Но даже они до конца не смогли разобраться во всех нюансах – что разрешено, а что запрещено. 


– На самом деле размещение бизнеса в таких зонах будет допущено, – заверил он. – Есть информация, что Генплан в том виде, каков он сегодня, принят в этом году не будет. Количество поправок и замечаний исчисляется тысячами. В том числе одна из поправок касается размещения социально-бытовых объектов – иными словами, объектов малого и среднего предпринимательства.


– Новое зонирование в Генплане прописано так, что даже предприниматели не понимают, могут ли они в жилом микрорайоне разместить магазины или нет, – удивился Андрей Калачинский. 


– Дело в том, что по предлагаемым правилам получить разрешение на ведение бизнеса настолько сложно, что его вообще никто не захочет получать, – пояснил Руслан Галецкий. – Чтобы открыть магазин в жилой зоне, потребуется пройти процедуру публичных слушаний и так далее. 


Антон Скорик тоже отметил трудности с открытием бизнеса по новым правилам.


– Они подразумевают дополнительный круг согласований, который затянется минимум на полгода, – рассказал эксперт. 


Общественное мнение – мощная сила


– Владивосток начиная с 1960-х строился хаотично, – отметил Андрей Калачинский, подводя гостей к новой теме разговора. – Многие здания 60-х и 80-х годов, по моему мнению, просто страшные, их надо сносить. Даже то, что построено образцово, как район Второй Речки, проект которого в свое время получил Госпремию за комплексное развитие территории, морально устарело. Там нет внутриквартальных дорог, подъездов к домам, мест для стоянок. В свое время он был чудесным, но прошло 50 лет. 


К сожалению, у многих жителей Владивостока сформировалось такое отношение: не трогайте нас, мы живем как живем, ничего не сносите, ничего не стройте. Любая попытка предпринимателя зайти в центр города с уплотняющей застройкой, что принято в мировой практике, вызывает колоссальное сопротивление. Люди боятся строек по соседству.
– Бояться не надо, – считает Руслан Галецкий. – Есть нормы градостроительства, которые ограничивают застройку, нормы инсоляции и прочее. Сейчас модно приводить в пример московскую реновацию. Но вы смотрите не на Москву, а на сибирские города, где эта реновация уже прошла, и прошла успешно. Посмотрите на Красноярск и Иркутск, где сносились целые микрорайоны! В Иркутске снесли полгорода ветхого жилья, деревянных и каменных домов. И построили шикарные, красивые микрорайоны, где комфортно и жить, и гулять. Там жители тоже были недовольны, но когда все сделали, всем понравилось. И люди перестали возмущаться. 


Мне кажется, сейчас гораздо более важно решить вопрос с инвентаризацией земли. Кадастровые карты даются нам не в режиме онлайн, а полугодовой давности. Очень часто то, что есть на карте, не соответствует действительности. Мы должны понимать, чем располагаем, сколько у нас земли. 


– Власти очень часто относятся к земле как к ресурсу, – подчеркнул Антон Скорик. – Они не понимают, что этот ресурс будет приносить эффект, только если пустить его в хозяйственный оборот. Сам по себе он бесполезен. Очень скоро заработает нововведение, которое передаст полномочия по распоряжению земельными участками для резидентов СПВ с краевого уровня в Корпорацию развития Дальнего Востока, которая является администрирующим органом свободного порта. 


Основная идея – это инвентаризация и категоризация земель. Будет иной подход: инвестор заходит с идеей о строительстве объекта, и ему предлагают участки, где эту идею можно реализовать. Земельный участок в таком случае передается без торгов, но с условием, что через три года там появится заявленный объект: гостиница, производство, склад и т. д. 


– Когда нет средств на развитие, то, наверное, правильно немного, скажем так, отпустить вожжи и дать возможность людям делать то, что они хотят, – подвел итог Андрей Калачинский. – Только когда человек что-то делает, у него появляются деньги и он начинает платить налоги, пополняет казну города.

  

Автор: Евгений СИДОРОВ