Туристам уже тесно

Неразвитый сервис гостеприимства грозит обвалить турпоток

8 дек. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4247 от 8 дек. 2017

Приморье за 9 месяцев 2017 года посетили 517 тысяч туристов, из них 13 тысяч человек – круизные путешественники. По данным пресс-службы региона, в этом году край занял третье место в рейтинге российских территорий по развитию туризма. Еще в 2016 году мы были на десятом месте.

Согласитесь, это хороший повод для гордости за наш край. Вот только почему недовольны руководители турфирм, а горожане – основная масса туристов ограничивается визитами именно во Владивосток – уже не так радуются своему гостеприимству. 


Что же послужило причиной такого взлета в рейтинге? По словам директора департамента туризма Константина Шестакова, один из главных показателей развития туристской отрасли в Приморье – динамика роста турпотоков. Еще в 2011 году в регионе побывало 82 тысячи иностранных туристов. К 2017 году их количество увеличилось в семь раз. Прибавьте к этому еще порядка двух с половиной миллионов человек, съехавшихся в регион из разных городов России.


Однако такому существенному приросту количества туристов не соответствует краевая инфраструктура. По мнению председателя краевого Общественного экспертного совета по развитию туризма Ольги Гуревич, большинству иностранцев в Приморье некомфортно.


– Пункты пропуска на границе с Китаем – показатели гостеприимства. В очередях стоит огромное количество автобусов с туристами, все проверки занимают невероятное количество времени, – считает Ольга Гуревич.


С коллегой согласна и Наталья Калачинская, директор туристической фирмы «Гавань-турцентр». По ее словам, главная проблема туристической инфраструктуры Приморья – состояние большого количества объектов.


– Как театр начинается с вешалки, так и турпоездка для иностранного гостя начинается с пункта пропуска. Об их плачевном состоянии постоянно заявляют на заседании экспертного совета. Просто к металлическому ангару, встречающему туристов КНР в Краскино (холодному и без особых удобств), добавилась дорога через Хасанский район, изрядно подпорченная последним наводнением. Кстати, на КПП «Краскино», обозначающем государственную границу, с российской стороны уже четыре месяца нет флага РФ (данные на ноябрь 2017 года. – Прим. авт.). Переход КПП «Пограничный автомобильный» на границе с провинцией Хэйлунцзян вечно забит до предела туристами, не имеющими возможности просто повернуться на месте, или находящимися в многочасовой очереди автобусами, ожидающими своей обработки пограничниками. Все это – печальное зрелище. Тем более на фоне только что отстроенного нового терминала у соседей в Суйфэньхе. Фотографировать на пограничной территории запрещено. Поэтому поверьте на слово: это достойный объект, – отметила Наталья Калачинская.


Кроме того, бытует мнение, что туристов из Китая устраивают самые дешевые номера в самых дешевых отелях. На самом деле сюда приезжают люди с разными возможностями и разными запросами. Большому количеству гостей из КНР нужны дорогие номера и качественный сервис, так же как и туристам из Японии и Кореи. 


– К сожалению, Владивосток не может похвастать хорошими отелями и номерным фондом. Соотношение цена – качество просто невероятное. У нас номера либо в плохом состоянии, либо в отличном, но совсем крошечные. Ни то ни другое состоятельных туристов не устраивает, – добавила Ольга Гуревич.


По словам председателя краевого Общественного экспертного совета, граждане Японии не привыкли жаловаться, но в личных разговорах упоминают, что им некомфортно без четкого плана и распорядка.


– Японцам очень важно, чтобы все происходило по заранее прописанному сценарию. Если указано, что выезд в 9.00, значит, во столько они и должны отправиться в путь. Кроме того, как и китайцам, и корейцам, им важно качество сервиса, красивые и дорогие рестораны и отели, определенный уровень обслуживания, – отметила Ольга Гуревич. 
И если с организованными турами, которые массово заселяют в отели и возят на автобусах, еще можно решить практически все проблемы, то вот тем туристам, кто хочет насладиться городом самостоятельно (в одиночестве или небольшой компании), без гида будет весьма затруднительно.


– Во Владивостоке мало общественных туалетов, мест стоянки такси, общественный транспорт слишком непонятный для иностранцев. Получается, самостоятельная прогулка по городу станет шоком для гостя. Как иностранцу в нашем городе вызвать такси? Надо где-то найти номер, позвонить, разговаривать с оператором, который вряд ли знает чужой язык. А как потом платить? Счетчиков-то нет, – добавила Ольга Гуревич. – Требуется как можно больше информации на разных языках как непосредственно в городе, так и на различных информационных ресурсах в Интернете.


Когда туристы оказываются на территории Приморья, они заселяются в отели и отдыхают. На экскурсии отправляются на второй день пребывания. Как правило, начинается все с обзорной экскурсии. Здесь тоже не все гладко.


– Конечно, пресловутая видовая площадка – одно из самых популярных туристических мест в нашем городе. Прекрасный вид оттуда. И жалкое состояние подхода к ней. Мы говорили, что фактические владельцы данной территории открещиваются от восстановления этого объекта. Нужны техника, кран для поднятия бетонных ступеней. Просто силами энтузиастов не восстановить, – добавила Наталья Калачинская.


Далее туристов везут через фуникулер на Корабельную набережную. По словам руководителя турфирмы, когда горный трамвайчик не на ремонте, он очень выручает. Гости получают колоссальное удовольствие от такой поездки.


– Подводная лодка С-56 – обязательное место для посещения каждого приезжающего в наш город. Здесь – спасибо муниципальным властям – всегда чистота и порядок. Это наше патриотическое воспитание и память. Но территория позволяет принять лишь ограниченное число туристских автобусов – кто успел, тот и встал у обочины, – отметила эксперт.


Следующие объекты экскурсий по Владивостоку – центральная площадь, Морской вокзал, паровоз на ж/д вокзале и 30-й причал.


– Мне всегда очень хочется направить группу на Ворошиловскую батарею. Тогда, к радости туристов, мы проезжаем по обоим мостам, узнаем о Русском острове, кампусе ДВФУ, месте проведения Восточного экономического форума. Но есть большая проблема с проездом до объекта. Не каждый автобус может туда проехать: они рискуют зависнуть на днище – не развернуться, не разойтись с другим автобусом. Зато зрелище того стоит, – рассказала Наталья Калачинская.


Еще одно место за пределами исторического центра, которое привлекает туристов, – бухта Стеклянуха, как ее называют в народе. Иностранные гости едут туда нескончаемым потоком и потом делятся с друзьями незабываемыми впечатлениями. И всегда новая группа обязательно спросит: когда на Стеклянуху?


– Жаль, что нет желающих облагородить это место, обустроить парковку, туалет, кафе и зарабатывать на гостеприимном сервисе, – сетует Наталья Калачинская.


О том, что надо поддерживать предпринимателей, желающих работать в индустрии гостеприимства, развивать именно туристскую инфраструктуру, говорится много, но конкретными результатами в этом направлении чиновники пока не хвалятся. Зато озвучивают достижения в деле наращивания турпотока. По словам директора департамента туризма Константина Шестакова, его ведомство активно налаживает связи с соседними государствами, предлагая разные формы сотрудничества в сфере гостеприимства. 


– У южнокорейских путешественников очень популярны небольшие круизы по портам Японии, в них можно было бы включить и Приморье, это внесло бы особый колорит в азиатские маршруты, – предложил Константин Шестаков представителям Законодательного собрания южнокорейской провинции Кангвон на встрече, состоявшейся в конце ноября во Владивостоке.

Автор: Анна МИРОНОВА